Воровство относится к «стыдным» проблемам. Поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью‑либо вещь. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража». Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно.
Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.
1 Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести;
2 Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка;
3 Недостаток развития нравственных представлений и воли.
Воровство — это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу:
«Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают — и ничего?».
Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. Обсудите в семье проблему воровства, научите детей оберегать свое имущество. Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.
Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности. Будьте осторожны, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в полицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности. Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение. Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств,совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.