Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06:00, 20 июня 2020
 Дина Абрамова 2064

Начальник ОМВД по Белгородскому району предупредил о распространённых схемах мошенничества

Начальник ОМВД по Белгородскому району предупредил о распространённых схемах мошенничестваФото: Дина Абрамова
  • Дина Абрамова
  • Интервью

Только за пять месяцев текущего года было совершено 190 таких преступлений.

В Белгородском районе растёт число телефонных и интернет-мошенничеств. Только за пять месяцев этого года в ОМВД России по Белгородскому району зарегистрировано более 190 преступлений. При этом не все пострадавшие от рук мошенников обращаются за помощью в правоохранительные органы, поэтому случаев обмана может быть гораздо больше.

 Доверчивые люди снова и снова отдают свои деньги злоумышленникам. Мишенью становятся даже те, кто наслышан об этих преступлениях. «Я знал, но не думал, что со мной может произойти подобное», – обычно говорят жертвы. В ОМВД России по Белгородскому району сложившейся ситуацией обеспокоены. Правоохранители в очередной раз напоминают: будьте бдительны и не позволяйте себя обмануть!

Начальник ОМВД России по Белгородскому району Евгений Гаенко рассказал нашей газете о том, как действуют преступники и как обезопасить себя от их действий.

— Евгений Викторович, откуда мошенники узнают номера телефонов жертв, да и вообще их персональные данные? Ведь зачастую во время звонка у них целое досье. Они верно называют не только фамилию, имя, отчество собеседника, но даже, к примеру, серию, номер паспорта и количество банковских карт.

— Информация попадает в руки мошенников из разных источников. Если человек хоть раз обращался для оформления карты или кредита, его персональные данные в любом случае остаются в информационном массиве банка. И человек, к сожалению, не имеет возможности проконтролировать процесс их обработки и хранения. В случае утечки информации из кредитных организаций и крупных компаний сведения станут доступными. И это значительно облегчает задачу злоумышленникам.

Кроме этого, номера телефонов можно достать на сайтах бесплатных объявлений или поиска работы. А ещё на страницах в социальных сетях и популярных мессенджерах – в разделах «О себе» пользователи часто, не задумываясь о последствиях, указывают адрес и телефон.

Бывает, мошенники набирают номер наугад. Отсюда частые ошибки. К примеру, звонят и сообщают: «Ваш сын стал виновником ДТП. Надо перевести деньги, чтобы избежать наказания». А им отвечают: «У меня дочь».

Допустим, в распоряжении мошенников оказались чужие персональные данные. Что они делают дальше? Как выманивают деньги у жертв?

— Приведу конкретный пример. В ОМВД России по Белгородскому району недавно обратилась жительница одного из населённых пунктов. Ей пришло уведомление из банка: «У Вас задолженность по кредиту». Кредит составляет крупную сумму. До того, как обратиться к нам, женщина была в банке. Там ей подтвердили: действительно на неё оформлен кредит. А она и не в курсе. Потом вспоминает, что месяц назад ей звонили якобы сотрудники службы безопасности банка и сообщали о подозрительных операциях с её банковскими счетами и как будто кто‑то пытается взять на её имя кредит. Чтобы это пресечь, мошенники попросили сообщить полные данные карты и одноразовый код из смс – он нужен для входа в личный кабинет мобильного банка. Эта информация необходима якобы «для сохранности денег». Пострадавшая, ничего не подозревая, сообщила. Мошенники оформили на её имя кредит и все деньги перевели на свои счета.

— Какие ещё схемы используют вымогатели денег?

— Их изобретательность не стоит на месте. Они работают посредством смс-сообщений и в сети Интернет. Но самый распространённый способ обмана – телефонные звонки. Зачастую мошенники действуют настолько бесцеремонно, дерзко и умело, что жертва буквально с первых слов начинает им верить. Звонят, представляются сотрудником правоохранительных органов и говорят: «Ваш родственник попал в беду». Затем просят перевести крупную сумму денег, чтобы родственник не лишился прав или избежал ответственности. А жертва мошенника вместо выяснения обстоятельств непосредственно своего родственника, его места нахождения или обращения в правоохранительные органы, к своему участковому уполномоченному полиции, на телефон 02, сразу попадается на крючок мошенника.

Мошенники могут представляться сотрудниками банка, сообщать, что произошёл сбой в системе или что банк выявил подозрительную операцию, например, произошёл запрос на перевод крупной суммы денег. И просить или даже требовать при этом логин и пароль от личного кабинета мобильного банка, все данные карты и одноразовый смс-код. Назвав их, вы совершенно точно лишитесь какой‑то суммы денег из той, которая есть на вашей карте или на счёте.

Ещё одна схема – «ошибочный» перевод средств. В ОМВД в производстве было такое дело. На одном из сайтов купли-продажи жительница Белгородского района разместила объявление о продаже земельного участка. Ей позвонила якобы покупательница: «Меня всё устраивает. Дайте номер карты, я Вам переведу задаток». Продавцу пришло сообщение о поступлении на счёт суммы, превышающей сумму задатка. Тут же перезвонила потенциальный покупатель, плакала: «Я по ошибке перевела Вам лишние деньги. Дома будут проблемы. Скажите мне данные Вашей карты, чтобы я забрала эту сумму обратно». Продавец участка сообщила данные, а затем с карты «ушли» все имевшиеся деньги. Это могли быть и пенсия, и зарплата.

— Что можно сказать о сообщениях с интернет-ссылкой и текстом «Посмотри, тут твои фото», «Вы стали победителем розыгрыша»? Это тоже уловка мошенников?

 – Да. Злоумышленники таким образом хотят внедрить вирус в чужой смартфон. Владелец телефона, переходя по ссылке, скачивает его. И если на телефоне установлен мобильный банк, преступники снимают деньги со счёта. Жертвы таких мошенничеств к нам за помощью не обращались, но эти схемы имеют место быть. 

 – Что делать, если поступил звонок «Ваша карта заблокирована», «Ваш родственник попал в беду»? Что должно насторожить в таком случае?

— Запомните: ни одна банковская организация не будет звонить или присылать смс с просьбой сообщить номер карты, срок действия, CVC/CVV – это код из трёх цифр на оборотной стороне карты, а также секретный код из смс, необходимый для входа в личный кабинет мобильного банка, логин и пароль от личного кабинета мобильного банка. Поэтому услышав подобную просьбу, немедленно кладите трубку.

Если звонят и говорят «Ваш родственник в беде» или приходит смс вроде «Мама, я сбил человека» и просят перевести деньги, тоже ни в коем случае не реагируйте. Не паникуйте, перезванивайте своим родственникам на известные вам номера телефонов и лично проверяйте информацию.

Мошенники обычно торопят жертву, заставляют скорее совершить нужное действие, придумывают пугающие сценарии. Вот это и должно насторожить.

— А если пострадавший уже перевёл деньги мошенникам?

— Если человек сразу понял, что его обманули, нужно немедленно звонить в банк по телефону «горячей» линии для блокировки транзакции, то есть перевода денег. Потом сразу же обратиться в полицию.

— Евгений Викторович, в чём сложность раскрытия телефонных мошенничеств?

— Дистанционный характер совершения преступлений и временные показатели от времени совершения до обращения жертвы в полицию – вот, пожалуй, главный фактор, осложняющий расследование. Мошенники, как правило, звонят с «обезличенных» номеров телефонов, их сим-карты зарегистрированы на несуществующих лиц, лиц без определённого места жительства, жителей стран ближнего зарубежья. Не всегда мошенник находится в том регионе, в который он звонит. Более того, он может звонить из другой страны. Ну, и, конечно, банальные наивность, доверчивость и беспечность самих граждан.

— Расскажите, какие преступления уже раскрыты сотрудниками ОМВД России по Белгородскому району.

— Сейчас расследуем случаи мошенничества в сфере грузоперевозок. Житель одного из южных субъектов России мониторил интернет-сайты, связанные с грузоперевозками – искал тех, кто желает воспользоваться этими услугам. Звонил, представлялся сотрудником транспортной компании, при этом просил оплатить услуги до получения груза. Доверчивые люди переводили деньги. Затем мужчина звонил в реальную транспортную компанию, сообщал, откуда и куда нужно доставить груз, кто его заберёт. Пострадавший получал груз и вынужден был снова оплачивать доставку, так как в реальной транспортной компании она осуществлялась по факту получения. И таких эпизодов больше двадцати по всей России. Подозреваемый установлен, сейчас он в одном из СИЗО. 

Ещё один пример. Жителям Белгородского района, в основном представителям старшего поколения, звонили и сообщали:

«Ваш родственник попал в беду, сейчас с Вами будет говорить представитель правоохранительных органов».

Голос менялся, «сотрудник» сообщал, что необходимая определённая сумма денег. Если такой суммы у жертвы не было в наличии, звонивший выяснял, сколько есть. Затем приезжал другой человек, сообщник звонившего, и забирал деньги. Мы установили, что звонки поступали с севера страны, а непосредственно деньги забирал житель Белгородской области. Таким образом были обмануты 14 белгородцев. Преступники были задержаны сотрудниками уголовного розыска и сейчас находятся под стражей.

— Как бороться с телефонными и интернет-мошенниками?

— Самый действенный способ – это профилактика и собственная внимательность. Сотрудники ОМВД России по Белгородскому району на постоянной основе обходят жилой сектор, в первую очередь пожилых граждан. И доносят информацию о том, как не стать жертвами мошенников. Напоминаю всем читателям: если вы столкнулись со злоумышленниками, проанализируйте ситуацию, успокойтесь и задумайтесь, на что вас побуждают и какими могут быть последствия.

Начальник ОМВД по Белгородскому району предупредил о распространённых схемах мошенничества - Изображение Фото: Дина Абрамова
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×