Local Logo
Новости Белгородского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, ясно
Белгород

Жители Малиновки Белгородского района собрали коллекцию мотоциклов и велосипедов

20 октября 2020, 12:22Общество
Фото: Архив Малиновского сельского поселения

Мужчины с душой относятся к своему хобби

Хобби – слово специфическое и порой даже не совсем понятное, да и его восприятие какое‑то не наше… Иностранное. Хорошие синонимы ему есть в русском языке – увлечение или любимое дело. Великое счастье для человека, когда он занимается любимым делом, а оно ему ещё и доход приносит. Пусть даже небольшой. Однако все мы прекрасно понимаем, что любимое занятие может принести не только финансовое благополучие. Значимости придаёт и то, что любимое дело приносит благодарность близких, знакомых, а удовольствие от выполненной работы получаешь ещё и сам. Так случилось и с двумя жителями посёлка Малиновка, что в Белгородском районе, двумя Виталиями – Моисеенко и Бовтиком.
 

Фото: Виталий Сочкан

Виталий Моисеенко – коренной житель Малиновки. Тут родился, закончил школу. Из села провожали его в армию, здесь и встречали с женой Ириной, харьковчанкой, вместе живут душа в душу и в ладу, 30 лет. Она – учитель начальных классов в местной школе. Вместе вырастили дочь-красавицу Викторию, сейчас балуют двух внуков.

«Я – технарь, работал всю жизнь водителем. Отношение к технике у меня особое: бережное. Ведь техника, как живой организм, без отменного, бережного и постоянного ухода работать не будет. Потому и все автомобили, на которых ездил, не стыдно было передавать напарникам или сменщикам. Знал наверняка, что техника никогда не подведёт», – рассказал Виталий Моисеенко.

Есть у Виталия любимое дело – он собирает мотоциклы знаменитой чешкой марки «Ява». Людям постарше этот мотоцикл знаком с юности. Кто из нас не мечтал эту технику иметь или хотя бы разок на ней прокатиться. Счастливому обладателю «Явы» завидовали всем двором, да и авторитет у её владельца среди пацанов и девчонок был огромным… Но Виталия больше привлекал не антураж и, как сейчас модно говорить, имидж.

«Я фанат «Явы». Стоило сесть на «Яву», завести её, как сразу забывались все горести и обиды, притом на всех и на всё. А когда ехал, восторг и отличное настроение были непременными спутниками. Ветер в лицо, адреналин, свобода – это непередаваемые ощущения. Я с 15 лет ездил, в 16 – у меня уже был свой мотоцикл. С тех пор и влюблён в эту технику», — рассказал Виталий Моисеенко.

Когда заходишь во двор к Виталию Моисеенко, даже сомневаться не приходится в искренности этих слов. Под специальным навесом стоят в ряд 8 моделей: «Минск», «Восход» и 6 великолепно отреставрированных мотоциклов «Ява». Самая старая модель 1973 года, самому «молодому» экземпляру – ровно 30 лет. Но глядя на них, скажешь только одно – эти мотоциклы будто вчера сошли с конвейера.

«Главная ценность, на всех восстановленных моделях стоят оригинальные комплектующие. Я подбирал заброшенные мотоциклы, а запасные части искал по всему бывшему Советскому Союзу. Скажем, коляску на один из этих образцов я нашёл в Одессе, двигатель 1983 года – в Харькове, фонари, отражатели, поворотники – по большей части — на блошиных рынках или в сараях у дедушек. Конечно, это только первый этап работы. Всё это не зря порой называют «барахлом» из‑за ветхого, запущенного или неприглядного вида… Вот и приходилось доводить всё до нормального состояния: чистить, вымывать, хромировать, шлифовать, красить, перебирать. Порой необходимо было и что‑то новое прикупать. Но это, по большей части, связано с колёсами, амортизаторами. Приходилось и новые специальности осваивать, когда, например, надо было восстановить сиденье», — рассказал Виталий.

Глядя на Виталия, невольно понимаешь, что этот человек увлечён и влюблен в своё дело и в свою технику. Он подходил к каждому мотоциклу, поглаживал его и рассказывал о том, как его восстанавливал и где его взял, как перебирал двигатель, сколько времени потратил на его ремонт. И каждую модель непременно заводил, притом, как говорится, с полуоборота.

«И так все работают – как часы. И пробег ни на одном из мотоциклов не скручен. Вот глядите, на этой «Яве», 1973 года выпуска, её прошлые хозяева проездили 8 900 километров», — рассказал он.

Но есть у Виталия Моисеенко ещё один стимул для занятия любимым делом. Это его внуки – Назар и Захар.

«Эти два мотоцикла с колясками я собрал для своих внуков. Как подрастут – буду учить их ездить. А сейчас они и так уже изучили их снизу – доверху. Помогают мне, как могут. Но, согласитесь, – подарок будет знатный. Как приеду к ним во двор на одном из них – вся малышня обступает, покатать просит, да и взрослые тоже подтягиваются – интересуются. Некоторые даже просят продать. Но это даже не обсуждается! Сейчас нашу семью ждёт пополнение – на свет скоро должен появиться ещё один внучок. Начал уже и для него собирать мотоцикл. Всё по‑честному», — с гордостью рассказал счастливый дед.

Свою любовь к технике Виталий Моисеенко смог пронести по жизни гордо. Фразу: «работать – как часы», ставшую своеобразным жизненным принципом для Виталия, он применяет во всем: в отношениях в семье, в порядке во дворе и в доме, в воспитании ребёнка и внуков…

Фото: Виталий Сочкан

Виталий Бовтик, директор сельского Дома культуры, жителем Малиновки стал относительно недавно. Он – человек нелёгкой судьбы, переселенец из Украины. Сам с Полтавы, окончил высшее Львовское военно-политическое училище, служил в авиации, но параллельно с этим получил дополнительное образование, которое и позволило ему заняться культурно-просветительской работой в местном клубе. Человек мирный, даже несмотря на воинское звание, он с первых дней начавшегося конфликта в Украине собрал семью и переехал в Россию.

Сейчас в Малиновке говорят, что к новому директору поначалу отнеслись с опаской. Думали, если не понравится, как он будет работать, выгонят всем селом. А сейчас всем селом боятся, как бы директор не уволился и не уехал. Вот такая метаморфоза.

Смог Виталий Бовтик работу клуба реанимировал, оживил. И теперь каждое мероприятие – это настоящее событие, которое проходит всегда при полном зале. Его энтузиазм, энергия сотворили чудо. Творческие коллективы едут выступать в Малиновку с радостью и удовольствием. Приезжали артисты из Бессоновки, Ясных Зорей, так их не хотели отпускать. Пели вместе.

Настоящим событием стал и ежегодно проводимый брендовый фестиваль детских и юношеских талантов «Хрустальный ключ». И если все годы он проводился прямо рядом с клубом, то в прошлом году перешёл на сцену, которую строили всем селом на собственные средства. Помогли и спонсоры – местные предприниматели – но работы по монтажу выполняли самостоятельно. Среди инициаторов строительства – директор Дома культуры.

Свои коррективы в работу учреждения культуры внесла пандемия. Но все ждут возобновления работы клуба. Уж больно всё хорошо получалось.

Есть у Виталия Бовтика и своё любимое дело. Он влюблён в велосипеды. Через его руки их прошло великое множество, но настоящей его страстью стали велосипеды с электрическим приводом.

Началось это увлечение, ещё когда служил в армии, – рассказывает Виталий Викторович. – Ехал как‑то на службу на общественном транспорте и вижу, обгоняет нас человек на велосипеде. А ехали мы не медленно, километров 40 в час. Не поленился, когда в очередной раз обогнали «гонщика», вышел на остановке, остановил его, стал расспрашивать. Оказалось, что это велосипед с электрическим приводом. Приобрести такую штуковину было крайне дорого, да и негде. Тогда и разговоров никаких не было об электромобилях, а уж о электровелосипедах и подавно. Это сейчас молодёжь и люди постарше обзавелись электросамокатами, а тогда… Это была фантастика. В Полтаве я создал свой велоклуб. К велосипедам был привязан с детства, как, впрочем, и любой мальчишка. Клуб был известен. Мы часто принимали участие в велопробегах по Украине. Я стал собирать велосипеды. В арсенале есть даже трофейные модели – немецкий велосипед 1938 года. Этот «дедушка» велосипедов – гордость моей коллекции. В каком состоянии я его приобрёл и как довёл до нормального состояния… Ведь хотелось воссоздать именно оригинальную модель, а значит, нужны были только оригинальные запасные части, а те, которые не смог найти, восстанавливал где сам, а где с помощью профессионалов. Но страсть к электровелосипедам своё взяла. Я начал искать чертежи, советоваться со специалистами. Первый электровелик я собрал на базе собственного. Я тогда часто перемещался по Полтаве на велосипеде, брал с собой ребёнка. Где по прямой ехали, – было легко, а как в горку… Уже чувствовалось, тяжело. Вот и собрал – велик-рикшу. Кабинку с удобным сиденьем оборудовал по всем правилам безопасности, с ремнем, крышей, дверцами и лобовым стеклом. Установил хороший двигатель. Стали мы перемещаться на новой машинке по городу. Так за нами, как за гусарами, наблюдали. Малышу рукой махали, улыбались. Останавливали на улице, спрашивали, где такую машинку купить можно. Вот тогда и задумался я о том, чтобы своё хобби на поток поставить. Мало-помалу стал принимать заказы на переоборудование обыкновенных велосипедов в электрические. Честно сказать, бизнесом назвать это было сложно, ведь среди заказчиков было немало пожилых людей, которые просили это сделать для собственных нужд. Не поверите, но совесть не позволяла деньги с них брать. Только само оборудование и оплачивал заказчик. Видимо, правильно я поступал, потому что следом за пенсионерами стали приходить заказчики, которые просили переоборудовать технику для всей семьи. Так шаг за шагом и прошло через мои руки и было переоборудовано более 70 велосипедов. Увы, начавшийся конфликт на Украине внёс свои коррективы, притом крайне негативные, в нашу и так непростую жизнь. Не буду углубляться в подробности, но пришлось бросить всё и всей семьей перебраться в братскую Россию.

Велоклуб в Полтаве пришлось закрыть. Перебираясь в Россию, Виталий Бовтик не забыл и про свою коллекцию велосипедов.

«Я все свои велосипеды перевёз в Россию. Скольких это стоило мне нервов… Доказывал на таможне, что не торговать ими собираюсь. Я их сам некоторые собирал и восстанавливал. Мне не верили, говорили, что коммерсант. Не поверите, но спасла статья в местной полтавской газете, в которой рассказывалось про наш велоклуб, и была моя фотография на фоне велосипедов. Так и показывал эту газету каждый раз, когда перевозил очередную партию техники. Вот совсем недавно перевёз последние экземпляры», — рассказал он.

В коллекции Виталия Бовтика на сегодняшний день 11 велосипедов. И каждый имеет своё назначение. Есть даже для малышей.

«Это если вдруг захочет малыш покататься, а велика у него нет. А мы поможем», — рассказл он улыбаясь.

В перспективе у Виталия Викторовича создание при сельском клубе местного велотуристического клуба. Он непременно хочет возродить это дело на своей новой родине.

«Мы и сейчас уже потихоньку привлекаем любителей езды на велосипедах. Конечно, в первую очередь, это здоровье, второе – реальная возможность лучше узнать свой край, участие в велопробегах. Думаю, что займёмся мы и реставрацией, и ремонтом велосипедов, ведь на селе это один из самых популярных видов перемещения», — рассказал Виталий Бовтик.

Что значит для самого Виталия Бовтика велосипед, говорит лишь один факт – в багажнике его автомобиля он присутствует обязательно.

«Да мало ли куда можно заехать по делам. А тут минута свободного времени появилась, достал из багажника велосипед – и вперёд. Семьей часто выезжаем, устраиваем свои, семейные велопробеги. Это объединяет, делает нас настоящим цельным организмом, с общими интересами. Нам есть что обсудить, всегда есть о чем поговорить и, знаете, меньше всего, об этом «ковиде», — заметил Виталий с улыбкой.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 15:51
Сильный ветер и осадки в виде мокрого снега ожидаются в Белгородской области 23 ноября
Материал
ПроисшествияСегодня, 14:11
Вячеслав Гладков: «Дроны ВСУ продолжают атаки по нашей территории»
Материал
ОбществоСегодня, 14:10
Будущим врачам Белгородского района вручили символику медклассов и фирменную одежду