Весеннее настроение
Звучали произведения о весне, цветах и любви. Песня «Я жду весну» (музыка Евгения Мартынова, слова Андрея Дементьева) из репертуара Анны Герман, дала название концерту. Поклонники романтического жанра услышали «Серенаду» Франца Шуберта, японскую народную песню «Тюльпаны» в обработке Владимира Локтева, романсы «Ночные цветы» Александра Шиловского, «Жасмин» на музыку Бориса Прозоровского, песенку Анюты из кинофильма «Весёлые ребята» на музыку Максима Дунаевского, романс «Саша» Бориса Фомина на стихи Павла Германа, песню «Неужели это мне одной» (музыка Георгия Портнова, слова Юзефа Принцева), «Любви негромкие слова» (музыка Владимира Шаинского, слова Бориса Дубровина) и другие композиции…
В первый день весны такой чудесный подарок! Известные имена композиторов и поэтов, изысканные мелодии и удивительные поэтические строки. Светлый весенний колорит поэтических образов: цветущая природа, пьянящее ощущение счастья, душевной щедрости и радости. Весной расцветает природа, приходит любовь и сбываются все мечты. Получив позитивный настрой, зрители аплодировали, кричали «браво». После букета прекрасных песен понимаешь, что «от весны не уйти никуда».
Поинтересовались у Елены: «Если сейчас отправиться в отпуск, то в какие края?». Она заулыбалась, глаза загорелись: «Хотела бы увидеть море и множество цветов. Готова любоваться чудесными цветущими деревьями и пением птиц круглый год. Обожаю яблони в цвету и вишни – их аромат ни с чем несравним. Я 33 года прожила на севере, была лишена этой красоты. Вроде бы обосновалась в тёплых краях довольно давно, 12 лет назад, но не могу насытиться красотой и ароматом цветущих фруктовых деревьев. То же могу сказать о нежных ярких тюльпанах, пышных пионах. С восхищением смотрю и не могу насмотреться на все цветы, вдыхаю чудный аромат. Особенно люблю сирень и простые ромашки». Цветы – чудо природы, яркие краски нам дарит жизнь!
Детский коллектив
В песне «Неужели это мне одной», которую исполнила Елена Анискова, есть такие строки: «Подставляйте ладони,/Я насыплю вам солнца,/Поделюсь тёплым ветром,/Белой пеной морской,/А в придачу отдам эту песню –/Вы возьмите её с собой.../Эта песня, солнышко и море –/Ну зачем так много мне одной?» Мастерством пения, умением радоваться красоте нашего мира Елена делится со своими юными воспитанницами.
Накануне концерта мы побывали на занятии детского вокального коллектива, который ведёт Елена Анискова. «Детский коллектив относительно молодой, создан в 2022 году как коллектив-спутник на базе взрослого женского академического хора. Поначалу витали сомнения, очень уж юных набрала детей. Пришли девчушки четырёх-пяти лет, но быстро влились, я увидела, что им нравится учиться петь, глаза горят, всё у них получается. Они запели, стали вести себя по-другому, настоящие маленькие профессионалы. Так случилось, что когда пришла пора идти в школу, часть ребят перестала приходить на занятия, всё-таки учёба нагрузка для них. Болела морально. Переживала очень, поскольку привязалась к ним, прониклась, мы настолько сдружились с детьми и с родителями. Понимаю, что это рабочий процесс, движение будет всегда. Ты вкладываешь знания, душу и сердце, воспитанники забирают и уносят это с собой. А ты ждёшь следующих юных талантов. Надеюсь, что даром это время для них не прошло. Но дети, которые особенно любят петь, остаются», – рассказала Елена Анискова.
Численность детского коллектива – 12 человек. Руководитель работает с воспитанниками индивидуально, на занятии старается каждому уделить время, пригласить к инструменту. Половина детей детсадовского возраста, остальные школьники. Самой младшей певице четыре года. С приходом более взрослых девочек (11 лет), стало возможно делать что-то более серьёзное. У малышей маленький диапазон, надо учитывать возрастную особенность ребёнка и по текстам, чтобы они осознавали то, о чём поют. Пояснила на примере прекрасной песни Владимира Шаинского «Дождь пойдет по улицам». Разбирала подробно с детками текст, что означает «горлинкою, иволгой запоет крыльцо»; «у корзинки ивовой мокрое лицо». Поэтические метафоры в силу возраста они ещё самостоятельно не постигают.
«У нас ансамблевое академическое пение, надо иметь хорошие уши (то есть слышать музыку) и голосовые данные должны быть. Кто-то посильнее, за счёт певучих более старших детей держится хор. Хорошо, что дети разновозрастные. Маленькие слушают, учатся. Девочек постарше объединила в квартет, они исполнили на несколько голосов классическое произведение «Пороша» (слова Сергея Есенина, музыка Георгия Струве). Настолько красивая мелодия! Вышло здорово, интересно. На концерте получили похвалу от зрителей, детям кричали «браво». Родителям очень понравилось», – делится достижениями руководитель коллектива.
Репертуар для детей складывается в основном из песен советских композиторов, они мелодичные и поэзия удивительная. Педагог считает, что из современного сложно что-либо подобрать, песни более примитивные и в музыке, и словах. «Вот послушайте», – предлагает Елена Анискова. Сначала наигрывает мелодию песенки «Про весну» («Легкий ветер заиграл в волосах…). А потом исполняет песню «Дождь пойдёт по улицам». Продолжает говорить с чувством: «Послушайте, как это красиво, образно: Дождь пойдёт по улицам с жестяным ведром… Или вот такая строчка: Из тумана в туфельках тишина придёт… Так придумать нежно и глубоко. До мурашек, какая глубина в этих текстах».
Считает себя приверженцем старой классической школы: «Может быть, я консерватор. Может, молодёжь со мной не согласится, услышав, что я работаю с песнями советских композиторов. Есть у меня пара современных композиций, понимаю, что они тоже должны звучать, но душу они не греют. Вот ещё послушайте». Играет на фортепиано и напевает известную старшему поколению с детства песню «Из чего наш мир состоит» (слова Михаила Танича, музыка Бориса Савельева). Следом разбирает другую песенку, отмечает, что она сложна и музыкальна. И по тексту философская: «Хоть под ёлкой тесно, ни обид, ни споров, все довольны, всем тут интересно, заяц рядом с волком, словно лучший друг». Вот чему песня учит – дружить, подавать руку помощи в трудную минуту. Такие важные истины и нужно объяснять детям».
Большая польза в том, что дети репетируют и выступают под аккомпанемент фортепиано. Пение с инструментом не только интересное занятие, но и эффективный способ всестороннего музыкального развития, сочетание голоса и фортепиано позволяет развивать музыкальный слух и чувство ритма. Родители это понимают: «Замечательно, что вы играете на инструменте. Дети слышат живой звук. Электронное механическое звучание фонограммы не даёт такого развития музыкальности».
Воспитанники Елены Анисковой постоянно участвуют в концертах, даже два раза пели в сводном хоре на районных праздниках (одна из песен «Аист на крыше»). Им очень нравится, а родители гордятся, что малышей на такие серьёзные мероприятия приглашают.
С большим старанием участницы исполнили для нас песню «Дождь пойдёт по улицам». Как и положено на концерте – с поклоном. А потом поделились впечатлениями. Настя: «Занимаюсь не так давно, мне нравится петь, а также мелодичность и красочность наших песен». Диана: «В ансамбле с пяти лет, больше всего нравится песенка про дождь». Саша: «Я хожу три года, петь уже научилась. Пока не знаю, буду ли артисткой». Вика: «Самая моя любимая – «Нежная песенка», про маму. Мама слушала, довольна». Саша: «Мне четыре года. Моя любимая песенка «Снежинки». Женя: «Мне тоже песня про снежинки понравилась. Я люблю петь, выступала на большом концерте». Ульяна: «Дома пою песни, которые здесь учим». Аня: «Не знаю, стану певицей или нет, пока просто хочу научиться правильно и красиво петь». Таисия: «Мне нравятся все песни, как звучит инструмент. Я выступаю сольно. Это ещё интереснее». Все девочки дружно ответили, что хотят быть похожими на свою преподавательницу. В тот день в студию пожаловала маленькая гостья со своей мамой. Полине три с половиной года, она пришла на прослушивание. Мама рассказала, что дома дочь всё время поёт в микрофон. Надеемся, что малышка придёт на следующее занятие учиться красиво петь.
Елена Анискова подчеркнула, что учиться петь не так просто, как кажется на первый взгляд, это требует усилий, усидчивости, внимательности, но самое главное – пение должно доставлять удовольствие. Лучше всего вдохновляют красивые песни.