Проблема экологии – проблема нашей цивилизации, чем стремительнее развивается индустрия, тем больше страдает природа. И началось всё не сегодня. Возьмём, к примеру, бытовой мусор, так называемые твёрдые бытовые (или как теперь называют – коммунальные) отходы. Тема свалок, пожалуй, одна из самых актуальных в современном обществе. Первый мусоросортировочный комплекс в нашем регионе открылся в Белгородском районе в 2001 году. Тогда сюда привозили на экскурсию именитых гостей региона – от руководителей всех рангов до министров.
Находится мусоросортировочный завод (ООО «Экотранс-С») на улице Зареченской в селе Стрелецком. Он принимает мусор не только из Белгородского района, но и города Белгорода. О том, как идёт производственный процесс на предприятии, наш корреспондент поговорил с директором мусоросортировочного завода Александром Кувшиновым.
Александр Фёдорович руководит предприятием со дня его основания. В самом начале нашего разговора он сразу же расставил правильные акценты. Это не свалка, а полигон. Плюс мусоросортировочный завод, который с момента открытия работает в режиме нон-стоп. Проще говоря, никаких пауз и перебоев в работе не было. Трудятся они 363 дня в году, практически круглогодично. В коллективе около ста человек. Всего на предприятии перерабатывается в среднем до 250 тонн мусора в сутки, мощность завода – порядка 100 тыс. тонн мусора в год, из которого выделяют полезные фракции.
Как ни странно это прозвучит, содержимое наших мусорных пакетов является ценным вторичным сырьем для производства востребованной на рынке продукции, выработки альтернативных источников энергии. Пластик нескольких видов (ПЭТ-бутылки, ящики из‑под овощей, флаконы из‑под моющих средств), картон, бумага, металлы (баночки из‑под напитков) отсортировываются, а оставшийся разлагаемый мусор отправляется на полигон, где проходит целую процедуру захоронения в соответствии с существующими нормативами. Два метра мусора, пересыпка грунтом, трамбовка (для этих целей на предприятии есть 60-тонный каток).
Проследим путь ТКО с прибытия мусоровоза – вначале мусор проходит через огромный вращающийся барабан, отсеивается всякая мелкая фракция – органическая масса, пищевые отходы, листва, которые затем отправляются на компост для рекультивации полигона. Далее уже практически сухой мусор по ленте транспортёра поступает в сортировочную кабину. В настоящее время на мусоросортировочном заводе в Стрелецком открыто две линии переработки. В каждой из кабин на конвейере трудятся до 20 человек. В основном это женщины. Задача каждой – отобрать свой вид мусора (то есть фракции, о которых шла речь выше – пластиковые бутылки, картон, полиэтилен и т. д.). Отобранный мусор сбрасывают по технологическим шахтам в места хранения под сортировочной платформой.
У всех работниц имеется полный соцпакет, со всеми вытекающими нормами и выплатами (отпуск, больничные и т. д.), они обеспечиваются спецодеждой и спецобувью, получают молоко за вредность, имеют и другие привилегии, учитывая особенности производства. На работу их доставляет служебный транспорт.
Все условия труда и отдыха работников регламентированы в трудовом коллективном договоре. На предприятии есть свой медик и специалист по охране труда. При необходимости работникам оказывают материальную помощь в таких жизненных событиях как свадьбы, похороны, болезнь, поздравляют с юбилеями, а на Новый год вручают подарки сотрудникам и их детям. Здесь ценят каждого и, надо сказать, что коллектив здесь достаточно стабильный – «есть костяк», подчеркнул Александр Кувшинов.
Отсортированные материалы прессуют в огромные тюки и отправляют на предприятия по их переработке. Из нашего региона ежедневно увозятся огромные фуры вторичного сырья на переработку в Подмосковье, Курск, Беларусь, раньше также сотрудничали с Украиной… Это больше половины объёма всего поступающего на полигон мусора. Часть отходов перерабатывают сами. В одном из цехов полиэтиленовую плёнку моют, измельчают в крошку, загружают в бункер, пройдя по специальной линии, она превращается в пластиковые трубы для канализации или прокладки электропроводки. Также из этой крошки делают новую плёнку, которую используют для технических целей. Древесину измельчают, используют для производства топливных брикетов и наполнителей для кошачьего туалета.
И вот что ещё интересно. На мусорном полигоне собирают излишки парникового газа – метана. Смонтирована специальная система газопровода, газ используется для отапливания помещений. Административный корпус отапливается с помощью древесины, это было предусмотрено ещё при строительстве, тогда была установлена костромская печь. Есть также водяная скважина и свои очистные сооружения, так что комплекс – автономное предприятие.
На мусоросортировочном заводе идёт переработка медицинских отходов, для этих целей есть специальное итальянское оборудование. Ещё нужно добавить, что на головном предприятии «Экотранс» изготовлены две новые мусоросортировочные линии, усовершенствованные с учётом всех недостатков старых линий. Они уже установлены, в настоящее время идёт их апробация, в скором времени линии запустят, увеличится пропускная способность завода по сортировке мусора. Приезжающие в Белгородскую область жители других территорий постоянно говорят о чистоте региона, в этом немалая заслуга и Александра Кувшинова, и возглавляемого им предприятия. Стараются двигаться вперёд в соответствии с требованиями времени.
Рассказывая о таком важном для нашего района и областного центра заводе, нужно сказать несколько слов о руководителе. У Александра Кувшинова два высших образования – техническое и экономическое. Он прошёл хорошую армейскую школу, подчеркнул, что служил в рядах Советской Армии. Работал инженером в совхозе «Дубовое», начальником животноводческого комплекса, в коммерческом отделе винного завода п. Дубовое, – куда руководство направляло, всегда справлялся с поставленными задачами. В своё время его дважды выбирали депутатом районного совета… Ответственный и неравнодушный, всегда болеющий за своё дело и вверенный ему коллектив.
«Я люблю свою работу. Вырос в Дубовом, закончил сельскую школу. Дубовое ведь тогда было настоящим селом, сейчас иногда даже скучаю, что нельзя в резиновых сапогах походить, чисто вокруг стало, по‑городскому… Вот вы у нас на полигоне побывали, а резиновые сапоги и здесь не пригодились. И даже запаха нет… Планов развития завода у нас множество, будем воплощать их в жизнь», – завершил нашу экскурсию по заводу Александр Федорович.