Александр Моршнёв – выпускник Майской гимназии и исторического факультета БелГУ. Несколько лет назад, ещё не будучи сотрудником гимназии, он взялся за обновление фонда музея учреждения образования. Благодаря ему на полках витрин «поселились» редкие экспонаты. С каждым из них связаны интересные истории, которыми Александр Яковлевич, уже почти два года руководитель музея, делится с посетителями.
СЕЛЬСКИЙ МЕЦЕНАТ
Коллекционер со стажем и обладатель уникальных предметов, Александр Яковлевич считает, что его хобби началось в школьные годы со старинной монеты. Металлический денежный знак ему показал учитель истории Владимир Алексеевич Худасов.
Я стал нумизматом. Но невозможно просто собирать монеты. Вместе с коллекционированием запускается процесс изучения того или иного исторического периода: я рассматривал монету, видел год чеканки и задавался вопросами «Какой правитель был в тот год у власти?», «Что происходило в государстве?», «Как люди жили?», «Какая одежда была в моде?» Мне небезразлична история, поэтому и поступил на исторический факультет, – рассказывает Александр Яковлевич.
Его всегда особенно увлекало время существования Российской империи, которое, по его мнению, многое дало и незаслуженно забыто. Постепенно личная коллекция пополнялась не только лучшими образцами монет, но и погонами, эполетами императорской армии, книгами. В последние годы к этому добавилось антикварное стекло.
В Российской империи работали Мальцовские заводы, Императорский стеклянный завод, Бахметевский завод и другие. По качеству и дизайну изделий – порой произведений искусства – мы находились на одном уровне с представителями европейского стеклоделия, – говорит собеседник. – После 1917 года всё изменилось.
В какой-то момент у Александра Яковлевича появилась мысль помочь музею родной школы и приобрести экспонаты, ведь фонд давно не обновлялся.
Музей – это, в первую очередь, интересные предметы. Можно долго рассказывать, например, о красивых царских монетах, но пока лично не увидишь, не подержишь в руках – не поймёшь, – продолжает Александр Яковлевич. – Мы поговорили с директором гимназии Иваном Михайловичем Трухачёвым. Он поддержал меня в том, что уровень экспонатов и вообще музея нужно повышать.
Несколько лет Моршнёв собирал подлинники для экспозиции, посвящённой истории русской школы, и безвозмездно передал их гимназии.
Я посчитал, что эта тема не оставит равнодушными детей. Любопытно же узнать, по каким учебникам занимались их ровесники много лет назад, какую форму носили, – говорит Александр Яковлевич.
Эту экспозицию он начал почти с нуля, а другие, уже существовавшие, сельский меценат расширил. Все подаренные им экспонаты появились в витринах, когда Александр Яковлевич пришёл работать в гимназию педагогом-организатором и руководителем музея. Было это в 2023 году.
БОРЬБА ЗА УЧЕБНИКИ
С тех пор музей образовательной организации переживает второе рождение. Особая гордость руководителя – экспозиция о русской школе, наполненная редкими учебниками. Самый старый – «Родная речь» 1871 года. Одна из самых занимательных – «Таблица умножения», заменяющая ученикам позапрошлого столетия калькулятор.
Это не просто выставка книг. Я хочу показать преемственность. Советская школа – наследник царской школы. Авторы советских учебников – педагоги царской эпохи, – комментирует Александр Яковлевич. – Автор самого известного, первого послевоенного букваря, вышедшего в 1944 году и после много раз переизданного, Александра Ильинична Воскресенская, начала педагогическую деятельность в 1907 году. Автор учебника арифметики для 1 класса 1950-х годов Александр Спиридонович Пчёлко, автор букваря Сергей Поликарпович Редозубов тоже получили профессию учителя ещё до революции.
Привлекают внимание «Руководство гимнастики» (возраст книги – 150 лет!), старенькие учебники тригонометрии, географии, химии, ботаники и естествоведения. Найти их было непросто. За учебник арифметики для 1 класса, по словам Александра Яковлевича, так и вовсе на интернет-аукционах происходит борьба: бабушки покупают её, чтобы готовить внуков к школе. Нашлось на выставке место и учебникам, знакомым всем окончившим школу в 90-е и позже. Годы летят, теперь и они стали музейными экспонатами.
Дополняют богатую коллекцию учебников дореволюционные фотографии гимназистов, предметы их формы, увесистый школьный колокольчик, фотоаппарат (в кабинете обычно выстраивается очередь желающих подержать его).
Отдельная витрина переносит в другую эпоху. За стеклом – неприметная, на первый взгляд, бумага. Оказывается, это табель с оценками 1943 года, выданный в Карело-Финской ССР (была такая республика в составе Советского Союза). Рядом хранятся пионерская атрибутика и принадлежавшие бывшему директору гимназии Александру Николаевичу Манохину вещи и награды. Только в музее сейчас увидишь парту Эрисмана – за такими школьники уже не сидят.
ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ ЭКСПОНАТЫ
Есть в музее и предметы с тысячелетней историей. Дети с удовольствием пробуют молоть зерно на жерновах, которыми пользовались люди в раннеславянский период. Интересно, что жернова были найдены на раскопках в Белгородском районе. К тому же периоду принадлежат нож, ножницы и рыболовные крючки. Невероятное чувство – держать в руках вещь наших далёких предков.
Все изделия из металла подвержены коррозии, поэтому требуют специальной обработки и специальных условий хранения, – говорит о находках Александр Яковлевич. – Я планирую добавить сюда наконечники стрел, топор, копьё. Работаю поэтапно: одну экспозицию – о школе – наполнил, теперь занимаюсь другими.
В уголке крестьянского быта благодаря руководителю появились ступа, маслобойка, керамические кувшины и множество других предметов, без которых раньше невозможно было представить дом сельских жителей.
В приобретении экспонатов главное себя контролировать, – смеётся Александр Яковлевич. – Потому что место для них ограничено.
Есть у руководителя музея желание организовать экспозицию с деньгами Российской империи. Вдруг, как и его когда-то, монетки вдохновят школьников на коллекционирование. Недавно он привёз из Москвы оригинальную облигацию Российского императорского правительства 1896 года на 187 рублей 50 копеек. Представит Александр Яковлевич посетителям и дореволюционные газеты, журналы, документы, например, паспорт крестьянина Тамбовской губернии.
ПОДВИГ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ПОКОЛЕНИЯ
В год 80-летия Победы особое внимание уделено экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне. Александр Яковлевич демонстрирует красноармейскую книжку и награды участника войны Михаила Фёдоровича Бондаренко. Он отважно боролся с врагом в прошлом столетии, а его славный потомок, внук Михаил – в нынешнем. Михаил Валентинович героически погиб в марте 2023-го, исполняя воинский долг в ходе СВО. Посмертно награждён орденом Мужества. Имя бойца увековечено на мемориальной доске у входа в гимназию. Подвиг объединил разные поколения одной семьи.
– Скоро получу настоящую фуражку подводника образца 1943 года и обязательно выставлю в музее, – говорит об экспонатах времён войны Александр Яковлевич. – А пока здесь можно увидеть фуражку и гимнастёрку танкиста, погоны периода Сталинградской битвы, солдатский ремень, полученный по ленд-лизу из США, листовку, которую фашисты распространяли среди мирного населения, паровозный герб.
Восемьдесят лет назад вся страна ждала Победу. О ней известили по радио и в прессе. Александру Яковлевичу удалось отыскать оригинал газеты «Комсомольская правда» за 9 мая 1945 года. С тех пор экземпляр находится среди других ценных документов.
Удивительный мир, способный, словно машина времени, перенести в прошлое, скрывается за дверью с табличкой «Музей». Главный школьный хранитель истории и наследия ушедших эпох Александр Моршнёв во время нашей беседы много говорил о планах. Уже совсем скоро кабинет пополнится новыми экспонатами, о них гимназисты узнают на познавательных музейных уроках и экскурсиях.