Работу эксперта-криминалиста рутинной не назовёшь. Практически ежедневно в Белгородском районе случаются происшествия, а это значит, что каждый день сотрудники экспертно-криминалистического отделения ОМВД по Белгородскому району в составе следственно-оперативной группы на выезде. К примеру, в прошлом году они выполнили более полутора тысяч осмотров мест происшествий и почти столько же экспертиз.
«Сотрудники нашего отделения одними из первых прибывают на место происшествия и первыми его осматривают. Наша задача – обнаружить, зафиксировать и сохранить следы преступления. Это и отпечатки пальцев, и следы обуви, крови, и много других деталейВсё, что нужно для сбора следов преступления, есть в специальном чемоданчике: фотоаппарат, набор порошков и кисточек, тестеры на кровь, осветители, гипс для слепков следов и так далее», – рассказал начальник экспертно-криминалистического отделения ОМВД России по Белгородскому району Алексей Косолапов.
После сбора улик их нужно исследовать и составить заключение. Проводить ту или иную экспертизу могут не все сотрудники, обязательно иметь допуск. Как правило, у эксперта-криминалиста их сразу несколько, но, к слову, только один эксперт-криминалист ОМВД России по Белгородскому району имеет допуск к проведению баллистической экспертизы, то есть экспертизы огнестрельного оружия. Вообще же есть несколько основных экспертиз: дактилоскопическая – идентификация человека по отпечаткам пальцев, экспертиза холодного оружия, технико-криминалистическая экспертиза документов и денег, почерковедческая и трасологическая – изучение следов от обуви, автомобильных шин, орудий взлома. Идёт время – совершенствуются методы исследований. К примеру, если раньше при проведении дактилоскопической экспертизы нужно было с лупой пересматривать сотни карточек, то сейчас все они занесены в базу данных, и компьютер сам найдёт совпадения.
«Наверное, в нашей профессии пол не важен, мы трудимся наравне с мужчинами», – улыбается старший эксперт-криминалист Нела Корнилова в ответ на вопрос «тяжело ли женщине в криминалистике?».
Более пятнадцати лет она в этой сфере деятельности, хотя после школы планировала стать физиком-математиком. Чем же привлекла работа в полиции (тогда ещё милиции)?
«А я любитель разгадывать загадки, мМне нравится работать на результат. Собираешь улики, ставишь себя на место преступника, думаешь, как он мог поступить в той или иной ситуации – и вот, цепочка выстроилась»,– смеётся майор полиции.
Нела Ивановна вспоминает свои первые выезды. Однажды поступило сообщение о том, что с автомобиля сняли все четыре колеса. На месте поняли, что злоумышленник был в перчатках, а значит, установить его личность по отпечаткам пальцев невозможно. Однако в одном месте при тщательном изучении поверхности автомобиля Неле Ивановне всё‑таки удалось найти отпечатки – видимо, вор дотронулся до машины, уже сняв перчатки. В течение суток преступника нашли.
«Новичкам везёт», – сказали тогда коллеги.
Был в практике Нелы Корниловой и курьёзный случай. Сообщили о дорожно-транспортном происшествии с одним пострадавшим и одним погибшим.
«Приезжаем, стоит машина. Внутри пусто. Спрашиваем у коллег, где труп. А он, оказывается, «ожил» и ушёл», — рассказала эксперт.
«Весёлого в нашей работе мало. Сами понимаете, мы и на случаи убийства выезжаем. Особенно ужасно, когда жертвами преступлений становятся дети. Многие, наверное, помнят, как несколько лет назад в Строителе были убиты женщина и её девятилетняя дочь. А убийца – их молодой сосед, который пришёл одолжить денег, но, получив отказ, нанёс матери и ребёнку множество ножевых ранений. Я тогда служил в Яковлевском районе и как эксперт-криминалист выезжал на место совершения этого преступления. После увиденного понимаешь: нам нельзя принимать всё близко к сердцу, нельзя включать эмоции. О нашей работе надо думать только на работе, но не дома. Иначе тяжело», – присоединяется к разговору старший эксперт-криминалист Андрей Косенко.
Андрею Валерьевичу, к слову, довелось применить свои навыки эксперта-криминалиста и в служебных командировках в республике Дагестан, в которых он был дважды.
Эксперты-криминалисты говорят: не может быть двух одинаковых преступлений, а значит, каждый раз надо искать новые детали и зацепки.
«Наша работа – одна из самых интересных в полиции. Некоторые думают, что наше дело незначительное: приехал, к примеру, на место кражи, снял отпечатки пальцев с дверной ручки, сфотографировал и уехал. Мол, это любой сможет. На самом деле всё серьёзнее. Не случайно на месте происшествия первым работает эксперт-криминалист. Ему не спеша, тщательно нужно всё изучить, смоделировать ситуацию, и никто не должен мешать. Был случай, когда мы должны были ехать на место кражи. Вор сорвал дверь с петель, однако хозяин к нашему приезду успел её повесить на место. Подобное в нашей работе мешает», – считает эксперт-криминалист Игорь Чирков.
Алексей Косолапов добавляет, что мало кто знает, сколько сил и ресурсов тратят наши эксперты во время каждых дежурных суток. Даже если у экспертов нет выезда, хватает дел в отделении, они настоящие мастера своего дела.