Одиннадцатиклассник Тавровской школы «Формула Успеха» Владислав Яцковский в начале октября победил в XIX Всероссийском конкурсе молодёжи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». Свой успех в Москве парень разделил с научным руководителем Анастасией Нерубенко. Обоим вручили дипломы победителей и золотые знаки «Депутатский резерв».
Во время разговора с талантливым школьником у меня сложилось впечатление, что передо мной как минимум будущий министр здравоохранения. Рассудительный, целеустремлённый и настойчивый Владислав, пожалуй, способен добиться любых высот. А почему здравоохранения? После школы парень планирует поступить в медицинский. Но обо всём по порядку.
От дела случая к делу жизни
Я всегда очень хотел стать старостой. Считал, что могу сделать много полезного для своего класса. Но меня никто не выдвигал, а сам я стеснялся, — вспоминает одиннадцатиклассник. — В прошлом году объявили выборы лидера школьного самоуправления. Замдиректора Марина Ильинична Никифорова посоветовала попробовать. По её словам, качества моего характера для такой работы подходят. Я и выдвинул свою кандидатуру. Был приятно удивлён, когда ребята за меня проголосовали.
Перед активистами встала задача создать школьный совет и скоординировать его работу с «Движением Первых». Разумеется, у ребят были взрослые помощники. Одна из них — советник директора по воспитанию Анастасия Нерубенко, которая также является куратором первичного отделения «Движения Первых» в Тавровской школе.
Создавая свою модель, мы увлеклись, стали смотреть разные варианты школьных советов. Затем начали реализовывать нововведения, которые у большинства вызывали восторг. Например, придумали «успешки» — такую внутришкольную валюту. Ученик за любую из своих реализованных способностей получает «успешку». Её он может обменять на мастер-класс от другого талантливого школьника и получить новые навыки или знания, — рассказал Владислав. — Создали телеграм-канал, в котором уже порядка 400 участников. Провели ярмарку, деньги, вырученные с неё, передали в фонд «Святое Белогорье против детского рака». Проектов было очень много. Мы настолько хорошо делали свою работу, что к лету стали одними из лучших на Белгородчине.
Юные активисты-политики выстроили чёткую и прозрачную систему школьного самоуправления. По мнению Владислава, главное в ней то, что она позволяет задействовать в мероприятиях максимальное количество школьников.
Чаще всего школьное самоуправление существует лишь на бумаге, либо его лидерам не удаётся вовлечь ребят в общественную деятельность массово, — довольно категорично утверждает Яцковский. — Недавно меня избрали заместителем председателя совета «Движения Первых» по Белгородскому району. Много езжу по другим школам, провожу лекции об этом движении и вижу, что органам школьного самоуправления действительно не хватает развития. Но если масштабировать наши наработки, то получим много заинтересованных ребят, готовых включаться в разнообразные проекты.
Новая концепция работы школьных советов учитывает различные аспекты: мотивацию учащихся, педагогов, сотрудничество с администрацией школы, общественными, волонтёрскими организациями и многое другое. Выделено 12 направлений, для каждого из которых избирают кураторов и создают инициативные группы. Именно эта модель стала темой научной работы «Ученическое самоуправление в школьной среде как средство формирования гражданской позиции учащихся», которую отправили на конкурс.
Семь минут на защиту
На XIX Всероссийский конкурс молодёжи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» в Москву приехали порядка 400 участников. Для защиты проекта отводили всего семь минут, включая вопросы жюри и зала.
— Во время защиты я не волновался. Мы сделали по-настоящему качественный продукт, который было не стыдно презентовать на всю страну, — вспоминает Владислав. — А вот во время объявления итогов, наоборот, сердце выпрыгивало из груди. Самыми последними прозвучали наши с Анастасией Владимировной фамилии. Это была невероятная победа! Я рад, что у нас всё получилось.
— Последние корректировки мы вносили буквально на ходу, — рассказала Анастасия Нерубенко. — Слушали выступления других участников, отмечали их достоинства или ошибки и отшлифовывали нашу работу до безупречности. Владислав был максимально включён в процесс, моментально подстраивался, показывая, что может быть не только лидером, но и отличным командным игроком.
Победа и приятные последствия
Эти семь минут, которые Владислав и Анастасия стояли перед залом, способны изменить многое в их жизни. Обоих включили в Федеральный реестр молодых политических лидеров, выписки из которых направляют в аппараты политических партий, представленных в Госдуме, а также в органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. То есть, оба попали в кадровый резерв и могут получить интересные предложения.
Впрочем, Анастасия Нерубенко мечтает не о карьере во властной вертикали — ей очень хочется создать свою школу для одарённых детей. А вот Владислав готов к сотрудничеству. Ему уже предложили очень интересный проект — просвещение школьников в области экологического волонтёрства. Парень стал заместителем председателя регионального отделения всероссийского движения «Экосистема».
Кроме того, работу Яцковского и Нерубенко направили в министерство образования Белгородской области. Её рассмотрят и, велика вероятность, что рекомендуют для внедрения опыта в школах других муниципалитетов.
Активную общественную деятельность Владислав совмещает с учёбой и подготовкой к поступлению в вуз. А выбрал будущий абитуриент одну из самых сложных и важных профессий — врача. Но хочет не только лечить пациентов, но и улучшать систему здравоохранения в целом. Учитывая его достижения, вполне вероятно, что подросток добьётся впечатляющих успехов в выбранной сфере деятельности.
Очень непросто всё совмещать, но я учусь расставлять приоритеты и распределять нагрузку, — признался школьник. — Меня заряжают и вдохновляют результаты работы и люди, которые поддерживают меня и мои идеи. Значит, я всё делаю правильно и действительно помогаю землякам.