Рисование, пожалуй, самый первый вид творческой деятельности каждого человека. В раннем возрасте за карандаши и краски берутся все дети, создавая неповторимые живописные шедевры. Рисование – одно из любимых занятий наших маленьких почемучек в детском саду. Картины, написанные юными художниками – предмет гордости родителей. Но самое главное, занятие изобразительным искусством для детворы (а потом и взрослых) ценно не только результатом, а творческим процессом в целом. Об этом и многом другом наш корреспондент побеседовал с руководителем студии изобразительного искусства «Юный Леонардо» Дубовского Дворца культуры Викторией Тимошенко.
В студии у Виктории Ивановны занимаются 54 ребёнка (шесть групп). Также ребят обучает молодой специалист Екатерина Есипенко, тоже увлечённый своим делом, творческий педагог. Родители довольны результатами. Дети осваивают азы изобразительного искусства, учатся видеть прекрасное в окружающем мире, учатся дружить и помогать друг другу, творческий коллектив – великое дело. Виктория Тимошенко считает важным преподавание классики, аргумент – если ты владеешь базовой системой, сможешь и всё остальное. Если есть база, основа основ, всё остальное как говорится, приложится… Современное концептуальное искусство из серии «я так вижу» – дело спорное и неоднозначное. Что ж, здесь не поспоришь – навыки академического рисования – путь к профессионализму.
Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше. Даже если ребенок не собирается стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему в жизни. Точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников; без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком; развитым воображением обладают изобретатели и исследователи.
Рисование развивает мелкую моторику, зрительную память, координацию, ассоциативное мышление, пространственный интеллект и воображение, вырабатывает усидчивость, дисциплинированность. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по‑своему видит предметы и явления. Процесс создания картины позволяет человеку быть творцом, приобщиться к общемировой культуре через изобразительное искусство, пусть это и звучит несколько высокопарно. Изобразительное искусство – особый мир, умение видеть красоту. Линия, цвет, мазок, – красота во всём…
Ребята увлечённо работают на занятиях. Оценки здесь не ставятся. А вот выставки детских работ проводятся постоянно, всех без исключения, устраиваются и тематические выставки. Дети все творческие и старательные. Многие участвуют в различных конкурсах и довольно успешно. К примеру, Женя Жидких завоевала Гран-при в конкурсе «Новая звезда», а Варя Полухина – первое место в этом конкурсе, Назар Попелыш – победитель конкурса творческих работ «Покровского фестиваля». В конкурсе, который проводил Литературный музей и был посвящен произведениям белгородских писателей, Аня Андрейчук из четырёхсот детей попала в двадцатку лучших, её работа по произведениям писательницы Натальи Овчаровой украсила буклет, который выпустил музей. В настоящее время студийцы отправили на областной XVI конкурс художественного творчества «Иллюстрируем произведения белгородских писателей» в литературный музей пять работ, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Виктория Ивановна одновременно добра и строга, без дисциплины ведь дела не будет. Говорит, что сама многому учится у детей и их родителей. К слову, мастер-классы она проводит и для родителей – мам и даже пап. Как оказалось, они с удовольствием рисуют картины и у них это получается здорово. Современному человеку нужно порой отходить от повседневной суеты и заниматься творчеством. Рисовать можно научить каждого ребёнка и взрослого. Детям просто чуть легче, у них нет внутреннего ограничения – «я не умею», «у меня получится не правильно», они просто берут и творят. Много талантов в человеке, считает педагог, есть главный, который каждый из нас старается найти, чтобы определить для себя первостепенное занятие в жизни. В этом поиске своим детям помогают родители и педагоги, руководители студий и творческих кружков. В студию приходят также те ребята, которые мечтают стать художниками и дизайнерами.
А теперь несколько слов о том пути, который прошла сама Виктория Тимошенко к своей профессии. Жизненный опыт творческого увлеченного и любящего жизнь человека всегда ценен и полезен. Детство Виктории прошло в одном из самых живописных районов украинского города Житомира, его в народе так и называли Малёванка. Здесь всегда жили художники. Бывают же такие удивительные совпадения в нашей жизни, а может быть это знаки судьбы? Природа в окрестностях Житомира тоже удивительно-прекрасная, недаром эти места окрестили Полесской Швейцарией. В роду Виктории умели рисовать все, были и профессиональные художники (дядя, двоюродная тётя), родной брат закончил архитектурный техникум, занимался восстановлением храмов… Виктория мечтала о медицине, хирургии, а военным фельдшером, кстати, был дедушка. Тем не менее, после восьмого класса, учитывая сложившиеся обстоятельства, а в их семье было четверо детей, девушку хотели отправить работать на обувную фабрику. «Спасла» её тётя, которая как раз и преподавала ИЗО, убедив маму, что девочке нужно учиться, к примеру, на художника. Подобрала учебное заведение, их было всего два на весь СССР – Одессу мама отклонила сразу, сказав, что красавицу-дочь уведут моряки, остановились на Бутурлиновском художественно-графическом училище в Воронежской области. Тётя за пять дней подготовила племянницу к поступлению, и Виктория, которая в школе была отличницей, вступительные экзамены тоже сдала на «отлично».
В 1982 году после окончания училища ей предложили выбрать регион – Белгородский район, Сахалин или Новгород. Выбрала Белгородчину, по распределению приехала в Дубовскую школу, директором которой был назначен Сергей Краплин (впоследствии он руководил районным отделом образования). Виктория Ивановна преподавала рисование и черчение, была одновременно старшей пионервожатой. В дальнейшем организовала изостудию в детском саду, преподавала рисунок, живопись, композицию в педколледже, черчение, этику и эстетику – в правоохранительном лицее… Говорит, что работать со студентами – одно удовольствие, они творческие и энергичные… Затем уехала в Москву, из столицы вернулась три года назад в родное Дубовое помогать воспитывать внуков (они кстати, тоже хорошо рисуют). С тех пор и преподаёт в изостудии Дубовского ДК.