В селе Соломино проживают почти четыреста человек. Жители Соломино – два Александра Ивановича пригласили нас, чтобы рассказать о проекте по благоустройству общественной территории в центре села.
Они подчеркнули особую важность проекта: два раза в год – 9 Мая и 6 августа в День освобождения села от фашистских захватчиков – к мемориалу почтить память героев приходят местные жители, приезжают родственники захороненных в братской могиле воинов.
«Всегда много людей, проводятся митинги, концертные программы. Возникла большая проблема: нам приходится собираться на проезжей части. Хочется, чтобы было более удобно и комфортно, а также чтобы уделяли больше внимания селу: нет централизованного водопровода, магазина, даже хлеба негде купить. Хотели часовенку возвести, но местное население не осилит сбор средств на её строительство, для нас это серьёзные деньги. Ямочные ремонты власти делают, но на отдельных переулках вообще нет дорог, не говоря уже о тротуарах. Наши жители стараются внести свою лепту – депутат Андрей Андриенко отремонтировал остановку и скамейку около памятника», – поделился староста села Соломино Александр Чебан.
Александр Иванович рассказал, что администрация Тавровского поселения оплатила проект и экспертизу по благоустройству территории. Реализация проекта стоит 2 млн 438 тыс. рублей. Два года потратили на оформление проекта, хоть сегодня строй, но этих денег у них нет. Предложили собрать необходимые документы и принять участие в программе «Мы вместе». По проекту на площадке напротив памятника оборудуют освещение, лавочки, небольшую сцену для установки музыкально-усилительной аппаратуры.
Продолжил разговор коренной житель Соломино Александр Иванович Воронкин, 1935 года рождения:
«В 2004 году мы проснулись с женой с мыслью: сделаем благородное дело ради памяти наших отцов – восстановим памятник в селе. Мой папа Иван Васильевич погиб в Белоруссии в 1944 году. Отец супруги Николай Митрофанович без вести пропал на Ленинградском фронте. Начали составлять списки, за освобождение села Соломино погибли 239 человек. А на плитах значилось 180 имён. Мы смогли найти по архивам 67 фамилий воинов, которые здесь похоронены. Далее решили увековечить селян, которые погибли на дорогах войны. На фронт из Соломино ушли 148 человек, не вернулись 113. Мы обошли множество инстанций, поговорили с предпринимателями – всего более 50 визитов сделали. Когда я спросил: «Могу я уже к Президенту обратиться?» Сказали: «Подождите недельку». Возглавлявший тогда департамент социальной политики области Дмитрий Васильевич Худаев помог нам, нашли 300 тысяч рублей на восстановление памятника в Соломино».
Тогда приходилось считать каждую копейку, каждую букву. Советовали, мол, денег мало, оставьте только инициалы. Но получились десятки Поляковых, Филатовых, Агуреевых… Александр Иванович волновался: «Как люди найдут своих родных? И написали так, как положено». Однажды он увидел выцарапанную на плите фамилию, призадумался, включать или не включать в списки. Когда приехали родственники и нашли фамилию на памятной стене своего героя, были счастливы. В дальнейшем поисковики захоронили в братской могиле с. Соломино останки более сотни воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлены лишь имена некоторых.
«В 2005 году мы с Галочкой открыли памятник.Жена у меня активистка. Она невероятно талантливый учитель математики, преподавала в школах № 29 и № 32. До настоящего времени к нам приходят в гости её ученики, уже сами в возрасте, седые. А Галочка говорит: «Сегодня пятеро детей приезжали». Галине Николаевне вручили грамоту за восстановление памятника от Совета ветеранов России.
На открытие памятника в Соломино 4 августа 2005 года собрались не меньше 500 человек. Александр Воронкин привёз хор ДК «Энергомаш», где он пел и был старостой. Председатель колхоза Василий Яковлевич Горин отправил духовой оркестр. Управление культуры подготовило сценарий торжественного открытия и концертной программы. Галина Николаевна Воронкина наварила солдатской каши. Героев почтили минутой молчания, благодарили за мирное небо над головой.
Воронкины бережно хранят все бумаги, переписку с инстанциями, запросы в архивы и ответы, списки солдат, альбомы с фотографиями событий, происходивших в селе, вырезки из газет. Районная газета «Знамя» тоже поддерживала жителей села публикациями. Супруги Воронкины благодарны всем добрым людям, которые бескорыстно помогли, узнавая, какую благородную миссию они выполняют. В управлении архитектуры бесплатно выполнили эскиз, когда заказывали плиту, им сделали скидку… При реставрации мемориала пришлось убрать старый памятный знак, бывший в то время главой администрации Тавровского поселения Евгений Цаца заказал копию стелы «Партизаны». Её установил в память о своих боевых друзьях Ф.И. Бердников: «Взводу лейтенанта Брызжова, который совершал вылазки у сёл Соломино, Пушкарное с марта по май 1943 года. В Великой битве геройски пали за Родину…».
В годы Великой Отечественной войны здесь проходила линия фронта. Северский Донец был границей – в Соломино стояли немцы, на другом берегу – наши. Партизаны делали вылазки в Соломино. В окрестном лесу расположилась немецкая армия, фашисты оборудовали целый город с кухнями, пекарнями, клубом. Немцы держали пленных советских солдат, а вечером набирали заложников из сельчан по 10-12 человек, днём отпускали. Как-то послали пленного воды принести из колодца, так он сбежал на другой берег, стреляли фашисты, да куда там, уже и след простыл.
«Наш домик стоял как раз напротив, прямо на дороге. Когда 24 октября 1941 года пришли немцы, мы увидели фрицев первыми. Дом у нас был неплохой, они выгнали нас и сами обосновались. Мы ютились в сараюшке с коровой. Нас у мамы четверо детей, самая старшая сестра 1929 года рождения, а другой и года не было. Потом нас приютили соседи. Когда я родился, папа сказал: «Саша будет баянистом», в 1936 году заказал баян у харьковского мастера Михеева. До сих пор инструмент храню, баянистом не стал, но несколько десятков песен играю: «Дунайские волны», краковяк, страдания и т.д. Спасая инструмент от оккупантов, сестра положила баян в улей и закопала в саду», – поделился Александр Воронкин.
Он собирает факты об истории прекрасного села Соломино. В нашей беседе вспомнил те времена, когда в центре села у магазина по воскресным дням собирались мужчины, играл баянист, женщины пели красивые песни. На горе, на самой высокой точке возвышалась церковь. Около реки до нынешних времён сохранилось старое здание школы (теперь это частный дом), где Саша учился в начальных классах. В среднюю школу в Топлинку ходили десять соломинцев – три мальчика и семь девочек, ежедневно вдоль берега реки по семь километров. Александр Воронкин окончил в Харькове механико-технологический техникум и инженерно-строительный институт, был секретарём комсомольской организации. Работал в Белгороде в научно-исследовательском и проектном институте поверхностно-активных веществ, они проектировали объекты для всего СССР – от Литвы до Дальнего Востока. Прошёл путь от молодого специалиста до заместителя главного инженера. Проработал почти 30 лет, затем его пригласили в пединститут главным инженером. Сейчас Александр Иванович – заместитель председателя совета ветеранов БелГУ. Рассказал свою биографию и добавил, что без родного Соломино словно без воздуха, жить не может.
На дорожку припомнил два случая: «Останавливается автобус, выходят наши соломинцы, которые сажают здесь огороды. Бабушка Ольга Матвеевна идёт с невесткой, двумя внуками, говорит: «Вовка, иди с дедом поздоровайся». Вова кладёт мешок и лопаты, которые он несёт, подходит к памятнику находит фамилию своего деда и сообщает: «Нашёл!» «Однажды стою около своего дома, это мы его потом продали, когда море тут строилось. К памятнику идёт молодой человек, в начале площадки мемориала снимает обувь, босиком подходит к памятным плитам, находит в списке своего родственника. Стоит молча, склонив голову, потом возвращается, обувается и уходит».
«Памятник в хорошем состоянии, хочется благоустроить прилегающую территорию», – подытожил Александр Воронкин.