Стою на остановке. Жду автобус. Решил сократить время ожидания. Подошёл к объявлению. Текст довольно банальный, но его концовка насторожила: «Даю деньги в долг!». Ниже прописан процент с указанием, что для получения «счастливой суммы» нужен всего лишь паспорт. Удивило, что ниже был телефон и… просто имя ростовщика. «Запахло» мошенничеством. Как понял из дальнейших событий – не ошибся. К объявлению следом за мной подошли человек в штатском и полицейский. Внимательно ознакомившись с его содержанием, сорвали, но не выкинули, а положили в папку. Достав своё служебное удостоверение, я подошел к ним, представился и спросил, почему они это сделали. Оказалось, что всё не ради праздного любопытства. Один из них представился сотрудником Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области. А работу они проводили плановую, поиск подобного рода некорректных объявлений.
«Дело в том, что в последнее время всё чаще стали появляться подобного рода объявления от якобы микрофинансовых организаций на фонарных столбах, остановочных комплексах. При проверке выяснялось, что работают обыкновенные ростовщики, которые заманивают доверчивых граждан низкими процентами, которые потом резко растут и приводят к большим неприятностям. Все до единой микрофинансовые организации, работающие на законных основаниях, должны быть подконтрольны Центробанку, входить в реестр. Если же этого нет, значит, заниматься данным видом деятельности они не имеют права», — рассказал специалист.
Однако, как выяснилось позже, подобная работа не единственный вид деятельности Белгородской антимонопольной службы. И об этом нашему корреспонденту рассказал ее руководитель Алексей Викторович Ширков.
«Чтобы было понятно сразу, мы, в первую очередь, не карательный орган. Мы стремимся, прежде всего, профилактическими мерами предотвратить нарушение закона. Если уж недобросовестные предприниматели, чиновники не желают менять своё отношение, то тогда и включается система административного или даже уголовного права», — рассказал Алексей Викторович.
В Белгородском УФАСе на сегодняшний день три отдела, в которых трудятся 24 человека. Один отдел контролирует товарные рынки и рекламу, другой – следит за правильностью организации работы по государственным закупкам, а третий – осуществляет контроль за органами власти. Здесь работают юристы, экономисты и знатоки в области государственного и муниципального управления.
Тесно взаимодействует служба с комиссией по ценам и тарифам, Россреестром, прокуратурой, Следственным комитетом и полицией.
«Бесспорно, среди приоритетов нашей деятельности – выявление нарушений, касающихся антимонопольного законодательства и закона о рекламе», — отметил Алексей Широков.
Буквально недавно была завершена работа, которая выявила подобные факты в сфере аптечного бизнеса. Одна из сетей, которая располагалась на территориях Белгородского района и Орловской области, использовала в своём названии, скажем так, запрещённый приём для привлечения покупателей. Лаконичная вывеска гласила, что перед вами располагается аптечный склад. Данное словосочетание непременно предполагает, что за его дверьми лекарства можно приобрести по более низкой цене. А по факту недобросовестные предприниматели попросту обматывали своих посетителей. Прибыль от некорректной рекламы извлекалась немалая, ведь только на территории Белгородской области точек торговли под брендом «Аптечный склад» было более 20. Изначально хозяев сети предупреждали о том, что вывеска должна быть изменена. Однако реакции не последовало. Вот тогда и включились административные ресурсы и возможности белгородской антимонопольной службы. На аптечную сеть был наложен штраф в размере 300 000 рублей. Предприниматели попробовали оспорить решение, однако поплатились. Суд признал все действия службы в рамках закона, а дополнительный штраф в размере 100 000 рублей за невыполнения решения, думается, не добавил оптимизма. Однако закон есть закон и его следует выполнять.
Так же случилось и в конкурсной работе по отбору охранных фирм, которые должны были осуществлять свою деятельность на территории учреждений здравоохранения и общеобразовательных, в том числе и в Белгородском районе.
В антимонопольную службу обратились представители некоторых ЧОПов, которые утверждали, что условия тендера явно используются некорректно. Стали изучать требования к соискателям и натолкнулись на неправомочный пункт. В конкурсе имели право принимать участие только те чоповцы, которые состояли в областной ассоциации охранных агентств. А этот факт резко сокращал количество участников. К примеру, из 213 зарегистрированных на территории Белгородской области охранных фирм лишь 46 входили в областную ассоциацию. Дальнейшая работа показала, что данный пункт в конкурсную программу отбора кандидатов был включен по настоянию и озвучен в ходе профильных совещаний ведомств.
«Выяснив данное нарушение, мы выдали предупреждение департаменту здравоохранения, в котором указали, что необходимо отозвать своё поручение. Следовало данное требование изъять из конкурсной документации. Такие же предписания были отправлены в учебные заведения посёлков Дубовое и Майский. На сегодняшний день все письма отозваны, шансы всех участников уравнены. На самом деле рынок подобных услуг довольно широк, ведь организаций только в сфере здравоохранения и оказывающих общеобразовательные услуги в Белгородской области, которым необходима охрана, сотни. А ограничивать возможности организаций, при том, что ни одна из них не состоит в реестре недобросовестных поставщиков услуг, просто непозволительно», — заметил Алексей Широков.
Находят сотрудники Белгородского УФАС нарушения и в земельном законодательстве. Сейчас рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности государственных чиновников и служащих села Пушкарное. Нерадивыми ответственными лицами был заключен договор аренды земельного участка, на котором было здание, а оно не было указано в представленных документах. Суть нарушения в том, что арендатору никак не нужно обременение в виде каких‑либо строений на участке. По всей видимости, кадастровый инженер и совершил это нарушение намеренно, возможно, по чьему‑либо указанию сверху. Проверив письмо, полученное из Росреестра, сотрудники Белгородской антимонопольной службы подготовили все необходимые материалы и направили их в прокуратуру. И это даже при том, замечает Алексей Викторович, что «органы власти нашли и силы, и возможности и снесли данное строение».
«Мы регламентируем свою деятельность строго в рамках существующего законодательства и нормативных актов. Поэтому и являются основными направлениями в нашей деятельности непременный контроль за случаями недобросовестной конкуренции, за правильностью выполнения правил по государственным закупкам и оборонных заказов и соблюдением пунктов Закона о рекламе, контроль деятельности органов власти. Самое главное – не допускать правонарушений. Итогом нашей деятельности должно произойти их заметное снижение – в два раза к концу следующего года», — рассказал Алексей Широков.
О значимости деятельности УФАС говорит и тот факт, что в ряде пока столичных вузов созданы специализированные кафедры антимонопольного законодательства, которые готовят специалистов по конкурентному праву. Основная направленность получаемых знаний – стремление к профилактике. Предостеречь от нарушений, которые, согласно закону, не освобождают от ответственности. Да и штрафы на сегодняшний день довольно ощутимы: для физических лиц от 3 000 до 5 000 рублей, для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей, юридические лица могут потерять от 500 000 до 1 млн. рублей.
Поэтому на сегодняшний день основным в работе сотрудников антимонопольной службы стали выездные плановые проверки, которые непременно согласуются с прокуратурой. Постоянно проводится мониторинг ситуации. Регулярными в практике стали селекторные совещания с привлечением представителей органов власти всех уровней, лекции в БелГУ. Антимонопольная служба активно сотрудничает с ассоциацией муниципальных образований. Предусмотрен совместный план учебных мероприятий на следующий год для того, чтобы доводить для органов власти на местах изменения в законодательстве, согласно Федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
«Экономика не стоит на месте. И это, в первую очередь, связано с тем, что мы живём в век цифровизации. Антимонопольной службой разрабатывается пятый пакет поправок к Законодательству о защите конкуренции, связанный именно с данным направлением» — завершил беседу Алексей Широков.
Нельзя забывать, что только при наличии здоровой конкуренции любой рынок развивается. В конечном итоге в выигрыше должны быть люди, потому что итогом этой работы станет хороший товар по доступной цене и надлежащего качества.