В этом году на школьной линейке 1 сентября Людмила Черных особенно волновалась – ровно 50 лет назад она пришла в Стрелецкую школу. Говорит, очень быстро пролетело время, кажется, что это случилось вчера.
На протяжении полувека Людмила Николаевна преподавала русский язык и литературу, была завучем по воспитательной, а затем по учебной работе, исполняла обязанности директора школы. За эти годы получила за свой труд немало почётных грамот и благодарностей, имеет нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации».
Некоторые люди удивляются: «Как можно на одном месте столько лет проработать?». Отвечает просто: «Здесь всё родное и знакомое. Это – моё! Жизни своей не представляю без нашей школы и профессии учителя. Если бы пришлось вернуться обратно в молодые годы, выбрала бы тот же путь».
Школа в Стрелецком открылась 1 сентября 1972 года и объединила учеников Марьевской и Казацкой начальных школ, Хапиловской семилетней школы и Белгородской школы № 33. Учреждение построил колхоз «Новая жизнь», а руководил хозяйством в те годы отец Людмилы Николаевны.
Её родители – Николай Свиридович и Валентина Фёдоровна Солошины – ветеринарные врачи, познакомились ещё студентами, когда учились в техникуме в Харьковской области. По распределению попали в село Гостищево Яковлевского района – папу назначили директором птицефабрики, маму – ветврачом. Когда Люда окончился первый класс, семья переехала в Стрелецкое, поскольку Николая Свиридовича избрали председателем колхоза «Новая жизнь», а Валентина Фёдоровна устроилась специалистом в сельсовет.
Людмила и её сестра Татьяна с детства всегда боролись за справедливость, не могли терпеть фальши и обмана. Так их отец приучил. Училась Люда с удовольствием, с особой благодарностью вспоминает свою классную руководительницу. Татьяна Александровна Асеева с пятого по десятый классы преподавала русский язык и литературу. Настолько увлечённо вела урок, что в классе стояла удивительная тишина, даже мальчишки слушали с интересом.
Людмиле с детства нравилось читать классическую литературу. Полюбившееся с пятого класса произведение «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова она знает чуть ли не наизусть. Постоянно перечитывала книгу, пересматривала фильм, так запала в душу судьба главного героя Григория Печорина. К «Сказкам» Александра Пушкина, романы «Война и мир», «Анна Каренина» Льва Толстова обращается постоянно, каждый раз открывая для себя что-то новое. Разве может надоесть классика! Продолжает читать с удовольствием, порой забывая обо всём на свете. Учеников приучала читать, своих детей и внуков. Считает, что чтение не только открывает новые миры, но и помогает развить грамотность.
«Любовь к чтению изначально нам привили в семье, папа особенно любил читать. Именно он посоветовал мне иди в педагоги. У нас в роду не было учителей. Папа вдруг говорит: «Давай с тобой рассмотрим профессию учителя». Я прислушалась к его словам, авторитет папы был велик, в селе его уважали, я ни разу не слышала, чтобы он разговаривал с кем-то на повышенных тонах. В те времена профессия учителя считалась на селе одной из самых почётных. Я сделала свой выбор, окончила филологический факультет Белгородского педагогического института им. М.С. Ольминского», – начала педагог свой рассказ.
Училась Людмила заочно, устроилась в новую Стрелецкую школу воспитателем группы продлённого дня. Ей дали шестой класс, поначалу испугалась, но классный руководитель Роза Петровна Винакова помогала и поддерживала. Так было заведено: молодых учителей опытные коллеги как настоящие наставники никогда не бросали, советовали тактично, ненавязчиво. Так что дело пошло. В жизни ей всегда помогал характер: что задумала, обязательно сделает.
«Я только год проработала, и мне дали 5 класс, в котором вела русский язык и литературу. Как-то директор школы Иван Михайлович Гринёв говорит: «Посижу у тебя на уроке». Волновалась, конечно. Он потом пригласил в кабинет и сказал, что методика урока построена хорошо, разве что «здесь надо немного по-другому, а вот это лучше сделать так»…Говорил спокойно и убедительно, мы с молодыми коллегами к нему всегда прислушивались», – поделилась педагог.
В школу всегда шла с удовольствием, выкладывалась на двести процентов. До 1986 года работала учителем, потом ей предложили должность организатора внеклассной и внешкольной работы. Сначала не соглашалась, мол, опыта маловато. Но организаторский талант не спрячешь, ей так и сказали: «Справитесь». Проведение всех тематических праздников, школьных линеек, классных и общешкольных сборов пионерской организации, мероприятия по линии комсомола. Программа учебного года начиналась с первосентябрьской линейки, продолжалась осенними балами, подготовкой новогодних празднеств (делали поделки, мастерили ёлочные игрушки, в спортзале наряжали большую ёлку, готовили театрализованное представление, придумывали разные сценки). Все балы и праздники обязательно завершались дискотекой, на которых несли дежурство учителя. Впереди ждали 23 февраля и 8 Марта. Как говорится, в это время школа «ходила ходуном», настолько участникам и зрителям нравились конкурсы «А ну-ка, мальчики» и «А ну-ка, девочки». Затем проводились патриотические мероприятия к 9 Мая, сначала в каждом классе, потом общешкольные… Как финальная точка года – последний звонок и выпускной бал. А сколько за эти годы организовано конкурсов талантов, поэтических, спортивных соревнований! В общем, жизнь кипела, дни летели. Большое внимание уделялось и трудовому воспитанию.
«В те времена были распространены лагеря труда и отдыха. Я и эту работу возглавляла, хочу сказать, что детвора с радостью в поле работала. Мы тоже помогали колхозу. За нашей школой было закреплено 25 гектаров земли, выращивали рожь, пшеницу. Посеять и собрать урожай зерновых помогали механизаторы, а мы выдёргивали лишние колоски. А как-то посадили кормовую свёклу, как в сказке про репку она выросла большая-пребольшая. Всю четверть трудились на её уборке. Школьная столовая привозила на поле обеды. Дети были довольны и счастливы, работа их сплачивала. Единственный минус – приходилось потом школьную программу нагонять», – с ностальгией вспоминает Людмила Черных.
На уроках старалась увлечь ребят своими предметами, ведь значение русского языка и литературы в нашей жизни сложно переоценить. Находила дополнительный материал (не так просто в те времена, интернета и в помине не было). Проводила и такие «эксперименты»: если кто-то не подготовился дома, предлагала остаться после уроков и делать домашнее задание вместе: «Раз такой эксперимент прошёл, два, и все начинали выполнять задания дома», – отмечает педагог. Детей надо любить и уважать, не забывать, что ребёнок, прежде всего – личность, – главный её принцип. В любой профессии важно чувствовать отдачу, когда родители говорят учителю спасибо, значит твоя жизнь, педагогическая деятельность не прошли даром.
В настоящее время Людмила Николаевна не ведёт классы, четвёртый год занимается индивидуально с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Общение для ребёнка, который большую часть времени проводит дома, особенно важно. Богатый педагогический опыт помогает учителю подобрать ключик к каждому ученику, наладить контакт, поддержать ребёнка и в зависимости от индивидуальных особенностей выстроить систему занятий.
Стрелецкая школа строилась на 280 мест, первые годы здесь учились 120 детей, сейчас – около семисот. Обе дочери Людмилы Черных окончили Стрелецкую школу с золотыми медалями: Валентина по образованию экономист, Ольга юрист.
«У меня было два дома: работа и семья. Мы с мужем создали хорошую семью, воспитывали детей на собственном примере: всего можно добиться упорным трудом. Мой супруг Сергей Николаевич тоже был педагогом, вёл секцию вольной борьбы в Пушкарской школе… Я рада, что внуки продолжают наше дело», – рассказала собеседница.
Старшая внучка Ира работает, Сергей (кандидат в мастера спорта по карате) и Таня учатся в педагогическом колледже, Аня – в десятом классе, отличница.
Педагогический коллектив Стрелецкой школы профессиональный и дружный. Что характерно, десять учеников школы, став учителями, вернулись в родные пенаты.
«Когда я пришла в первый класс, Людмила Николаевна была организатором линейки. На неё нельзя было не обратить внимание – красивая, представительная, творческая и энергичная. Потом я стала председателем совета отряда в классе, затем председателем совета дружины школы – вся работа велась под руководством Людмилы Николаевны… После вуза я вернулась в свою школу учителем истории, меня приняли радушно, в первую очередь Людмила Николаевна. Как старший наставник, она помогала во всём, будь то проведение урока или классное руководство. Наша Людмила Николаевна всегда была душой коллектива. Мы все берём с неё пример», – поделилась мнением директор Стрелецкой школы Оксана Верюханова.