Мозаика – одна из визитных карточек советской архитектуры. Её расцвет случился в 1960–1970-е годы – именно тогда возникла необходимость декорировать панельные новостройки, пришедшие на смену кирпичным сталинским домам. До сих пор во многих населённых пунктах России и странах бывшего Советского Союза сохранились тысячи мозаичных панно. Ими украшали фасады школ и детских садов, больниц, домов культуры, заводов, научно-исследовательских институтов, а также станции метро, обычные жилые дома, остановки. Сюжеты весьма разнообразны: покорение космоса, наука, спорт, человек труда, материнство… Встречаются и абстрактные изображения. Несмотря на то, что создание мозаики было недешёвым, в советское время на это не жалели средств. Считалось, что такое панно защищало фасады зданий от холодов, ветра и долго сохраняло прочность.
Сегодня отношение к советским мозаичным панно неоднозначное. Пока одни называют их инструментом советской пропаганды и пережитком прошлого, другие призывают сохранять их как шедевры советского монументального искусства и архитектурный символ эпохи. Во время подготовки этого материала мы предложили подписчикам странички газеты «Знамя» в социальной сети «ВКонтакте» принять участие в опросе и ответить на вопрос: представляет ли сейчас ценность советская мозаика? Из шестидесяти трёх респондентов шестьдесят (95,24%) ответили положительно и три (4,76%) отрицательно. Вот как прокомментировала свой выбор Нелли Титова, заведующая Тавровской библиотекой: «Безусловно, мозаика представляет собой ценность как культурное и историческое наследие и не является пережитком советского прошлого. Кроме того, изготовление мозаичных полотен это единичные, авторские произведения декоративно-прикладного искусства, которые невозможно тиражировать в массовом количестве, даже путём фабричного производства, поскольку это полностью ручная работа, отсюда их ценность и уникальность».
В этом материале вы узнаете, где в Белгородском районе найти здания, на которых и внутри которых сохранились советские мозаичные панно.
Дом культуры в селе Никольское – одно из немногих зданий Белгородского района (а, может быть, и единственное), в котором сохранилась мозаика из кусочков смальты – цветного непрозрачного стекла с уникальными физико-химическими характеристиками. «Это очень ценная мозаика», – отметил в нашем разговоре член Союза художников России Юрий Чернышёв. Юрий Васильевич – житель Никольского и помнит, как в 1980-х пожилой художник из Москвы, сотрудник художественного музея творил в местном ДК. Эскизы мозаичного панно были столичными, а смальту привозили из Ростова-на-Дону. Трудился мастер долго. Сам колол инструментом маленькие разноцветные кусочки разной формы, раскладывал их на полу, сам готовил строительный раствор и закреплял кусочки. К слову, этот метод набора называется прямой и используется с самого начала зарождения мозаики. В итоге получилось панно довольно больших размеров – на всю стену зала – с изображением сельских тружеников разных эпох. Вот среди колосьев сидит женщина в рубахе и сарафане. Рядом серп – видимо, запечатлена пора жатвы хлеба. Чуть дальше – доярочка на фоне молочных ферм, тракторов и машин. Это уже другая эпоха. «Художник хорошо знал современное искусство и чувствовал композицию», – так сказал о коллеге Юрий Чернышёв.
Несколько лет назад Дом культуры капитально отремонтировали, и к радости никольцев мозаичное панно сохранили.
В селе Никольское есть ещё одна мозаика – пожалуй, самая масштабная в Белгородском районе. Появилась она на здании местной школы уже после распада Советского Союза.
«В 1980-х встал вопрос о строительстве пристройки к школе, потому что в старом здании учителям и детям не хватало места. Но началась «перестройка», и строительство пришлось отложить. Пристройку начали возводить в 90-х. В проект мы заложили и мозаику. Я тогда много ездила в командировки, обращала внимание на оформление зданий. Видела мозаики и хотелось, чтобы и в нашей школе она была», – вспомила Людмила Михайловна Болтенкова, в то время директор учреждения образования.
Эскиз мозаичного панно создали известные белгородские художники Виктор Блинов и Евгений Поленов (они же – авторы разрушенной в прошлом году мозаики на стене белгородской спортивной школы №4), а воплощал в жизнь их задумку Иван Митрофанович Кузнецов.
Немного о технике. В отличие от мозаики из смальты в Никольском Доме культуры, для школьной мозаики использовали маленькие цветные керамические плиточки-квадратики. Их приклеивали на картонные квадраты размером 50 на 50 сантиметров, затем Иван Митрофанович квадраты укладывал на раствор бумагой вверх и через какое‑то время бумагу счищал. Этот метод набора называется обратный. Так монтировался квадрат за квадратом. На стене Никольской школы мы насчитали их более трёхсот пятидесяти.
В 1984 году в Таврово произошло долгожданное событие – распахнуло двери новое здание средней школы. До этого в населённом пункте была лишь начальная школа. Инициатор строительства образовательного учреждения – Виктор Павлович Андриенко, в то время директор Тавровского ремонтно-механического завода (сейчас предприятие называется ОАО «Таоспектр»).
«Чтобы наша организация развивалась, необходима инфраструктура. А её в те годы в Таврово не было. Допустим, приезжали молодые семьи с детьми устраиваться к нам на работу, спрашивали, есть ли детский сад, школа. Нет? Уезжали», – рассказал нашей газете Виктор Павлович.
Так, благодаря Андриенко, в селе возвели ещё детский сад, амбулаторию, многоэтажные жилые дома.
Проект школы заказывали в Воронеже. Виктор Павлович вспоминает, что мозаичного панно изначально в нём не предусматривалось. Его решили сделать, когда приступили к отделочным работам. И вот уже более тридцати лет вход в здание украшает разноцветная мозаика. Техника её набора такая же, как в Никольской школе. В центре сюжета – дети. Справа на переднем плане пионеры в красных галстуках, чуть дальше – малыши, несущие цветы педагогу. Слева – дерево с указанием года открытия школы.
Первого сентября 1979 года в Весёлой Лопани состоялось торжественное открытие нового трёхэтажного здания школы. С 1982 по 1987 года директором образовательного учреждения была Екатерина Григорьевна Гришко. С её именем связано становление школы-комплекса. По инициативе этого педагога, вспоминает Александр Калашников, много лет проработавший в школе преподавателем-организатором ОБЖ, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне на третьем этаже здания оформили Зал боевой славы. Деньги на это выделил Весёлоланский спиртзавод. Частью Зала стало мозаичное панно на всю стену на тему войны: слева солдат, в центре дети, несущие вахту у Вечного огня, и напоминание о том, что война продолжалась четыре года, с 1941-го по 1945-й.
В 2000 году образован школьный историко-краеведческий музей, и с тех пор он занимает особое место в воспитании подрастающего поколения. Сохранившееся мозаичное панно – одно из его украшений. Как отметила руководитель музея Татьяна Альтергот, у панно проводят экскурсии, в День защитника Отечества и День Победы дети несут здесь Вахту Памяти.
В начале 1980-х годов председатель ордена Трудового Красного Знамени колхоза имени Фрунзе Василий Яковлевич Горин в материале «Не позволяй душе лениться», опубликованном в журнале «Крестьянка», сообщал: «Буквально на днях детишки получат в своё распоряжение новое здание детского сада на 320 мест с плавательным бассейном и зимним садом. Он обошёлся колхозу в один миллион рублей». Позже в газете «За изобилие» за 14 января 1983 года появился восторженный отзыв А. Мотлоховой: «В минувшую субботу по‑праздничному выглядела центральная усадьба колхоза Бессоновка – со всех улиц села люди шли, а с окрестных сёл подъезжали на машинах и направлялись к парку культуры и отдыха имени Ленина на митинг, посвящённый открытию нового детского комбината. Многое построено в колхозе за последние годы…, но вот по своей грандиозности, красивому архитектурному ансамблю сооружение детского комбината не имеет себе равных, аж дух захватывает, потому что его можно сравнивать только с дворцами как по размерам, так и по наружной и внутренней отделке».
В новом детском саду нашлось место мозаике. На фасаде здания в мозаичной технике строители изобразили солнышко, в зимнем саду – героев русских народных сказок, помещение бассейна практически всё было украшено мозаикой. Первые две сохранились до наших дней. Присмотритесь к фотографии мозаики в зимнем саду. Рисунок сложен из множества квадратов. Квадраты, в свою очередь, состоят из десятков разноцветных кусочков битой керамики. Напоминает технику, которую мастера использовали в уже упомянутых Никольской, Тавровской, Весёлолопанской школах. Однако если в школах разноцветные частички – исключительно маленькие квадраты, то в зимнем саду – необязательно правильные четырёхугольники, это и прямоугольники, и треугольники разных размеров.
О прежней отделке бассейна в Бессоновском детском саду можно узнать лишь из воспоминаний современников и по старым фотографиям: на стенах красовались изображения животных, птиц, рыб, цветов, а также, по‑видимому, героев русской народной былины «Садко» – самого Садко, Морского царя и русалок. Мозаикой были украшены сам бассейн и скульптуры рыб в помещении. Вот что писала о бассейне И.Я. Кошелева в своей книге «Юность Бессоновки»: «За окнами мороз, белым бело. А здесь – кусочек лета. Яркая облицовка бассейна, скульптурная группа фантастических «зверей», рядом зелёные пальмы и сверкающие брызги воды».
После капитального ремонта 2013 года в Бессоновском детском саду в помещении бассейна сделали холл, мозаику заменили современными строительными материалами. Теперь здесь, среди зелени множества растений, организуют выставки творческих работ