Иван Иванович Костенко из Разумного – ветеран Черноморского и Тихоокеанского флотов, ветеран Вооружённых сил РФ и ветеран труда. Служил на подводных лодках мичманом, старшиной команды электротехнической группы, потом замещал командира электротехнической группы.
Подводник – военный моряк до мозга костей, его жизнь настолько срастается со службой, что в любое время он думает о защите своей Родины. Нелегка служба на подводной лодке. Мужественный труд подводников закаляет их в труде и настоящей морской дружбе.
Молодому поколению хочу пожелать терпимости и ума. Берите пример со старших, они имеют богатый жизненный опыт. Чтобы побеждать, нужно держаться вместе. Служите честно, как ваши отцы, деды и прадеды, чтобы вы могли постоять за наше Отечество. Ужасы нацизма, трагедия войны никогда не должны повториться. Пусть дети не испытают того, что выпало пережить нам, а над всей планетой будет безоблачное небо, – обратился к молодёжи Иван Костенко.
На областном призывном пункте отбирали ребят для службы на флоте. Иван мог пойти в радисты, азбуку Морзе они изучали в школе – отбивал порядка 120 знаков в минуту и читал на слух. Следом призывников испытывали на барокамере, шёл отбор будущих водолазов. Но Ивана взяли в подводники, отлично подходил по здоровью. Отправили в учебный центр в Севастополь. В то время как раз городу вручали орден Красного Знамени, на торжественной церемонии они стояли в почётном карауле в белой форме, с карабинами. Благодаря обучению в вузе, учебка давалась легко, его даже назначили старшиной класса. При необходимости мог вести уроки вместо мичманов и офицеров.
После учебного отряда попал на подводную лодку серии «Малютка». Малоразмерные подлодки типа «М» успешно участвовали в Великой Отечественной войне. Вооружение состояло из двух носовых торпедных аппаратов, размещённых горизонтально в носовом отсеке. Личный состав спал на подвесных парусиновых койках. Каюта предполагалась только для командира. Четыре раза в год (посезонно) проводились сборы, выходили в море, выполняли определённые задачи командования. Служил отлично, командир подводной лодки отправлял благодарственные письма родителям. А по четвёртому году службы стал специалистом 1 класса, – рассказал Иван Костенко.
Служить в армии и на флоте для их поколения считалось почётным. Трудности не пугали, в жизни их пришлось пережить немало. Ваня родился в 1944 году в портовом городе Бердянске. Детство пришлось на сложные военные и послевоенные годы. Отец во время Великой Отечественной войны был сапёром, потом на протяжении пяти лет восстанавливал железные дороги. Основные заботы по воспитанию детей легли на плечи матери. У Ивана было три старших сестры. Одна из них окончила только пять классов, так как нянчилась с Ванюшей. Мама много трудилась, все работали на благо Родины, во имя Победы.
«Во время войны мама спасла лётчика, – добавил мой собеседник. – Мы жили в пригороде, каким-то чудом у нас сохранилась корова, это и спасло семью от голода, плюс к тому же молоко и масло меняли у рыбаков на рыбу».
В школу Ваня ходил за два километра, утром его провожали мама и собака Дружок. Зимой на обратном пути было уже темно. Метель, мороз, бывало, волки стояли на холме, мама, услышав их вой, шла встречать сына. Школа располагалась как раз на берегу моря, выходишь, и сразу твоему взору открывается порт. У Ивана было два друга, соседи и одноклассники: Виталий спортсмен, а Виктор делал модели парусников и яхт, которые они запускали в море. Мальчишки пропадали на море целыми днями, купались, ловили рыбу (бычков, тарань, судака). Иван посещал радиокружок, фотокружок, кинокружок, ходил в яхтклуб и секцию плавания. Также модным считался культуризм, ребята качали мышцы во дворе на турниках. В старших классах учились четыре дня в неделю, по вторникам и пятницам осваивали в институте программирование на электронно-вычислительной машине «Минск». ЭВМ – прообраз современного компьютера – занимала две больших комнаты (аппаратура ламповая плюс система вентиляции). Поступил в институт, со второго курса вуза его забрали в армию, поскольку не было военной кафедры.
Отслужив четыре года срочной службы, я остался на флоте. После консервации «Малюток» специалистов высшего класса назначили на средние лодки типа «С». Мне повезло с командиром, он умело выбирал специалистов, поэтому наша подлодка считалась лучшей субмариной на Черноморском флоте. Коллектив много значит, на подводной лодке особая атмосфера, нет лишних людей, каждый – специалист. Даже кок подобрался первоклассный. На других подлодках как обычно на обед первое, второе (макароны по-флотски) и компот. А у нас, к примеру, первое блюдо на выбор: суп молочный и суп грибной. Раз в неделю кок жарил (это под водой!) небольшие шашлыки. Пёк пампушки, пончики, к каждому дню рождения делал торты. Галеты замачивал в молоке на сутки, укладывал на противне, смазывал сгущёнкой и запекал, какао добавлял, а сверху тёртым шоколадом посыпал. Вот такая сладкая служба, – вспоминает Иван Иванович.
В армию его забрали со второго курса института, поэтому решил всё-таки получить высшее образование, поступил в Севастопольский приборостроительный институт на вечернее отделение. Их база размещалась в Балаклаве, после лекций приходилось возвращаться в часть на последнем автобусе. Там и приглянулась ему одна милая девушка. Лида училась в торговом техникуме и жила на окраине города. Провожал её домой, потом поженились, у них родились двойняшки – Алла и Виетта. Семье дали квартиру.
Каждое лето на отдых к морю приезжали руководители разных уровней и рангов, известные люди, а заодно и подлодку посещали. Побывали у них космонавты Валентина Терешкова и Юрий Гагарин, который сказал, что лучше пять раз слетать в космос, чем служить на подлодке. Однажды прибыл Герой Советского Союза, капитан 1 ранга Валентин Соколов. Оказалось, что они давние знакомые. Когда после учебного отряда Ивана Костенко для дальнейшей службы впервые направили на «Малютку», командиром был капитан-лейтенант Соколов. По его приглашению Иван Иванович и перешёл в дальнейшем на Тихоокеанский флот.
На новое место службы прибыл под новый год. В конце августа, когда большая атомная подводная лодка была готова к выходу на боевую службу в океан, пришла телеграмма: «Встречай, с дочками прилетаем в Петропавловск-Камчатский. Жена Лида». Команда собирались в автономное плавание на три месяца, лодка уже стояла у пирса. Командование приняло такое решение: Иван встречает жену и, если успеет, то пойдёт в поход, если нет, сидит дома и не высовывается, поскольку будет числиться в походе. Костенко встретил супругу и отправился на пирс, лодка уже отходила, сел на катер и, что называется, запрыгнул на ходу. По-другому не мог, по долгу службы и идейным соображениям, как настоящий коммунист. Добавил, что в своё время и секретарём комсомольской организации бессменно пробыл шесть лет. Что касается жены, сразу собрался женсовет, помогли ей обустроиться.
Здесь и прослужил остальные годы до выхода на пенсию, его выслуга составляет 38 лет. У ветерана-подводника множество поощрений за добросовестную службу. А первую свою награду, юбилейную медаль к 100-летию В.И. Ленина, получил во время срочной службы.
Два главных условия, чтобы стать подводником – здоровье и чувство коллективизма. На средней подводной лодке у меня были подчинённые, матросы и мичманы. Тогда служили по три года. Порой кто-то строит взаимоотношения на противоречии, что намного проще, но это не для меня. Я относился к ним по-отечески, всегда поддерживал. Со мной делились переживаниями, грустными и радостными событиями, даже потом в качестве гостя на свадьбу приглашали. И самое главное, в дружеской атмосфере все становились отличными специалистами. К нам приезжали корреспонденты из «Красной звезды», готовили о нас репортажи в газету. Где бы я ни служил, у меня всегда складывалась отличная команда, – подчеркнул Иван Костенко.