В середине прошлого века жизнь в большом полтавском селе Великая-Рублёвка кипела. В том числе культурная. Славился населённый пункт духовым оркестром. Толя Шевченко впервые увидел его в третьем классе. Дом культуры временно закрыли, и исполнители репетировали в школе. Как же был впечатлён паренёк игрой! Раньше он слушал музыку только по радио. А теперь то, что казалось чем-то далёким, стало таким близким. Словно заворожённый, он наблюдал за движениями артистов, рассматривал инструменты. Толя твёрдо решил записаться в оркестр. Но не взяли – слишком мало лет ему тогда было.
Ждать пришлось два года. Всё это время он не терял из виду оркестрантов.
«В селе есть речушка. Бывало, один сядет на правом берегу с альтом, другой с баритоном на левом. И кричат друг другу: «Пасько! Играем „Киевский вальс“!» И начинается», – вспоминает Анатолий Николаевич.
Скоро и ему самому в оркестре дали в руки инструмент. Самый большой, тубу. И сразу к делу, то есть к практике. Обходились без теории. Музыкальной школы в селе не было. Для поездок на занятия в райцентр нужен автомобиль. Откуда у сельчан в те годы такая роскошь?
«Дирижировал в нашем оркестре Пётр Александрович Дудник. Мы на него смотрели, как на Бога. Ведь он в отличие от нас знал музыкальную грамоту», – улыбается Анатолий Шевченко. – «Когда Пётр Александрович переехал в Киев, мне достался его баритон – до дирижирования он играл в оркестре. Я освоил и этот инструмент».
Анатолий Николаевич признаётся: с большим трудом поступил после 10 класса в музучилище, сказалась нехватка теоретических знаний. После первого года обучения вызвал директор: «Отправляйся-ка ты в армию». В богодуховской части наш герой попал в военный духовой оркестр.
После армии Анатолий вернулся в училище только чтобы забрать документы. Получать музыкальное образование он намеревался в Белгороде. Дебютировал перед белгородским зрителем ещё до начала обучения – директор музучилища попросил выступить на Дне Нептуна на пляже. После этого и был зачислен. Учился прилежно, в дипломе – всего одна четвёрка среди пятёрок. В 1978 году выпускник отделения духовых инструментов чуть не отправился в Ровеньки, в музыкальную школу требовался духовик. Но почти одновременно с представителем отдела культуры самого дальнего района области в музучилище приехал председатель колхоза имени Фрунзе Василий Горин. В Бессоновке тоже была вакансия музыкального работника, Василий Яковлевич подбирал руководителя оркестра. Так Анатолий Николаевич оказался в Белгородском районе. Председатель сразу дал ему двухкомнатную квартиру, купил два комплекта инструментов для будущего коллектива. Колхоз платил зарплату, Анатолий Николаевич ещё и в школе искусств подрабатывал (через двадцать лет он её возглавит). Ему поручили организовать духовой оркестр.
«Пригласил сначала человек 6-7 взрослых, но ничего из этого не вышло. Дети проявили себя более ответственными и дисциплинированными. Мы поладили. В армии я имел опыт работы с подрастающим поколением, детьми-сиротами. Был командиром юных воспитанников военного оркестра. Они жили в части, оттуда ходили в школу. Я забирал ребят после уроков и разучивал с ними партии», – вспоминает Анатолий Николаевич.
В Бессоновке духовой оркестр он собрал быстро:
«Как-то на один из участков колхоза привезли новые телеги на резиновом ходу. Как раз я там был по делам. Смотрю, мальчишки потихоньку выкручивают ниппеля. Я их пристыдил, говорю: «Чтобы завтра все в оркестр явились». Они пришли. И так прилежно учились! Потом и другие потянулись. Я старался, чтобы в оркестре было несколько ребят с одной улицы. Вместе же веселей идти домой после репетиции. Назначил старшину оркестра и руководителя – из детей. Всё серьёзно. Получился дружный коллектив (в разговоре мой собеседник несколько раз подчеркнул: в оркестре должен быть благоприятный климат – примеч. авт.)».
Анатолий Николаевич учил ребят тому, что знал сам. Как когда-то его, пятиклассника, учил дирижёр оркестра села Великая-Рублёвка. Репетировали каждую свободную минуту: перед школьными занятиями и после них. Через год музыканты заняли первое место на областном конкурсе.
Желающих попробовать себя в музыке под руководством преподавателя-профессионала со временем набралось много. Был сформирован второй детский оркестр. Теперь младшие играли отдельно от старших. В конце 80-х старший оркестр стал дипломантом первого Всероссийского конкурса детских духовых оркестров «Фанфары России» в Москве и принял участие в марш-параде по улице Горького в честь Дня Победы. Потом будет ещё много покорённых вершин, участие в районных и областных мероприятиях, смотрах, конкурсах, фестивалях и марш-парадах. А Анатолию Николаевичу будет присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Годы шли. Любовь воспитанников Анатолия Николаевича к своему делу крепла. Кто-то, закончив выступать в старшем оркестре, поступал в музыкальные училища. Кто-то выбирал рабочую специальность и трудился в колхозе, но тосковал по игре на инструментах. И те, и другие стали обращаться к Шевченко с просьбой создать в Бессоновке взрослый духовой оркестр. Он и сам мечтал об этом. Так в 2005 году в селе появился новый творческий коллектив.
О бывших и нынешних учениках Анатолий Николаевич говорит с теплотой и гордостью. Трубач Евгений Гурьев – солист оркестра Большого театра в Москве, Сергей Севальнев играл на тромбоне в оркестре Московского музыкально-драматического театра имени Немировича-Данченко, Андрей Коняхин – в президентском оркестре во Франции. Дмитрий Покидов и Андрей Толстой – артисты концертного оркестра духовых инструментов Белгородской филармонии. Трубач Юрий Воронин в бессоновском духовом оркестре с самого начала (то есть уже 45 лет!), баритонист Станислав Саркисов – более 30.
«Приходилось сталкиваться с мнением: сельский оркестр – это невысокий уровень исполнительского мастерства. Один мой ученик – сильный трубач – поступил в вуз в другом регионе и пришёл в оркестр. Парни узнали, что он из села, и говорят: «Давайте ему покажем, как надо играть». В итоге признали: им есть чему у него поучиться», – рассказывает Анатолий Николаевич.
Какой ещё сельский оркестр может похвастаться концертами в городах Европы? Бессоновский может.
«В одну белгородскую школу приезжала делегация из Германии, и мы выступали перед ней. Гости впечатлились и пригласили нас к себе. Семнадцать дней мы гастролировали по западной Германии», – говорит Шевченко. – «Побывали в Польше, Швейцарии. Везде хорошо встречали. Участвовали в масштабных фестивалях в городах России».
Репертуар оркестра разнообразен: от «Марша танкистов» Чернецкого, вальса «Амурские волны» и музыки из отечественных и зарубежных кинофильмов до песен групп «Любэ» и «Блестящие». Бессоновским музыкантам под силу любое произведение. Анатолий Шевченко с улыбкой уточняет:
«Пожалуй, за исключением одного. «Кориолан» Бетховена. И дело не в профессиональных способностях оркестрантов. Просто пока нам не хватает фаготиста. Сейчас мальчик осваивает инструмент. И, надеюсь, мы исполним когда-нибудь это сочинение великого композитора».
Сегодня Анатолий Николаевич руководит детским духовым оркестром Бессоновской ДШИ и дирижирует в профессиональном муниципальном духовом оркестре Белгородского района. У него полно идей и планов. Сорок пять лет на сцене – это не предел.