Нина Яковлевна приехала на встречу сама. По телефону уточнила, на какой остановке выйти из троллейбуса, как пройти к редакции.
«Я стараюсь бывать только в тех местах, которые мне знакомы. Центр Белгорода знаю, поэтому хорошо здесь ориентируюсь. В памяти зафиксировано, где тротуары, пешеходные переходы, светофоры. А если место неизвестное, туда и не поеду», – улыбается она.
У Нины Яковлевны с детства близорукость высокой степени. Оформлена инвалидность второй группы – правый глаз не видит совсем, левый видит плохо.
«О том, что у меня проблемы со зрением я поняла только в первом классе. К тому моменту зрение было уже минус семь, сейчас гораздо хуже. Спасают операции. Близорукостью страдаю с рождения, но до школьного возраста считала, что так, как вижу я, видят все. Я просто не знала, что можно видеть иначе», – рассказывает женщина.
Потом были первые очки. И первые комплексы.
«Это теперь большой выбор очков с красивыми современными оправами, а тогда, в пору моих детства и юности, они были однотипные: чёрная оправа, толстые линзы. Приходилось даже притворяться при сверстниках, будто я хорошо вижу, и играть, делать всё наравне со всеми. Только не носить эти очки», — объяснила она.
В школьном аттестате Нины Яковлевны – четвёрки и пятёрки. Училась она в обычной сельской школе, в которой для слабовидящих детей не предполагалось никаких условий. Помогало то, что сидела всегда за первой партой – было видно, что написано на доске, и хорошая память.
«Да и вообще какие могли быть в то время условия в обычной деревне. Я родом из Ивнянского района. Помню, идёшь в школу рано утром. Темно. А я к тому же вижу плохо. Светишь себе под ноги фонариком, и всё равно в лужу наступишь. Ноги промокнут, расстраиваешься…», — вздыхает собеседница
После школы Нина Яковлевна работала санитаркой. Затем окончила медучилище, устроилась медрегистратором в областную поликлинику. И задержалась там на двадцать лет. Уволиться пришлось с наступлением всеобщей компьютеризации. Пребывание перед компьютером Нине Яковлевне противопоказано.
Сейчас её главные заботы связаны с семьёй. Детей вырастила, теперь помогает воспитывать внуков. Активно участвует в жизни Белгородской региональной организации Всероссийского общества слепых. Делает успехи в спорте – неоднократно становилась победителем и призёром областных соревнований по армрестлингу среди инвалидов по зрению.
«Со своим слабым зрением я давно смирилась. То, что мне дано, с тем и живу. Не стоит замыкаться в себе. Надо двигаться. Выходить на улицу, общаться и двигаться. Я, бывает, день дома посижу, а потом понимаю: если себя постоянно жалеть, то ничего хорошего получится. И выхожу», – убеждена Н.Я. Бирюкова.
Спросила у неё напоследок о нынешних трудностях и их преодолениях. Она задумалась. Как будто сомневалась, стоит ли о них вообще упоминать.
«Да, бывает тяжело. Но падаю и поднимаюсь. Причём в буквальном смысле. Вместе с тем живу и радуюсь каждому дню», – вот её ответ.