Девятый класс, третья четверть. Биология. Склонившись над толстой общей тетрадью, я старательно вывожу простым карандашом молоточек и наковальню. Тема урока — слуховой и вестибулярный анализаторы, и мы изображаем, как устроено ухо человека. Готово. Осталось поставить цифры и расшифровать их: 1 – наружный слуховой проход, 2 – барабанная перепонка… Создавать такие иллюстрации я любила. Поделилась историей с Татьяной Васильевной Сыч, учителем биологии Никольской школы. Она в ответ замечает:
«Скорее всего, информация осталась в памяти именно потому, что изучаемый объект изобразили и подписали, из чего он состоит. Такая работа – руками, глазами – способствует запоминанию. Поэтому на уроках биологии рисунку отведена важная роль».
Рисунок – лишь один из способов сделать уроки биологии интересными, а знания прочными. В арсенале героини нашей публикации их множество.
Ученица
В детстве Татьяна Васильевна проводила каникулы у бабушки в Курской области. Мария Владимировна трудилась учителем биологии и географии и научила внуков наблюдать за окружающим миром. Совместные прогулки сопровождала занятными рассказами о природе. С удовольствием ухаживала за комнатными растениями и передала любовь к ним Татьяне.
В наследство от неё мне, кстати, достался огромный декабрист. Года два назад он погиб, но его «детки» живы, украшают мой класс и служат демонстрационным материалом, – отмечает Т.В. Сыч.
Благодаря бабушке, Татьяна по-другому взглянула на школьные турслёты: это же не только прохождение полосы препятствий, но ещё и возможность насладиться красотами родного края.
…Позади девять классов Никольской школы. Кем быть? Ответ на этот вопрос выпускница дала себе заранее: педагогом. Всегда хотела стать учителем биологии, как бабушка. И стала. Но не сразу. По первому образованию Татьяна Васильевна учитель труда и воспитатель группы продлённого дня. Рукодельничала она всегда: шила, вышивала, вязала, освоила макраме. В педучилище усовершенствовала навыки.
В моей группе были одни девушки. И на выпускной все сами себе сшили платья, – улыбается Татьяна Васильевна. – Своё храню до сих пор.
Учитель
После училища она вновь пришла в стены родной школы. Уже в другом статусе. Начинала воспитателем группы продлённого дня в третьем классе. В декрете поступила в вуз. С 2002 года Татьяна Васильевна ведёт биологию. Те третьеклашки, которые стали её первыми учениками, в 2002-м вернулись к ней девятиклассниками.
Увлечь учеников предметом – такая задача вот уже двадцать лет стоит перед педагогом. И она справляется. Каждый её урок – это путешествие в полный загадок мир живых организмов. Каждый урок – это маленькое открытие для юных исследователей.
Важно объяснить детям, что полученные на биологии знания они могут использовать в повседневной жизни: начиная от ухода за домашними животными и заканчивая заботой о собственном здоровье. И тогда у них загораются глаза, – говорит педагог. – Простой пример – комнатные цветы. Они есть в классе и у многих дома. Разбираем, в том числе опытным путём, что такое фотосинтез, почему это чрезвычайно важный для природы процесс и как свет влияет на него. Приходим к выводу, что некоторые комнатные растения положительно воздействуют на человека. К ним и вообще к растениям нужно относиться бережно, потому что это источник кислорода.
Дети очень любят лабораторные работы, эксперименты. И в биологии их много. Татьяне Васильевне нравится наблюдать за восторгом школьников, особенно тех, что помладше, когда они рассматривают что-нибудь в микроскоп. А как они удивляются, узнавая неизвестные факты о том, что их окружает: траве под ногами, прилетающих во двор школы насекомых и птицах, о возможностях человеческого организма.
Как-то рассказала ребятам о пастушьей сумке и попросила после уроков рассмотреть внимательно на улице это растение. Они видят его постоянно, но никогда не изучают детально. На следующем уроке слышу, кто-то делится: «Представляете, правда на сумочку похоже», – смеётся учительница.
Татьяна Васильевна влюблена в биологию и радуется, когда удаётся передать любовь к науке школьникам. Её ученики – победители и призёры конкурсов и выставок различного уровня. А сама она – лауреат муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года‑2018», победитель муниципального этапа выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества «Живые истоки», победитель муниципального этапа конкурса «День леса», награждена Благодарностью главы администрации Белгородского района, имеет звание «Почётный работник сферы образования Российской Федерации».
Классный руководитель
В этом году завершил обучение её третий класс – как классного руководителя. Дать каждому ребёнку раскрыться, проявить себя на уроках или во внеурочной деятельности, объединить, сдружить класс, стать для учеников наставником, помощником и вместе с тем другом, примером, постараться сделать школьные годы лучшими – вот что ещё важно для Татьяны Васильевны.
Первым делом педагог с мальчишками и девчонками отправилась изучать Никольское. Один маршрут предполагал посещение достопримечательностей родного села, другой – местных родников. Затем выезжали на экскурсии в музеи Белгорода. Однажды посетили Петербург – впечатления незабываемые!
Далёкие и не очень познавательные поездки, походы, весёлые школьные мероприятия и подготовка к ним, посиделки в классе и беседы обо всём на свете – такое точно навсегда останется в памяти школьников. И любимый классный руководитель Татьяна Васильевна Сыч.
…Когда-то давно Татьяна Васильевна наткнулась на стихотворение Марка Львовского. Слова стихотворения стали её девизом, которому она следует:
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!