Local Logo
Новости Белгородского района Белгородской области
102.41
+0.04$
104.86
-0.95
+2 °С, облачно
Белгород

Жительница Таврово рассказала о своём вкладе в сооружение важнейшей транспортной артерии страны

15 августа 2024, 10:48Общество
Фото: Дина Абрамова

Корреспондент «Знамени 31» побеседовал с участницей большой стройки.

В юбилейный для БАМа год жительница Таврово Татьяна Буторина рассказала о своём вкладе в сооружение важнейшей транспортной артерии страны

Из Тынды, городка на Байкало-Амурской магистрали, Татьяна Николаевна Буторина уехала в 2007 году. Потом пару раз возвращалась, чтобы посетить дорогие сердцу места. По пути в столицу БАМа не отходила от окна вагона. Каждый участок ей знаком, потому что буквально пройден пешком. Того требовала работа.

Фото: архив Т. Буториной

Рейс «Москва-Тында»

В её жизни было несколько переездов. Как-то легко она к ним относилась. Ведь это новые знакомства, возможности и горизонты. Как не вспомнить строчки из известной песни: «Мой адрес – не дом и не улица. Мой адрес – Советский Союз». Разные уголки уже несуществующей страны гостеприимно встречали Татьяну Николаевну, но она никогда не забывала о малой родине – Свердловской области. Здесь родилась, окончила машиностроительный техникум и филиал «Плехановки», набиралась опыта на знаменитом Уралвагонзаводе, встретила будущего мужа. Здесь ждала мама.

До замужества героиня публикации успела поработать конструктором на военном заводе во Фрунзе. А после свадьбы и рождения ребёнка обрела новый дом в Крыму. С супругом Татьяна Николаевна принимала участие в возведении крупных химзаводов в Армянске.

В 1974 году в СССР возродили проект Байкало-Амурской магистрали. В конце апреля на стройку века из Москвы отправились первые комсомольцы, через месяц из Симферополя – молодые крымские добровольцы. Татьяна Николаевна, конечно, слышала об этих событиях. Но тогда и не думала, что через почти два года и её унесёт самолёт на БАМ. Пока она с мужем планировала переезд из тёплого полуострова в Норильск или Магадан. Рассматривали также Старый Оскол. В 70-е в городе приступили к строительству электрометаллургического комбината, знания и умения Буториных могли пригодиться.

Судьба распорядилась иначе. Сначала вместе с друзьями на БАМ уехал супруг Татьяны Николаевны. Спустя четыре месяца с Крымом попрощалась она. Следовавшие рейсом «Москва – Тында» умилялись маленькому пассажиру, её пятилетнему сыну.

Перед отъездом в детском саду ему подарили игрушки: ружьё и лису. Когда у него в самолёте спрашивали, куда летит, он, держа их в руках, гордо отвечал: «На БАМ!» – улыбается женщина.

Большая бамовская семья

1 февраля 1976 года началась новая глава жизни, бамовская. В конце 1975-го Тынде присвоили статус города. Многоэтажные жилые дома и объекты социальной инфраструктуры только планировались. Всё это появилось позже, на глазах жителей. А тогда, морозной зимой 1976-го, трест «Бамстроймеханизация», куда устроилась Татьяна Николаевна, предложил новоиспечённым тындинцам Буториным поселиться в половинке маленького вагончика.

В одной части вагончика жили мы, в другой – многодетная семья. Посередине тамбур с печкой. Пока печка топится – тепло. К утру она остывала, температура падала. От холода одеяло примерзало к стене, – рассказывает собеседница. – Помещение крошечное, никаких удобств. Спали на полке. Муж сделал её шире, чтобы мы втроём поместились.

Пока родители решали важные задачи в кабинетах, мальчишки и девчонки развлекались на улице (ну и что, что на градуснике минус 50, а то и 60), катались на лыжах. Если замерзали, заходили в здание треста. Прямо на лыжах – закоченевшими руками их не снять.

Отогревались и ватагой бегали по тресту. У нас был хороший управляющий Феликс Викентьевич Ходаковский. Ребята залетали к нему и кричали: «Дядя Ходаковский, когда построят садик?» – говорит Татьяна Николаевна.

Садик возвели. Обычно кто-то один из треста забирал всех детей и приводил на работу. Просто и дружно жили одной большой и крепкой бамовской семьёй. Уезжали в командировку и без страха оставляли чад с коллегами. Из поездок обязательно привозили детворе вкусности и делили на всех. Сближали общие увлечения, филателия и фалеристика, и общий досуг.

Фото: архив Т. Буториной

Первые десять лет город рос. Столица государства Москва взяла шефство над столицей БАМа. Устремились ввысь многоэтажки (Татьяна Николаевна вспоминает: когда в Тынде построили первые девятиэтажки с лифтами, детей невозможно было найти, они целыми днями катались вверх-вниз), были сданы в эксплуатацию школа, родильный дом, больница, Дом быта, кинотеатр. На прилавках магазинов – товары на любой вкус (о дефиците на БАМе узнают лишь в перестройку). Буторины из вагончика переехали в новую квартиру, а затем дом.

Широкая география командировок

Татьяна Николаевна трудилась в тресте «Бамстроймеханизация» более двадцати пяти лет. Предприятие выполняло земляные работы на Байкало-Амурской магистрали. Всего коллективом построено 1485 километров притрассовых автомобильных дорог и 1597 километров железнодорожных насыпей.

Начинала наша героиня в отделе главного технолога.

Прежде чем прокладывать железную дорогу, нужно было сделать автодорогу для захода техники и завоза материалов. Из проектного института нам доставляли чертежи. С чертежами я отправлялась на участок и привязывала их к местности: где будет подъезжать техника, где будут строительная площадка и бытовые вагончики и так далее, – объясняет Татьяна Николаевна. – Затем, уже в кабинете, составляла план производства работ. Обязательно учитывались безопасность и охрана труда, охрана окружающей среды. В зоне вечной мерзлоты действовали с особой аккуратностью, чтобы не допустить таяния. Ещё одна трудность – горный рельеф.

Фото: архив Т. Буториной

«Ступала ли здесь нога человека?» – часто таким вопросом задавалась Татьяна Николаевна, очутившись в густых таёжных лесах, на берегах широких бурных рек, у подножия высоких гор. Бамовцы сталкивались со сложнейшими природными и климатическими условиями. Порой выполняли то, что казалось невозможным. БАМ стал испытанием на прочность и мужество. Из одной командировки, получившейся экстремальной, героиня публикации вернулась седой:

Наш посёлок находился на правом берегу реки, а работу вели на левом. Однажды перевозили на грузовике доски. Дело было весной, лёд на реке уже таял. Водитель предупредил: «Не закрывай дверь кабины. Если будем тонуть, выпрыгивай». Так и ехала в напряжении. Позже эту реку переходили по наспех сделанному мостику, держась за натянутые тоненькие канаты. Под ногами бушевала вода. Страшно! А потом я ночевала в опустевшем посёлке. Ни души вокруг, жуткий холод. В вагончике укрыться нечем, одеяла увезли. Пришлось залезть под матрац, чтобы согреться.

Остались в памяти и забавные моменты:

На участках тропинок не было. Какие там тропинки в глуши. Надо спуститься с горочки зимой – садились, ноги – вперёд и скатывались. Весело и быстро.

Как-то Татьяна Николаевна приехала отдыхать в Ессентуки. В пансионате узнали, что она с БАМа, и прежде всего спросили: «За что вас посадили?» Не у всех масштабная стройка магистрали ассоциировалась с комсомольцами…

Со временем география деятельности треста (и командировок Татьяны Буториной) значительно расширилась. Предприятие строило Амуро-Якутскую железную дорогу, автодорогу «Амур» Чита – Хабаровск, реконструировало стальную колею на острове Сахалине и многое другое.

Фото: архив Т. Буториной

Вторая половина 80-х. Непростые для Тынды годы. Поставка продовольствия и сырья городу была значительно урезана, людям месяцами не выплачивали зарплату. Рабочие бастовали.

Мы не жили, а выживали. Почему не уехала тогда? Сама не знаю, почему… – женщина пожимает плечами.

В 1997 году Татьяна Николаевна вышла на пенсию. До переезда в Белгородский район оставалось десять лет. Все эти годы она продолжала работать: начальником отдела по назначению и выплате детских пособий в администрации города, после – старшим инженером производственного отдела мехколонны № 147 треста «Бамстроймеханизация».

Новая жизнь - в новом доме

Для многих бамовцев Белгородчина стала родной. Для Татьяны Буториной тоже. В какой-то момент ей захотелось поближе к югу, в тепло. Приехала в Дубовое к товарищам по БАМу. Собиралась уезжать, и на глаза попалась газета с материалом о том, что в Таврово строят многоэтажку. Новая жизнь – в новом доме: Татьяна Николаевна приобрела квартиры себе и сыну. Так и переехала. Увлеклась отделкой. Жильё выбрала необычное –ни одного прямого угла. Она шутит: «Я настолько вникла во все детали ремонта, что могу и прорабом быть».

Пока у неё немного знакомых среди бамовцев, живущих в Белгородском районе. Но со старыми друзьями связь не теряет: встречаются и часами говорят. Им, строителям, покорителям, первопроходцам, есть что вспомнить и обсудить.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 11:11
Небольшой снег ожидается в Белгородской области 19 января
Материал
ПравосудиеВчера, 11:07
Шебекинец отправится в тюрьму за незаконный сбыт огнестрельного оружия
Материал
ПравосудиеВчера, 10:36
Белгородские полицейские задержали подозреваемого в краже товаров из супермаркета