Начало педагогической династии, о которой пойдёт речь в этой публикации, положила Валентина Ивановна Ермишкина. Более сорока лет женщина проработала в детском саду «Золотой колосок» тверского посёлка Спирово: сначала воспитателем, затем заведующей. Души не чаяла в детворе, и она отвечала взаимностью. Её дело продолжили дочь Ольга и племянница Елена, выбрав педагогическую стезю.
Ольга окончила исторический факультет Тверского государственного университета и осталась в вузе. Сегодня Ольга Константиновна Ермишкина – кандидат исторических наук, автор множества научных работ, заведующая кафедрой социально-культурного сервиса.
Елена Витальевна Виноградова – выпускница биолого-химического факультета Белгородского госуниверситета, заместитель директора школы «Вектор Успеха», почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации.
Из Тверской области в Белгородскую
Профессиональная династия стала разрастаться на Белгородчине, в посёлке Разумное, куда в 1970-х с родителями переехала маленькая Лена, племянница Валентины Ивановны.
Первый класс я окончила в малокомплектной школе в деревне Цирибушево Тверской области. И там родилось во мне намерение стать педагогом. Мне очень нравилась первая учительница Нина Марковна Макарова. Нравился необыкновенный запах чернил, которыми она выводила красивые буквы. Почему-то мои не имели такого аромата (улыбается). Как-то она подарила мне старый журнал для оценок. Помню, как рассаживала кукол и играла в школу с тем журналом, – рассказывает Елена Виноградова. – Пару лет назад нашла в интернете родственников Нины Марковны, отправила им свой снимок, они прислали её фото. Нина Марковна вспомнила меня, хотя я всего год у неё отучилась. А в День учителя моё поздравление для неё разместили в одной спировской группе в ВКонтакте.
Елена училась в первой Разуменской школе, последний год – во второй. Поступать планировала в медицинское училище или педагогическое. Почему сделала выбор в пользу последнего? Прислушалась к мнению классного руководителя – Тамара Борисовна Миронова разглядела в ней будущего учителя.
Первой ученицей девушки стала её младшая сестра Наталья – не в школе, дома. Из студенческих поездок Елена привозила развивающие тетради и книги, которых в Белгороде не было в продаже, и занималась с сестрёнкой.
После училища Елена Витальевна осуществила своё давнее желание окончить биолого-химический факультет. Но преподавать детям биологию, любимую науку, ей довелось лишь на заменах. Зато воспоминания об этих уроках остались у учителя на всю жизнь. Уверена, и у её учеников тоже.
Коллега заболела, и мне поручили вести биологию за неё. По плану была лабораторная работа по изучению червей. Попросила мужа накопать мне дождевых червей, отмыла их и доставила в банке в класс. Урок завершился. Интересно, что ни один червь не погиб во время лабораторной, но вместе с тем ни один не вернулся в банку, – смеётся Елена Витальевна. – Я недоумевала, куда они делись. Ситуацию прояснила уборщица: дети всем червям дали имена и отпустили в клумбу. И потом рассказывали ученикам параллельных классов: «Скоро у вас тоже будет лабораторная, и каждому принесут личного червя».
Восемнадцать лет Елена Витальевна трудилась социальным педагогом в Разуменской школе № 2. В «Векторе Успеха» – с самого открытия учреждения образования в сентябре 2019 года. Ведёт занятия в школьном юнармейском отряде «Патриот Вектор». Ребята ухаживают за памятниками, участвуют в конкурсах и других мероприятиях. Не забывают поздравлять с праздниками ветеранов Великой Отечественной войны и детей войны, участников СВО, их матерей и жён: готовят открытки, вокальные и танцевальные номера.
А мечту нашей героини – знакомить школьников с наукой о живых существа – воплотила в жизнь её младшая сестра. Наталья Вячеславовна Беликова – учитель биологии в «Векторе Успеха».
Переплетение династий
Пока родители были заняты на работе, Елена присматривала за Наташей. Время проводили с пользой: учили стихи, рисовали, рукодельничали.
Елена Витальевна тогда была студенткой педучилища. Там она получала теоретические знания, а со мной практиковалась, – с улыбкой отмечает Наталья Вячеславовна.
Например, выполняла упражнения на развитие памяти. Выставит передо мной игрушки, потом одну или несколько уберёт, пока я отвернусь, а я должна сказать, что исчезло. А как у ребёнка развить воображение и фантазию? Взглянуть на облака! Мы могли долго их рассматривать: на что похожи. В общем, в первый класс я шла подготовленной. И мне легко давалось написание сочинений.
Наталья, как и Елена, окончила Разуменскую школу № 2. Затем тоже пришлось выбирать между медицинским и педагогическим образованием. Определиться помогла старшая сестра.
Биология – один из любимых моих предметов. Поэтому остановилась на биолого-химическом факультете, – продолжает Наталья Вячеславовна. – В биологии больше всего нравится анатомия, ещё со школьной скамьи. Вот отсюда и желание поступить на медицинский.
Учителем устроилась не сразу – после десяти лет работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
В моей группе было максимум 16 человек, а в школе – 22 класса плюс классное руководство, – Наталья Вячеславовна объясняет разницу. – Я с головой окунулась в учительство. Что для меня, как классного руководителя, важно? Первое – найти общий язык с родителями. Второе – дисциплина на уроках. Я сразу это обозначила в своём классе и рада, что ребята услышали. А ещё совместное времяпрепровождение вне занятий. Посещаем каток, парки, музеи... Где только не были. Стараюсь, чтобы на уроках дети не скучали и всё поняли. Доступно объясняю и даю творческие задания – ученикам нравится.
Выйдя замуж, Наталья Вячеславовна попала в семью педагогов. Две династии переплелись. Свекровь Тамара Прокофьевна Беликова имела звание «Отличник народногопросвещения», была учителем начальных классов Разуменской школы № 2. Её дочь – директор начальной школы за границей. Сестра Тамары Прокофьевны возглавляла школу в Алексеевском районе, племянница преподаёт географию в Разумном.
Искреннее желание помочь
Семейные традиции и профессиональное мастерство переданы третьему поколению педагогической династии, старшему сыну и невестке Елены Витальевны. Игорь и Анастасия Татаринцевы – тьюторы в школе «Вектор Успеха» Игорь шёл в учительство целенаправленно, н специальность поменял неожиданно для родителей и для себя.
Я подал документы на биолого-химический факультет БелГУ. Уже успел сдать биологию. Но потом передумал и поступил на другой. В дни экзаменов узнал, что можно получить образование для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, – говорит Игорь. – Тогда тьюторов в нашем регионе почти не было. Их и сейчас не хватает.
Для молодого специалиста нашлось мест в ресурсном классе школы «Вектор Успеха». Коллеги удивились тому, как быстро он нашёл подход к своей подопечной. Девочка мало ком позволяет взять себя за руку, а Игоря Игоревич берёт сама – подружились. Как это удалось? «Я просто следую инструкциям куратора», – скромничает педагог, отвечая на вопрос. И почему-то молчит о том, что дело не только в инструкциях. Он относится к ученице как к близкому человеку – со всей заботой – и искренне желает помочь. Научился улавливать малейшие перемены в её настроении и поведении и в зависимости от этого выстраивать работу. Радуется её победам. Вернее, их общим победам. Раньше целый час уходил на то, чтобы уговорить школьницу зайти в незнакомый класс – боялась. Сейчас с этим нет проблем. Чего волноваться, если рядом внимательный и чуткий тьютор?
Анастасия тоже определилась с профессией задолго до поступления. С детского сада главная помощница воспитателей знала, что будет работать с детьми. Профессиональный пут в «Векторе Успеха» начала с должности тьютора и с теплотой и любовью вспоминает своего первого подопечного мальчика, он переехал в другой регион:
У нас так много общего оказалось. Например, оба поём, и это очень выручало на уроках русского языка, когда нужно было объяснить материал. И результат был. В нашем деле нечасто можно достигнуть успеха. Но когда он бывает – это счастье для всех, это окрыляет.
Через год появилась вакансия учителя начальных классов. Анастасия решила попробовать себя у доски.
Как-то веду своих четвероклассников в столовую. Лежит ребёнок на полу. Думаю: «Ну, точно мой (бывший подопечный из ресурсного класса – примеч. авт.)». Подхожу ближе, так и есть. Учителя мне: «Пожалуйста! Сделать ничего не можем». Я пару слов ему скажу на нашем языке, у нас были свои фразочки, – встаёт, идёт спокойно дальше, – говорит тьютор. – Для меня имело большое значение то, что, спустя полгода после ухода из ресурсного класса, я всё ещё авторитет для ученика. И я вернулась туда, где, как мне кажется, более полезна. Да только мальчик уехал.
Сейчас у Анастасии Александровны два подопечных, не менее любимых.
Продолжение следует?
Общий педагогический стаж династии – около ста лет. Будет ли продолжение? Вероятно. Сын Натальи Вячеславовны Иван окончил девятый класс. У него есть два года, чтобы выбрать дело по душе. Не исключает, что последует примеру старшего поколения и станет учителем истории. Парень блещет знаниями о событиях прошлого. Ольга Константиновна ждёт его в гости и составила для него экскурсионный маршрут в Ржев.
Младший сын Елены Витальевны Виталий профессионально поёт. Возможно, растёт будущий преподаватель музыки.