История музея Комсомольской школы началась в далёком 1999 году. Перед первым руководителем Любовью Шахбазовой стояла задача собрать экспозицию. Благодаря Любови Николаевне, а затем и Елене Рындиной, сменившей её, этнографический уголок пополнился уникальными экспонатами XIX века. Подлинные предметы интерьера и одежды привезены из хуторов и сёл Белгородчины. Например, из Прохоровского района, откуда Любовь Николаевна родом.
«Представленная в музее женская рубаха ценна и интересна вышивкой, которую трудно повторить. Любовь Николаевна, сама искусная вышивальщица, признавалась: ей не удалось продублировать это творение мастериц позапрошлого века, – рассказывает Алёна Бовкунова, учитель русского языка и литературы, нынешний руководитель музея. – Ещё одна любопытная вещь – яркая салфетка с вышитым петушком. Такой рисунок характерен именно для Белгородской области».
Алёна Игоревна демонстрирует маленькую люльку на колёсиках. Спрашиваю: «Игрушечная?».
«Нет, что вы, – улыбается педагог. – В неё клали детей. Судя по размерам, младенцев».
Из той же эпохи – вологодский берестяной туесок, который на хранение передала воспитатель Елены Рындиной, икона Казанской Божьей Матери, принадлежавшая когда-то жительнице села Ближнее Пелагее Павловне. Всё это лишь небольшая часть коллекции раздела «Этнография».
Есть здесь и предметы XX века, хранящие память о кровопролитных событиях Великой Отечественной войны. Экспонаты раздела «Они сражались за Родину» появились в Комсомольской школе задолго до открытия музея. Начиная с 1980-х, из местных лесов ребята приносили патроны, каски и даже гранату на боевом взводе, её потом, конечно, обезвредили сапёры. Большой вклад внёс поисковый отряд «Огненная дуга». Например, в 2020 году в микрорайоне Комсомольский‑50 участники клуба обнаружили останки безымянного бойца. Найденные рядом нагрудный знак «Гвардия», пятиконечную звезду с кокарды, пуговицу от шинели, разорвавшийся патрон, ложку и две монеты достоинством 15 и 20 копеек подарены музею.
Третий музейный раздел посвящён истории посёлка. Музей Комсомольской школы – это не безжизненное хранилище представляющих ценность предметов. Педагоги и их ученики развернули здесь активную деятельность, проводят экскурсии, акции, квесты и другие мероприятия, пишут исследовательские работы, встречаются с интересными людьми…
«Прикоснуться к прошлому – вот, что позволяет сделать наш музей. Причём прикоснуться буквально – мы разрешаем посетителям трогать экспонаты, – говорит заместитель директора школы Юлия Русанова. – Для детей это особенно важно. Ведь просто сказать им: «Посмотрите, это боеприпас времён войны. Это старинная маслобойка» – неэффективно. А вот когда они аккуратно берут экспонаты в руки, детально рассматривают, их глаза загораются».
По словам собеседниц, работы впереди много. Они намерены и дальше пополнять фонд, в частности этнографический раздел, и надеются, что старые экспонаты и новые находки разместятся уже в другом, более просторном, помещении музея.