Одна из причин, по которой супруги Полина и Владимир Поляковы отправились в 1976 году на БАМ, – врачи рекомендовали их часто болеющему сыну другой климат. В суровых погодных условиях ребёнку действительно стало лучше, а родители обрели верных друзей, умение справляться с любыми испытаниями и внесли вклад в строительство протянувшейся на тысячи километров железной дороги. Сменив несколько мест жительства на БАМе, Поляковы почти двадцать лет назад поселились на Белгородчине: сначала в Борисовке, затем в Белгородском районе. С удовольствием вспоминают прошлое, время, когда были молодыми, лёгкими на подъём. Впрочем, энергии им и сейчас не занимать. Поездки, общение с родственниками и друзьями, в том числе бамовскими, участие в мероприятиях – без этого они не представляют свои будни.
ЗНАКОМСТВО СРЕДИ КРАСОТЫ
Никто не знает, какая судьба нам уготована. Вот и маленькая Полина Серкова из уральской деревушки Серкова не ведала, что ждёт её впереди. Да и не задавалась она таким вопросом – некогда. С утра спешила в школу в соседнее село за семь километров, после помогала маме-доярке на ферме. Родилась младшая сестрёнка, надо было за ней присматривать. Так прошли школьные годы. После 8 класса Полина поступила в строительный техникум в Свердловске. Выбрала механический факультет. Студенческая жизнь – насыщенная, полная ярких моментов.
На втором курсе со стройотрядом поехали на станцию Тынкуль в Тюменскую область. Там железная дорога на болоте и даёт просадку, мы её поднимали. Это тяжёлый труд. Лес густой, комаров и мошкары – видимо-невидимо. Зато получили хорошие деньги. Съездили с подругой в Москву за обновками, – рассказывает Полина Евгеньевна. – На третьем курсе проходили с ней практику на заводе железобетонных конструкций в Казахстане. Все студенческие годы занимались туризмом, ходили в горы, катались на лыжах. Но на первом месте была, конечно, учёба.
Четыре года в техникуме пролетели как миг. Наступила пора прощаться со студенческими товарищами и определяться с трудоустройством.
На распределении я выбрала Украину, очень уж хотела посмотреть, как яблони растут. В наших краях мы их не видели, – говорит Полина Евгеньевна. – 13 августа 1970 года прибыла в Днепропетровскую область. Там, в посёлке Гранитное близ Никополя, работал Подстепнянский завод ЖБК. Директор взглянул на меня – с рюкзачком, в туфлях на каблуках – и немного расстроился: «Я же просил механика-мужчину».
Он ещё не знал, что исполнительная девушка будет выкладываться не хуже мужчин и через четыре месяца, проведённых за токарным станком, станет мастером.
А сколько внимания получала молодая заводчанка со стороны сильного пола. В первые дни после приезда Полина встретила будущего мужа. Шла в цех, каблуки стучали так, что парни оглядывались. Подбежал к ней водитель Володя Поляков. На плече спортивная сумка (он играл в футбольной команде завода), а в ней большущие яблоки: «Угощайся!»
Яблоки в посёлке были повсюду. Вишни и абрикосы росли даже в посадках. Сказка! Кругом цветы, сады. Не посёлок, а картинка. В этой красоте мы и познакомились, – Полина Евгеньевна не сдерживает улыбки. – В декабре того же года в заводской столовой сыграли комсомольскую свадьбу. В следующем году родился наш Андрейка. Через три с половиной года – Иван.
Как-то Андрей заболел воспалением лёгких. Вроде пошёл на поправку, но через время снова одолел кашель. И так много лет подряд. При этом родители заметили: стоит увезти сына к родственникам на Урал, ему гораздо лучше. Врачи посоветовали сменить климат.
БАМ – НЕ ТОЛЬКО ШПАЛЫ И РЕЛЬСЫ
На календаре начало 1976-го. Уже полтора года велось строительство Байкало-Амурской магистрали. Газеты пестрели новостями о добровольцах, прибывших из разных уголков страны возводить железную дорогу в тайге. Вслед за ними уехали Поляковы. В январе отправился в путь Владимир Иванович. По Транссибу добрался до Сковородино, а до Тынды, столицы БАМа, ещё 140 километров по прямой. «В кузове поедешь?» – мужчину вызвался подбросить водитель грузовика. На улице мороз более 40 градусов, сильный обжигающий ветер. Владимир залез под лежащие в кузове матрасы, чтобы не окоченеть. На остановках шофёр его всё спрашивал: «Живой?» «Живой!» – отзывался пассажир. Так и доехали. Потом в бамовской жизни Поляковых будет ещё много примеров бескорыстной помощи. Надо куда-то поехать – просто поднимали на трассе руку. Не боялись садиться в автомобиль к незнакомцам. А те довозили за «спасибо». Денег предложишь – обругают.
В Тынде Владимир Поляков устроился водителем на автобазу «Бамстройпути». Направили его в якутский посёлок Нагорный, там строили железную дорогу и станцию Нагорная, будущий малый БАМ Тында – Беркакит. Когда летом получил отдельный вагончик, к нему поспешила супруга с сыновьями. На новом месте переночевали, утром Владимир Иванович уехал на трассу, а Полина Евгеньевна собралась в магазин. Хотела дверь закрыть и удивилась: петли есть, замка нет. Завязала проволокой. Глава семьи узнал, посмеялся. Не принято было в посёлке замки вешать – если привозили воду, таскали и себе, и отсутствующим дома соседям.
В Нагорном найти работу Полине Евгеньевне оказалось сложно. Муж уезжал в командировку на неделю. Он возил бригаду Григория Шапаренко, который потом получил звание Героя Социалистического Труда, и возвращался только к выходным. У неё на руках двое маленьких детей, но в саду мест нет.
Пришла в садик, заведующая наряды закрывала. Вижу, тяжело ей, помогла. Она меня взяла сторожем, а детей взяли не сразу – группы были переполнены, – собеседница вспоминает трудовую биографию. – Затем, когда в сад приняли младшего Ванечку, я ушла в котельную кочегаром. Топили углём. У котлов стояли, в основном, женщины. На каждую приходилось по два котла. В лютые морозы от котлов практически не отходили. Закинешь угля, потом надо постоянно его шуровать. Температура градусов 40-50, жара. Шлак грузили лопатами в тачки и вывозили. Мужчины не выдерживали, увольнялись.
БАМ – это не только шпалы и рельсы. На масштабной стройке работали люди по десяткам специальностей. К сооружению магистрали причастны учреждения разного профиля.
В 1980-м Нагорный опустел. Жители разбирали дома и перевозили в Читинскую область – нужно было строить новый населённый пункт, который получил название Чара. Поляковых потянуло в родной украинский посёлок. Директор Подстепнянского завода предложил Полине Евгеньевне должность в котельной, а Владимиру Ивановичу – перевозить бетон. Они оглянулись по сторонам: как бы не любили они посёлок, но не хватало здесь необъятных просторов, бескрайнего моря тайги. «Поедем обратно? – спросил Владимир Иванович жену. Она не возражала.
В Чаре никто и не заметил, что супруги уезжали – так быстро они вернулись. Владимир Иванович вновь сел за руль автомобиля, Полина Евгеньевна продолжила работать в котельной. Пока своё жильё не возвели, ютились в полуторке у кумовьёв Шапаренко. Четверо взрослых и пять детей – тесно. Но жили дружно. Потом ещё и зять Полины Евгеньевны с Урала приехал, тепло его приняли.
На лето котельную закрывали. Наша героиня взялась выдавать в общежитии бельё рабочим. Зашёл к ней мужчина разговорчивый, спросил, какая у неё специальность. Услышав, что она окончила механический факультет, обрадовался: «Мы как раз женщину-механика ищем. Бумажных дел много». И вот она уже инженер в отделе главного механика «Бамстройпути».
Жизнь шла своим чередом: на БАМ перебрались сестра и мама Полины Евгеньевны, выросли Андрей и Иван, Поляковы обосновались в Тынде. Одни места работы сменялись другими. Полина Евгеньевна и Владимир Иванович везде трудились добросовестно. И казалось, что жизнь на БАМе вечна. Нет, всё имеет конец.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МОЛОДОСТЬ
Захотелось Поляковым в тепло, да поближе к Украине. Купили в Белгородской области квартиру. Оказалось, не только им, многим бамовцам регион по душе пришёлся. Это только плюс – среди знакомых на новом месте проще обосноваться.
На пенсию супруги вышли не сразу. В 147-й мехколонне, которую с БАМа перевели на юг, трудились в Сочи.
Восемнадцать лет назад Полина Евгеньевна и Владимир Иванович попрощались с БАМом. Вернее, сказали «до свидания!». Свидание случилось в этом году. В июне героиня публикации, получая в администрации Белгородского района медаль «50 лет Байкало-Амурской магистрали», поделилась: скоро на специальном поезде ей предстоит вернуться в прошлое. В июле ветераны БАМа со всей России проследовали по маршруту «Москва – Тында – Москва» для участия в праздновании юбилея грандиозной стройки.
Я мечтала об этом! Поездка меня воодушевила, я как будто летаю теперь, а не хожу, – эмоционально признаётся Полина Евгеньевна. – В дороге были несколько дней и делали остановки на станциях. В Чаре успели с кумом поплясать и исполнить песни. Он живёт там. Познакомилась с попутчиками. И знаете, что вспомнилось? Единение душ. На БАМе мы были объединены одним общим делом. Мы ощущали незримую связь и чувствовали, что нужны друг другу и стране.