Десятиклассница из Белгородского района дважды признана призёром Всероссийской олимпиады по немецкому языку. Для Илоны Зальцзейлер завершается третий учебный год в Северной школе № 1. До восьмого класса она жила за границей и почти не говорила на русском языке. Девушка рассказала, как ей удалось стать отличницей и удостоиться именной стипендии губернатора Белгородской области.
Что такое стеллаж?
1 сентября 2021 года. В восьмом классе Северной школы № 1 сразу трое новеньких. Среди них Илона Зальцзейлер. В тот день она очень волновалась. Как оказалось, совершенно напрасно. Одноклассники приняли её тепло. Какое-то время всё внимание детей было приковано к новым ученикам. Те только и успевали отвечать на вопросы: «Откуда ты? Чем любишь заниматься?» Поначалу Илона с трудом понимала обращённую к ней речь. Основательно изучать русский язык наша героиня стала лишь за три месяца до учебного года.
Много лет Илона провела за границей. Посещала детский сад, школу, пела в хоре, освоила фортепиано и делала успехи в театральном кружке. Помогала взрослым в небольшом огороде у дома. В детстве знала несколько стихов и песен на русском, однако к моменту переезда в Россию все они забылись, и ей пришлось знакомиться с языком вновь.
Всё лето перед восьмым классом со мной и моей младшей сестрой занималась бабушка. У неё 25-летний педагогический стаж, она учитель музыки, играет на аккордеоне. Каждый день с утра до вечера мы учили буквы русского алфавита, писали, читали, – вспоминает собеседница. – К школе какой-то словарный запас у меня уже сформировался.
Но до того, чтобы свободно общаться со сверстниками и учителями, было ещё далеко. Илона стеснялась первой заводить разговор с одноклассниками. На уроках, в основном, слушала. Если и поднимала руку, то только, чтобы задать вопрос, а не ответить.
Например, спрашивала у учителя: «Вы сейчас сказали слово «стеллаж». Что такое стеллаж?» Мне тогда это слово было не знакомо, – улыбается Илона. – Мне казалось, все так быстро разговаривают, я не успевала.
Хлопот доставила и разница между зарубежной и российской системами образования.
В моей первой школе всё было совершенно по-другому: материал намного проще, – поясняет Зальцзейлер. – По математике я здесь как будто через два класса вперёд перепрыгнула. Сейчас это один из любимых и интересных предметов для меня. Физика тоже нелегко давалась. Из новых предметов появилось обществознание.
Одноклассники и педагоги никогда не отказывали ей в помощи. Если что-то было непонятно, всегда объясняли. Учителя оставляли после уроков на дополнительные занятия. Девушка подчёркивает: «В языковой среде учить язык легче». Постепенно багаж знаний Илоны пополнялся, от языкового барьера не осталось и следа, росла успеваемость. Теперь уже и к самой Илоне обращаются за помощью. К слову, об оценках. Родители нашей героини снисходительно относились к её тройкам. Понимали: на первых порах они неизбежны.
Я и сама не расстраивалась, если получала плохую оценку. Просто продолжала сидеть над учебниками, много времени уделяла домашним заданиям. Восьмой класс окончила без троек, а девятый – с отличием, – делится Илона.
Чистая случайность
В Северном до девятого класса включительно Илона изучала в школе два иностранных языка: английский и немецкий. Причём последний – как дополнительный, на него был выделен один час в неделю.
То, что я приняла участие в первой олимпиаде по немецкому языку, – чистая случайность. В конце лета, перед девятым классом, мы с подругой пришли в школу, и учительница спросила, записались ли мы на олимпиады. Я и не знала, что проводят такие состязания, – говорит Илона.
В 2022-2023 учебном году она одержала победу на муниципальном и региональном уровнях. А затем единственная представительница области отправилась защищать честь Белгородчины на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку.
Первая поездка без родителей, да ещё и такая дальняя, первая возможность посоревноваться в знании иностранного языка со сверстниками из разных уголков России – этим запомнилось Илоне путешествие в Самару.
223 участников из 72 регионов страны ждали два тура. Задания письменного тура были ориентированы на проверку грамматических навыков, знаний лексики и страноведения. Творческое задание позволило оценить общий уровень владения немецким языком. Устный тур был направлен на проверку умения работать в команде. Илона отмечает, что набрала неплохое количество баллов во всех заданиях, кроме страноведения, и оказалась в числе призёров. К слову, в тот год призёрами стали 86 старшеклассников, победителями – 18.
Какой успех возможен без участия близких? Каждый вечер родители звонили дочери, а бабушка так и вовсе присылала длинные тексты поддержки. А как все радовались и гордились ей после объявления результатов: Илона – призёр олимпиады!
В Северной школе № 1 её после возвращения ждал подарок – путёвка в «Артек», а значит три недели насыщенной программы отдыха, знакомств и положительных эмоций.
Я попала в отряд ди-джеев. Так как я с музыкой на «ты», была счастлива. Меня даже выбрали как возможного ди-джея на большую вечеринку в честь закрытия смены, на которой были все отряды, – делится впечатлениями Илона. – В море не удалось искупаться из-за прохладной погоды, но на свежем воздухе проводили много времени. На территории лагеря очень красиво.
И вновь высокий результат
Осенью 2023-го одарённые и талантливые дети Белгородской области удостоены стипендии губернатора. В номинации «Образование» заслуженные награды получили школьники Белгородского района: Никита Андреев из Разуменской школы № 1, Илона Зальцзейлер из Северной школы № 1, ученики «Алгоритма Успеха» Никита Крючков и Платон Ладных. А нынешний год для героини нашей публикации отмечен ещё одним важным событием: на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по немецкому языку она вновь добилась высокого результата и отныне дважды призёр этого состязания.
После первой олимпиады я провела работу над ошибками и ко второй была намного лучше готова, – говорит десятиклассница. – Меньше нервничала, общалась с ребятами. Кстати, встретила участников олимпиады прошлого года, мы связь не теряли. В итоге набрала на 14 баллов больше, чем в прошлый раз. До победы не хватило 6 баллов. Я хотела победить, но не унываю. Для себя поняла: есть прогресс, я не стою на месте. У меня есть ещё год, чтобы потренироваться и одержать победу.
Но даже диплом призёра олимпиады даёт Илоне право поступления в профильные вузы без вступительных испытаний. Да вот только она сама пока не определилась, какую специальность желает получить.
Муки выбора
Мы беседуем об увлечениях и планах. Илона по-прежнему играет на фортепиано – для себя. Пробует играть на гитаре. Хочет возобновить занятия плаванием. И так же, как в детстве, любит возиться в земле и с домашними животными. С родителями выбирает, какие растения будут украшать участок.
Здесь у нас места под сад и огород больше. Да и почва более плодородная, – не нарадуется Илона.
Так может быть она будущий агроном? Или всё-таки лингвист? Девушка в ответ улыбается:
Да я и офисным работником себя представляю. Возможно, экономистом.
Главное, чтобы профессия по душе была, чтобы в ней было комфортно, –наставляет дочь мама. – Решай сама, время есть, а мы поддержим.
На выбор вуза у Илоны целый учебный год. И пусть он будет наполнен новыми свершениями и достижениями.