По итогам Всероссийского конкурса «Учитель года» Геннадий Шеин, учитель истории и обществознания Центра госпитальной педагогики структурного подразделения образовательного комплекса «Алгоритм успеха», признан лучшим госпитальным педагогом в номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах».
Награду педагог получал в Саратове. На конференции обменивались опытом с коллегами из других регионов и ближнего зарубежья. Опыт госпитальных педагогов уникален, применим к детям, обучающимся на дому и тем, кто находится на реабилитации и учится в школе, и даже к одарённым детям, зачастую пропускающим занятия из-за олимпиад и конкурсов, а знания надо навёрстывать.
Мы побывали в детской областной клинической больнице. Первым делом Геннадий Александрович привёл в «Занимательную аудиторию». На занятии (15 ноября – день вторичной переработки) дети из картонных яичных лотков творили разноцветные крокусы. Заглянули мы в учительскую – коллеги готовились к урокам, зашли в кабинеты психолога и руководителя.
«Центр открылся два года назад. Созданы прекрасные условия, далеко не в каждом регионе РФ (созданы в 63 регионах) такое обеспечение. Спасибо главному врачу Ирине Владимировне Кизиловой, заведующей отделением Татьяне Ивановне Бурлуцкой и всем медработникам, мы в единой связке. Обучаем детей, которые находятся на лечении в шести отделениях больницы (онкогематологическом, педиатрическом, кардиологическом, реабилитационном, травматологическом, хирургическом). Наш коллектив – педагогическая семья, десять штатных сотрудников и совместители. Министерство образования области проводило конкурс по отбору учителей. Оценивались профессионализм и душевные качества. Есть такое выражение: «Тёплый человек». У нас как раз и работают такие люди, с добрым сердцем, понимающие детей. Горжусь своим коллективом. Есть также приходящие гости (недавно побывал актёр сериала «Улицы разбитых фонарей» Александр Половцев), наши партнёры, сотрудники музеев, представители организации «Святое Белогорье против детского рака», волонтёры. Дети всем рады, ждут с интересом. Это помогает им познавать мир и настраиваться на выздоровление. Также мы проводим занятия посредством телемоста для пациентов российского Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Такой обмен опытом просто необходим», – рассказала руководитель Центра госпитальной педагогики структурного подразделения ОК «Алгоритм успеха» Елена Мясищева.
В феврале 2023 года Центр получил первую награду – премию за выдающиеся заслуги «Будем жить» (Москва. Кремль). Региональная площадка «Учим.Знаем» отмечена благодарностями за плодотворную работу, а также за ведение социальных сетей: создание яркого цифрового образовательного пространства, объединяющего детей, находящихся на длительном излечении, членов их семей, педагогов и врачей. Геннадий Александрович награждён грамотой Министерства образования РФ. Он уникальный человек и учитель. К нему обращаются родители не только по вопросам, связанным с учёбой, он поддержит в любых жизненных ситуациях. Его называют мультиучитель: провести урок с пониманием физиологического состояния ребёнка, решить организационные вопросы, протянуть руку помощи коллегам – это Геннадий Александрович. Поэтому общим собранием коллектива и выдвинули его кандидатуру для участия в конкурсе.
Геннадию Шеину на итоговой торжественной церемонии вручили также бронзовую статуэтку на гранитном основании (от создателя мультфильма «Ёжик в тумане») – Учитель и ребёнок, читающий взрослого, как книгу. Беру её в руки – тяжёлая, что тоже символично.
Победитель конкурса родился в селе Ясные Зори, мечтал о профессии врача, так как мама медик. Сложное перестроечное время изменило планы, он поступил в БелГУ. Примером педагога для него всегда была классный руководитель, учительница русского языка и литературы Лидия Стефановна Борищук.
«По первому образованию я географ-биолог. В сельской школе особая специфика. Вёл свои предметы, при необходимости подхватывал другие. Впоследствии основными для меня стали обществознание, экономика, история, попутно преподавал технологию (труды), физкультуру и даже ИЗО. Был классным руководителем и руководил кадетским классом. В сельской школе было организовано обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди моих учеников оказался мальчик с врождённым пороком сердца. Парень особенно тянулся к знаниям, я помогал ему в этом. Важно ценить каждый день, часы, минуты, жить здесь и сейчас. Основная наша проблема – в непонимании основных жизненных смыслов», – говорит Геннадий Шеин.
Посвятив четверть века родной Яснозоренской школе, он стал тьютором в детском саду п. Дубовое, профессия педагога обрела новые смыслы. Реальный результат работы приносит радость. Когда занимаешься с конкретным ребёнком, шаг за шагом, и вдруг появляются первые успехи, к примеру, малыш сам начинает кушать, это невероятное счастье. Понимаешь важность кропотливой работы: ты нужен маленькому человеку. Данный опыт помог пройти отбор в Центр госпитальной педагогики, с энтузиазмом включился в работу. Подчеркнул, что педагогический рост обусловлен простыми вещами, в больнице каждое занятие – как открытый урок. В палате рядом с ребёнком находятся мама, папа, медперсонал. Приятно, что, к примеру, бабушка одного мальчика любила слушать историю и специально приходила к внуку в эти дни, не пропустив ни одного урока. Занятия длятся по полчаса, есть письменные работы и практические задания. Геннадий Александрович преподаёт историю, обществознание, географию, технологию, основы безопасности жизнедеятельности и физкультуру. Видя вопрос в моих глазах, увлечённо поясняет: «Физкультура не на стадионе начинается. Основы гимнастики, лёгкой атлетики знать надо? А правила игры в футбол, волейбол, баскетбол? Дети играют, а правил-то не знают, плюс тактика и стратегия. А всеми любимая игра в шахматы?»
Уроки проходят в классе и палатах, в зависимости от состояния ребёнка. Каждый числится в школе по месту жительства и по договору сетевого взаимодействия учится по соответствующим программам. От классного руководителя получают планирование по предметам, выстраивают учебный процесс, чтобы, возвращаясь в родную школу, дети не отстали от сверстников. Иногда даже опережают, так как в Центре практически индивидуальное обучение, можно сказать, персонифицированный подход. Частенько такое бывает, что ребёнок, к примеру, не любит физику, а из больницы выписывается с другим мнением. Или же начинает понимать химию, хотя раньше в ней не разбирался. Здесь стараются заинтересовать ребёнка, урок выстраивается в зависимости от его состояния, поговорят, успокоят, найдут тёплые слова. Материал изменят, перенесут на другое время занятие. Как только ребёнок начнёт выздоравливать, он всё наверстает. Самый главный основополагающий постулат – ребёнок здесь, прежде всего, пациент, поэтому главная задача – не навредить. Дети подолгу находятся в больнице. Самое неприятное, если случается рецидив, поэтому при выписке пожелание одно – не встречаться больше в больничных стенах. А тёплые отношения со всеми сохраняются и в дальнейшем, соцсети в этом помогают.
«Дети – настоящие герои, стойко проходят все стадии лечения. Видишь их при поступлении, как они борются с недугом, выздоравливают. Радуешься. Приходят на повторные анализы, их не узнаешь, выпавшие от химиотерапии волосы отросли, вернулся вес, меняющийся во время лечения из-за гормональной терапии. Медицина продвинулась вперёд, процент выздоровления хороший. Для больного важны и психологические факторы, адаптация к факту заболевания. Все этапы болезни, от страха, растерянности до адекватной оценки, проходят родители, им тоже необходима психологическая поддержка. Есть медицинские психологи, и в нашем Центре работают психологи. Мы тоже стараемся, когда родители видят, что ребёнок учится с интересом, жизненных сил прибавляется», – продолжает рассказ учитель.
Он делится своими наработками. Накануне в игровой комнате организовал День туризма, ставил палатку, вязал с ребятами туристические узлы. Опыт имеется. Геннадий Шеин – инструктор по спортивному туризму, имеет награды. Вместе с яснозоренским учителем ОБЖ в своё время организовал 30 горных походов для школьников. Дети меняются, попадая в условия, где надо вместе преодолевать трудности, где работают законы дружбы, взаимовыручки, помощи и поддержки. Эти принципы проецируются на дальнейшую жизнь. Устраивали не просто прогулки в горы, рассказывали детям о героическом прошлом старшего поколения в годы Великой Отечественной войны, показывали партизанские тропы и пещеры, приводили в порядок памятник героям у домика лесника. Воспитанники Геннадия Александровича совершали прыжки с парашютом на аэродроме в Томаровке, ездили с ветеранами белгородских десантников в Рязанское училище ВДВ, неделю жили в казармах, тренировались и стреляли на полигоне.
«Увлечь ребёнка можно только своим примером, – повторяет Геннадий Шеин, – нужно гореть самому, если у тебя нет искры, за тобой никто не пойдёт». Он любит путешествовать, увлечён горными лыжами. Как житель приграничного района занимается волонтёрством. С детьми они пишут письма нашим защитникам. Послания адресованы конкретным людям, их читают на передовой и присылают детям видеообращение, ведь для них важно это общение. Боец знает, от кого он получает поделку, мишку или ангелочка, понимает ценность оберега, видит, кого он защищает.
Основной принцип жизни героя нашей публикации: «Не унывайте, идите к детям с любовью и радостью. Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и солнца». Геннадий Шеин – почётный донор РФ, имеет редкий фенотип крови. Месяц назад ему позвонили со станции переливания крови: при обстрелах ранена женщина, идёт операция, срочно нужна кровь. Откликнулся мгновенно. Был аналогичный случай, когда сдавал кровь для маленького ребёнка… Замечательный педагог стал бы и прекрасным медиком. Он соглашается: «Мысли материальны. Кто мог подумать, что через 30 лет я окажусь на работе в медучреждении, я здесь больше чем учитель. Мы не просто учим, мы настраиваем маленьких пациентов на выздоровление. Опыт нарабатывается, делимся друг с другом, советуем, обсуждаем, что хорошо, а что не получилось, чтобы сразу исправить. Никто никого не журит, принято подставить плечо, подсказать, как сделать лучше. У нас общая задача – помогать детям».
Школа есть школа, ведётся здесь и воспитательная работа. Геннадий Александрович к тому же педагог-организатор. Открывает и листает на мониторе обширный план проводимых мероприятий… Под Новый год в Центре госпитальной педагогики откроется мастерская Деда Мороза и состоится Новогодняя сказка. В нужный час появится Дедушка Мороз. Кто-то узнает в нём доброго друга и любимого учителя, скажет, что Дед Мороз не настоящий. Но ведь детей в стране много, как и помощников у главного волшебника страны, а наш Геннадий Александрович – один из самых лучших.