В театре «Окно» Тавровского Центра культурного развития продолжается 33-й творческий сезон «33 волшебных слова». В сентябре коллектив пополнился новичками, группа по традиции тоже получила название – «Новые люди». И, как можно догадаться, они не просто новые участники студии, они, по сути своей, другие… О детях, их родителях и конечно, о театре – цитаты из нашей беседы с режиссёром Народного театра-студии «Окно» и детского Образцового театра-студии «Окошко» Галиной Еремеенковой:
«В училище культуры у нас была сильная группа, однажды одна из моих сокурсниц написала обо мне: «Любит, когда её понимают, и не понимает, когда её не любят». Это очень важно, когда нас любят и понимают. Я – фанатик театра, натура увлекающаяся. Театру 33 года, а я мечтаю попасть на необитаемый остров, чтобы отдохнуть от повседневной суеты… Пока что спасают собака и семейство кошачьих. Когда прихожу домой в 10 часов вечера, совершенно уставшая, тяжело, а гулять надо идти, хотя, казалось бы, лучше сразу лечь спать, но прогулка наоборот помогает восстановиться. Пёс Умка просто замечательный, настоящий друг, даже в спектакле играл… Читаю много, не могу читать электронную книгу, хочется перелистывать «живые» страницы…».
«На сцене каждый должен чувствовать себя комфортно, а если и ошибается, то с радостью. И не комплексовать, если не получается, он не умеет что‑то делать, двигаться, как кто‑то другой, не выговаривает буквы. Каждый человек – уникален, каждый важен и нужен. Разные по темпераменту, по возрасту, – разноцветные. В театр беру всех, кому не комфортно и не нужно, сами уходят. Я не сюсюкаюсь с ними. Главный принцип – нет слов «не хочу, не могу», есть – «я попробую».
Я не готовлю детей в актёры. Мои театралы выбирают разные профессии – они лётчики, физики, юристы, учителя. Моя задача – научить быть людьми. Спектакль – побочный продукт, как бы ни кощунственно для кого‑то прозвучит, главное – сам процесс, общение, которое происходит на другом уровне. Мои спектакли никогда не будут совершенны, важнее, с чем выйдут зрители и сами актёры со спектакля. Жюри на конкурсе говорит – можно было сделать по‑другому, лучше, а я это тоже знаю, но если что‑то привнесено ребёнком, стараюсь сохранить, это очень важно. Пока они не зажгутся, спектакль делать не могу. Они тоже творцы, жду, притормаживаю процесс. Я увеличиваюсь за счет них и радуюсь их находкам».
«В начале мая едем на фестиваль в Сочи. Фестивали нужны, нужен свежий взгляд на свою работу, на спектакли. Не только режиссеры, дети должны учиться. Езжу по всей стране (Рязань, Калуга, Пенза, Сочи). Хочу проводить совместные тренинги, чтобы дети знакомились друг с другом. За них не переживайте, они привыкли к нагрузке.
В этом году набрала малышей, начиная с пяти лет. Сначала не планировалось с ними что‑то грандиозное делать, а теперь всё изменилось. Они удивительные, очень талантливые, быстро «слепились» в коллектив. В декабре отправимся с ними на фестиваль в Великий Устюг.
Психофизика – основа деятельности театра. Как ставить спектакль, если я не знаю, на что ребёнок способен? На каждой репетиции провожу тренинги, этюды, упражнения. После тренинга они размяты, и, хочешь – Пыльный Чемодан На Колесиках сыграют, хочешь – Гамлета. Плюс это объединяет, конфликты исчезают. Не устану повторять – дети очень талантливые, не перестают удивлять, знают больше нас. У них такая мощная энергия театральная, которой они умело пользуются. Вот от этой энергии я никогда не устаю. Меня радуют и родители, участвуют в тренингах, учатся по‑другому смотреть на своих детей, набраться терпения и дать им сотворить чудо.
Простой одновременно, и внутренне сложный тренинг – вылепить из руки существо, мама одного нашего театрала тоже участвовала, она уже справилась с задачей и волновалась, что сын ещё ничего не сделал. Говорю: «Он не скованный, не трогай, дай ему проклюнуться, он делает… процесс нельзя спугнуть, ускорить». Прислушиваются.
Провоцирую ситуацию, садимся и начинаем размышлять… К примеру, тема «Мечта», чем она отличается от цели, как её можно достичь. Когда включается подсознание (к примеру, в погоне за мечтой все средства хороши), становится страшно, дети напичканы ненужной информацией из интернета, телевидения. У нас постепенно эта шелуха слетает».
«Мы играем спектакль по произведения Евгения Клюева «Сказки на всякий случай», Это сказки даже больше для взрослых, чем для детей. Там такие замечательные образы, я обожаю эти тексты, и дети увлеклись. Посредством символов и образов они легко включаются в философию автора. Всего 123 сказки, мы взяли 12, так всем нравится, хотят уже вторую часть делать.
Готовим вечер прозы ко Дню детской книги (приглашаем на показ 7 апреля в 16 часов), дети, и родители в том числе, радуют выбором отрывков – «Маленький принц». «Алиса в стране чудес»… Буду читать вместе с детьми прозу Владислава Крапивина – один из моих любимых авторов – актуален до сих пор. Люблю Макса Фрая – за надежду, что человек, особенно в критических ситуациях, когда стоит вопрос о жизни и смерти, может сделать невозможное, психологически, идет перестройка самого человека, и чудо случается. Думаю, надо детям показать фильм «Аватар» – потрясающий, музыка, образы фантастичны, создатели фильма проделали огромную работу. Что меня всегда восхищает? Работа моих коллег. Это режиссёры Елена Нескромная из Нижнего Новгорода и её «Нескромный театр» и Светалана Рахманина, театр «Шанс» из Рязани. Хочется, чтобы и дети видели их спектакли.
Пусть нельзя изменить современный мир гаджетов, можно влиять по‑другому, формировать внутренний мир поколения, вложить в детей разумное, доброе… Мы отмечаем вместе дни рождения, праздники, делаем подарки своими руками, печём вкусняшки. Я не хочу ограждать детей от современного мира, хочу научить жить в нём, не теряя себя. Мой посыл: «Любите своего ребёнка» и родителям говорю: «Защищайте своих детей». Важно научить их оставаться людьми в любой ситуации».
P.S. За время существования театра поставлено 58 спектаклей.
Подробнее — на видео: