В этом году в день села Петропавловка Наталья и Юрий Корницкие заняли призовое место в конкурсе «Лучшее подворье – 2024». А в прошлом году мама Натальи, Мария Рыкун, стала победителем.
Мы отправились в гости к Корницким, особенно заинтересовавшись такой подробностью: Наталья Валерьевна обустроила в своём доме музейную комнату. Жительницы села радушно встретили и поведали историю своей семьи. А она у них большая и дружная, все общаются, поддерживают друг друга. Как в селе говорят, знаются.
«У меня в паспорте записано место рождения – село Петропавловка, так что я – коренной житель. Моё увлечение стариной – родом из деревенского детства. Каждое лето (и по выходным дням в течение года) приезжала погостить из Белгорода в Петропавловку на улицу Заречная к бабушке Клавдии Антоновне и дедушке Роману Кирилловичу. Счастливое лето! Огромная широкая речка – чистейший Северский Донец. Детей собиралось много – плавали, загорали, ныряли и ловили раков, тут же на берегу разводили костёр и жарили их. Землянику собирали в округе по холмам, солнечную ароматную ягоду!» – начинает рассказ Наталья Корницкая.
Бабушка рассказывала им житейские истории. Понятное дело, мало прислушивались, не запоминали, в детстве всё некогда, хотелось быстрее на улицу ускакать к друзьям. А бабушка откроет сундук (теперь он в семейном музее на видном месте), а там вещи тканые, узорные убранства, показывает вышитые рушники, старинные платки. Было невероятно интересно смотреть, и словно дыхание перехватывало. Аромат в сундуке своеобразный – смешались запахи ткани, нафталина, дерева и вечности. Дом у бабушки был большой. Летом прохлада, а зимой настоящая романтика. Дедушка топил печку. Утром проснутся – холодно, лежат, замерзают, хоть перина и подушки пуховые, а одеяло стёганое, самодельное (дома до сих пор такие есть, мама Натальи сама шила). Слышат, дедушка встал, кочергой гребёт, совком жужалку выгребает (жужалка, или угольная зола – остаток после сгорания угля, дров. – Прим. автора). Затапливает печь. Через какое-то время дровишки начинают потрескивать. Из духовки идёт тепло.
Рассматриваем с хозяйкой главное украшение комнаты – кровать с пирамидой пуховых подушек. Железная кровать с грядушками (спинками). Перину нужно взбивать, за ночь пух приминается. Подзорник (подобие простыни с вышитой каймой) стелется под пуховую перину, потом простынь, пуховые или стёганые одеяла, покрывало до рисунка на подзорнике. На стене коврик, сюжет знаком с детства, похожий коврик с оленями висел на стене в доме и моей бабушки. В каждой деревенской избе имелся красный угол. «Сохранились бабушкины иконы, бабушка и в советские атеистические времена молилась, ездила в церковь в город. В одной из икон мы нашли тайник. Однажды Наталья чистила иконы, открыла оклад, а там спрятаны пожелтевшие бумаги. Одна из них – справка для обмена паспорта (справка дана Давиду Иосифовичу в том, что работает на железной дороге станции Белгород с 4 мая 1939 года по настоящее время). Давида Иосифовича уже давно нет, а бумаги сохранились. Или вот квитанции на налоги. Речь идёт о налогах, начисленных сельчанам на всё подряд. Мама рассказывала, что ночью тайно резали скотину, выпиливали деревья, а у них был огромный сад. Всё потому, что налоги оказались непосильными для крестьянства. Где им столько денег взять? Работали за трудодни. У мамы дедушку в своё время раскулачили, дом разобрали и отвезли в колхоз. Семья у них была работящая… И осталась девчушка сиротой, её мать умерла, когда ей три месяца исполнилось, воспитывалась у глухонемой тётки. Раньше нам многого не рассказывали, боялись… А тайнички в мебели часто оборудовали, в комоде тоже имеется», – продолжила повествование Мария Рыкун.
Из Прохоровского района в Петропавловку родители Марии Романовны перевезли мебель и домашнюю утварь. «Всё в хозяйстве использовалось, к примеру, деревянная ступка, в которой бабушка толкла пшено, каша нежнее от этого становилась. Дорожки мама ткала. Она была искусница: вышивала, выбивала узоры на машинке. После войны, в 1946 году, папа купил швейную машинку. Он возил картошку в Донецк, зарабатывал неплохо, – ведёт беседу Мария Рыкун. – Бабушкина прялка сохранилась, и мама пряла на ней. Тогда держали овец, стригли их и сучили нитку. Из пряжи вязали носки. Я школьницей была, мне заказали в ателье свитер с воротом, выкрасили в оранжевый цвет. Красивый, но, представляете, какой он колючий! Так что все наши музейные предметы я видела в работе, до сих пор хранят тепло наших рук».
Экспонаты семейного музея появились из разных мест, откликнулись родственники и знакомые, охотно принесли старинные вещи. Наталья берёт в руки керосиновую лампу и продолжает экскурсию: «Лампа и шкаф моего свёкра. На шкафу до потолка улеглись деревянные чемоданы. Народный костюм из Прохоровского района достался методисту нашего клуба Инне Шипиловой по наследству. Дедушка бережно хранил этот костюм всю жизнь: красивую рубашку с вышивками и кружевами на запястье, шерстяной сарафан. А это шерстяной половичок ручной работы моей тёти, двоюродная сестра подарила. Столик сделал дед Иосиф, прадед двоюродной сестры. Подзорник и рушник хранились у мамы в городской квартире. Обувь принадлежала тёте Любе, пылилась на даче на чердаке. Стулья остались от дедушки с бабушкой. Зеркало со столиком, утюг и несколько стульев достались от прежних хозяев дома. Мебель, кстати, ручной работы. Металлическую посуду принесла соседка из дома напротив. Тюль прошлых лет искала по всей деревне. Есть спички 1959 года выпуска, упакованы в коробочку из тоненькой фанеры. Буфет купили по объявлению, подбирали, чтобы соответствовал эпохе».
Мария Романовна родом из деревни Новосёловка Прохоровского района тогда Курской области. Её отец Роман Кириллович Адонин ушёл на войну в июне 1941 года. Служил водителем, подвозил снаряды, с 1943 года воевал на знаменитой «Катюше». Гвардии ефрейтор награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом Великой Отечественной войны II степени. Вот описание подвигов героя из наградных документов: «В районе Чарны-Дунаец 29 января 1945 года, когда болванкой снаряда была выведена из строя боевая машина, под огнём противника исправил моторную часть и после выполнения поставленной задачи вывел машину в укрытие; 10 февраля 1945 года в районе Живец под артиллерийско-миномётным огнём противника подготовил машину для ведения огня и обеспечил своевременный залп по контратакующему противнику». Закончил войну в Чехословакии, участвовал в Моравско-Остравской наступательной операции.
«Родители поженились в начале июня 1941 года, а 29 июня папу забрали на фронт. Моя старшая сестра родилась в марте 1942 года. С Любочкой связан такой случай. Люльку с младенцем (вы как раз видите её в нашем музее) привесили над крылечком. Начался обстрел. Все побежали прятаться в погреб. Вдруг дедушка Фаддей переполошился, вспомнив: «А Любочка где?» Малышку забыли в люльке. Вот что делает стресс с людьми. Наше село маленькое и отдалённое, располагалось оно в стороне от центральных дорог (до Скородного примерно 40 километров). Бабушка рассказывала, как пришли немецкие захватчики, особенной агрессий отличались румыны и мадьяры. Фриц приходил в наш дом с котелком, просил еду. Мама спрашивала: куда положить суп и кашу. Отвечал, мол, накладывай всё в один котелок. Бог миловал, фашисты семью не тронули, по счастливой случайности даже домашнюю живность не забрали. Мама в колхозе занималась пчёлами. Когда немцы наступали, ульи вывозили в лес, прятали от врага. Охраняли пчёл и сидели в лесу до тех пор, пока фашисты не уйдут», – поделилась Мария Романовна.
После войны Роман Кириллович вернулся домой, и зажили счастливо мирной жизнью. В семье подрастали четверо ребятишек, две дочери и два сына. В 1959 году, чтобы у детей появилось больше возможностей учиться, родители Марии Романовны и переехали в Петропавловку, поближе к областному центру. Старшие сестра и брат ходили в школу в с. Чуево в Прохоровском районе за несколько километров, а Маша уже пошла в первый класс в Петропавловке. Начальная школа располагалась в центре села в старинном здании, как раз на месте нынешнего клуба. Потом до восьмого класса училась в Беломестненской школе, куда ученики отправлялись пешком дружной гурьбой. В старших классах ездила на электричке в школу № 16 г. Белгорода. Затем окончила техникум в Воронеже, институт заочно по специальности инженер-строитель. Вышла Мария замуж и с семьёй поселилась в областном центре, а родители остались в Петропавловке. Когда её мама приболела, женщина вернулась в село, чтобы за ней ухаживать, да так и осталась. Устроилась на «Мелстром» бухгалтером, проработала там до пенсии.
Сын и дочь Марии Романовны тоже облюбовали Петропавловку. Стали сельскими жителями, полюбили работать на земле. Дочь Наталья с мужем здесь и познакомилась, он тоже приезжал к своей бабушке. У Юрия и Натальи Корницких двое детей. С заботой об их будущем приобрели жильё в селе. Деревянный дом оказался постройки 1904 года. Несколько его облагородили, поменяли крышу, обшили стены. Хотели сохранить русскую печь с лежанкой, но она дымила, пришлось разобрать. А музей оборудовали в летней кухне. Наталья говорит, что в городской квартире ощущает себя словно в коробке, а в селе простор, тишина, уют и спокойствие. Выйдешь в огород – на грядках огурцы, помидоры, на клумбах цветы, так что постоянно при деле, в движении. В детстве мама на улицу не отпускала, пока огород не польют, а сейчас с большим удовольствием работает на земле. Что называется, прикипела. Потом появилось хобби, она называет своё увлечение «Моя старина».
Наталья Валерьевна тоже на все руки мастерица: по образованию оператор швейного оборудования (если мама с бабушкой шили, и ей сам бог велел), бухгалтер и архивариус. Отлично справляется с деревенским бытом. С удовольствием гуляем с ней по усадьбе. Из живности встретили попугая Фёдора, клетку разместили таким образом, что птица может и на улицу посмотреть. На качелях сладко дремала кошка Мурка. Маленькая собачка Бэла, которую сын Натальи подарил сестрёнке на день рождения, сопровождала хозяйку дома.
Вокруг множество цветов и кустарников. Цветут розы, петунии, хоста, клематис, кампсис, лобелия, анемона японская. Хозяйка показывает беседку, гамак, о котором мечтала, бассейн, пляжные лежаки, декоративный колодец под старину, огородные грядки, фруктовые деревья, можжевельник, ёлочку украинскую, сосну киселёвскую (обозначена местность, откуда саженцы привезли. – Прим. автора). А туи вырастили из семян, которые Мария Романовна собирала на отдыхе в Ессентуках. Отлично принялись. В садовый ландшафт вписались большие кувшины (макитры), они тоже сохранились от прежних хозяев.
Окрест открываются удивительные пейзажи с меловыми горами. Осенью здесь особое великолепие, хоть картины пиши. Не нужно ни на какие курорты заморские ездить. Красота. Тишина. Свежий воздух. Гости любят у них бывать, здесь атмосферно и комфортно. Отдыхаешь душевно!
Ещё одна достопримечательность участка – яблоня, которой больше ста лет. Когда приобрели участок, дерево практически засохло. Отпилили старые ветки, поливали, подкармливали яблоньку. Реанимировали! Живёт, плодоносит, даёт хороший урожай. Яблонька раскинулась как шатёр, под которым установили столик, получилось уютное место в тени её кроны. Яблоня зимняя, таких сортов сейчас, вероятнее всего, нет. Прошу дам обнять её величество яблоньку, чтобы сделать снимок. Мои собеседницы вспомнили историю про соседку: «У соседей в огороде растут яблони-антоновки. Мы спрашивали, сколько деревьям лет. Соседка тётя Даша отвечала: «Я замуж сюда вышла, яблоням лет по 50 тогда исполнилось». Тётя Даша умерла десять лет назад в 103 года. Деревья цветут и плодоносят до сих пор. Вот такие у нас в Петропавловке долгожители, люди и деревья».
Мария Рыкун всю дорогу нахваливает Петропавловку: «Мы находимся недалеко от Белгорода в живописном месте. Вы знаете, сколько людей в городе работало на заводах «Энергомаш», ЗМК. Выйдешь утром на электричку, люди вереницей идут, по три километра пешком до станции. Плюс школьники и студенты. Многие учились, потом по распределению сюда приезжали работать. Всем нравилось здесь жить. Мы всю жизнь работали на участках, кормились со своих огородов. Всё своё, домашнее». В Петропавловке её дети, считай, и выросли, с удовольствием ездили к бабушке. А потом как мы уже сказали, Наталья купила участок, недалеко её брат построился. Родное село, милые сердцу края.
Прощаясь, попросила поделиться старинным семейным рецептом, если он имеется. Наталья сделала это с удовольствием, даже аппетит разыгрался: «В бабушкином доме имелась печка с духовкой. Бабушка готовила в духовке так называемую запеканку. Варили картошку, пюре толкли с молоком, сливочным маслом, добавляли с десяток яиц. Потом это всё укладывали в большую сковородку и отправляли в духовку. Это невероятно вкусно!».