Виталий Степанович Швыркин. Человек-легенда. О нём в своё время говорили: «Человек – высокий урожай!». Имели ввиду, что, отправляя Швыркина в любое хозяйство, можно было с уверенностью сказать, что результат – увеличение урожайности – будет обязательно достигнут, притом в довольно краткие сроки. И поверьте, дело не только в знаниях, дело в отношении этого человека к своим обязанностям, к своей любимой работе и в великой любви к земле, по которой он ходит уже давно. Это неуёмный человек нескончаемой энергии, экспериментатор, настоящий учёный-практик, истинный селекционер и убеждённый трудоголик. Виталию Степановичу Швыркину, заслуженному агроному России, исполнилось 85 лет. Наш корреспондент отправился в гости к юбиляру.
Что поразило сразу. В первую очередь то, что человек почтенного возраста читает без очков, второе – память у Виталия Степановича отменная: помнит практически всё из своего трудового прошлого, называет своих коллег по имени отчеству, по фамилиям, ну, и последнее – в его маленькой двухкомнатной квартирке расположилось два компьютера.
«А как по иному с сыном и внуками говорить, новую информацию получать и от навязчивой телевизионной рекламы избавляться. Надо идти в ногу со временем. Скайп изучил в совершенстве. Без интернета уже никуда», – удивляется Виталий Степанович.
«Знаете, думал, выйду на пенсию – читать начну. Когда работал – читать было некогда. Практически каждый день подъём в 4–5 утра, домой – в сезон посевной, уборочной – далеко заполночь… Какое уж тут чтение: успеть бы что перекусить и поспать хоть пару часов. После выхода на пенсию тоже не пришлось дома сидеть за книжкой – приглашали на работу, на консультации. Это здорово, ведь чувствуешь себя нужным и людям, и земле. Это прекрасное чувство. Но годы берут своё. И читать я всё же начал. Практически всё и перечитал. Вот теперь интернет взял в помощники», – обвёл он рукой большую библиотеку.
О месте своего рождения Виталий Степанович шутит:
«Все великие люди со Смоленщины: Гагарин, Нахимов, Пржевальский. Ну и я…».
На вопрос, почему всё же пошёл учиться на агронома, а не, скажем, на зоотехника или ветеринара, ответил сразу:
«Любовь к земле – чувство особенное. Оно либо есть, либо его нет. Во мне оно было заложено генетически. У меня такое впечатление, что я с самого раннего детства знал, что буду агрономом. Как вспомню летнее раннее утро, когда мальцами на рыбалку ходили. И почему‑то я – всегда через поле пшеницы. По пояс с удочкой тянешься, колоски на ходу срываешь, почистишь и в рот кидаешь… Чувство такое необыкновенное и вкус во рту особенный, хлебный. Бывало, и на гнездо куропатки натыкался. Так обойду, чтобы и гнездо не разорить, и птицу не спугнуть – пусть птенцов высиживает. А как я уборочную страду любил, когда на поле снопов понавяжут, а потом и стога сена наделают. Ещё не убирают – ждут, пока подсохнет солома. Ночью на верхушку стога залезешь и на звёзды любуешься, а они будто вот, рядом – руку протяни и звезда тебе на ладонь сама и сядет».
Как после такого рассказа не понять, что любовь эта навсегда. Так и вышло. После окончания школы Виталий Степанович успешно окончил Воронежский сельскохозяйственный институт. Тут и судьбу свою обрел в лице своей супруги Валентины Александровны, самой красивой студентки землеустроительного факультета, с которой прожили 55 лет в счастливом браке.
«А если прибавить ещё пять лет нашего знакомства до свадьбы, то ровно 60 лет вместе провели. Двух прекрасных сыновей – Сергея и Владимира – воспитали и вырастили», – шутит Виталий Степанович.
После окончания вуза семья Швыркиных получила направление в Белгородский район… Тут, как говорится, и осели они на всю оставшуюся жизнь.
Свою трудовую деятельность Виталий Степанович начинал в колхозе имени Жданова, центральная усадьба которого располагалась на территории нынешнего села Красный Октябрь.
«Начинали мы трудно. Дали нам в колхозе маленький домик, но абсолютно без мебели. Спали на матрасе. Родился у нас первый сынок, так мы, смешно сказать, на первые заработанные деньги купили себе… телевизор. Селяне смеялись над нами: «сами на полу спят, а телевизор купили». А нам, молодым, очень хотелось телевизор. Вся остальная мебель‑то потом быстро появилась – колхоз помог», – вспоминает с улыбкой Виталий Степанович.
Через два года молодого агронома приметили и пригласили на работу в районное управление сельского хозяйства. Но кабинетная работа не пришлась по душе, да и селекцией не займёшься в полном объёме, вот и стал проситься он на работу в поле, в колхоз. На удачу освободилось место в колхозе «Новая Жизнь», что в селе Стрелецкое. Там долгие годы, начиная с 1967-го, Виталий Степанович и проработал главным агрономом.
Уже через несколько лет за ним прочно утвердилась приговорка: «Швыркин – человек урожай». Так и получалось. Принял хозяйство молодой агроном с урожайностью озимой пшеницы и ячменя в 14 центнеров с гектара, но уже через два года государству было сдано более 22 центнеров с гектара. В разы увеличилась урожайность гороха, проса, гороха, сахарной свёклы, подсолнечника и кукурузы. А к 1979 году для колхоза в среднем показатель урожайности зерновых вырос в три раза. Потому в 1977 году и был Виталий Степанович за новые методы и новаторство отмечен званием Заслуженный агроном РФ. Необходимо отметить, что подобных званий до него в Белгородской области были удостоены лишь два специалиста, Виталий Швыркин был третьим.
«Коллектив в хозяйстве был великолепный. Я начал экспериментировать, применяя новую агротехнологию, всерьёз занялся селекцией, используя новые семена. Объездил немало селекционных институтов. Был в лучших на тот период: в Харьковском и Одесском. И коллектив принял все эти новшества. Мы вместе осваивали новые методы вспашки, обработки земли. Вот когда чувствуешь себя единым коллективом. Все решали сообща, а, главное, шли навстречу мне ребята: ни сил, ни времени не жалея. Понимали, что всё во благо идёт и так оно и получилось. Результаты сами за себя и говорили», – замечает Виталий Степанович.
Но не только так в районе называли Виталия Степановича, говорили, что он «неудобный и незговорчивый» агроном. Бывало и не раз, приедет районное начальство, а Швыркин ещё, по их мнению, вовремя боронование не провёл или сев той или иной культуры не выполнил. Тут уж и наказанием грозили, и разбором на бюро райкома партии… Да чем только не пугали. Но у Швыркина всегда были свои мнение и секреты, своя, как говорили его коллеги, «чуйка» агрономическая, которая никогда не подводила. Про Виталия Степановича говорили, что «он никогда не работал на авось». Его всегда отличали творческий подход, плотная связь с наукой и научно-обоснованный подход к каждому агрономическому приёму и каждой сельскохозяйственной культуре. Что ещё его отличало – так это крайне бережное отношение к выращенному урожаю. А ведь случалось всякое. Объезд полей проводил по два раза в день, порой в стогах находил спрятанные мешки с зерном…
«Никогда не мирился с воровством. Сам никогда ничего не брал и другим запрещал. Трудно, конечно. Порой и коллектив отворачивался, но я пытался достучаться до человека. Не скажу, что всегда, но иногда получалось убедить», – говорит Виталий Степанович.
Ну а что сегодня волнует Виталия Степановича Швыркина. Много он читает – бывает, уже по второму, а то и по третьему разу – понравившуюся книгу. В интернете часто «зависает» – новости читает, общается с близкими, которые далеко и никак не могут навещать отца и деда так часто, как хотелось бы и ему, и им. Сетует на отсутствие внимания – всё реже и реже навещают знакомые и друзья, но настроение при этом оптимистичное и всё вспоминает он дачу свою, в Зелёной Поляне, где вместе с супругой вырастили великолепный сад и содержали огород, на котором выращивали «всё, всё».
«Эх, была бы Валя рядом,мы бы и сейчас там трудились. Так я землю люблю и работать на ней. Земля, она благодарная, – если ты к ней с любовью и пониманием, то и она отдаст тебе в 100 раз больше. Она живая…», – говорит он на прощание.