С Юрием Бесединым нас познакомил председатель Совета ветеранов Белгородского района Вячеслав Круглецкий:
«Юрий Александрович человек активный, позитивный, инициативный, имеет боевую биографию и опыт работы с молодым поколением, майор, вертолётчик, живёт в Майском, поэтому частый гость у школьников Майской гимназии, участвует также в подготовке цикла лекций о Великой Отечественной войне». Созвонились, мой собеседник предложил встретиться в подростковом клубе по месту жительства им. В. Чеченева детской организации «Юность».
Это в Белгороде на улице Королёва.
«Клуб носит имя Вадима Чеченева, который служил в Афганистане, в 1985 году погиб, посмертно награждён орденом «Красной Звезды». На мероприятия, которые проходят в нашем клубе, мы всегда приглашаем его маму, Валентину Кузьминичну Чеченеву, она живёт в Белгородском районе. А Юрий Александрович больше двадцати лет сотрудничает с нашим клубом, мы проводим спортивные турниры – шахматно-шашечные, настольному теннису, соревнования по волейболу, футболу, тематические мероприятия к 15 февраля, 23 февраля, 9 Мая и другим памятным датам. Детвора очень любит слушать песни под гитару в его исполнении», – рассказала руководитель клуба Светлана Анатольевна Топилина.
В своё время именно этот клуб стал для Юрия Беседина местом силы. Когда уволился из армии в 1996 году, долго не мог привыкнуть к гражданке и реалиям того времени. Общее дело объединило единомышленников, наставников молодёжи – педагогов, которые здесь работают и воинов-интернационалистов. Новое поколение ветеранов (пожалуй, так их можно назвать) рассказывают о событиях прошлых лет, о подвигах друзей, однополчан, своей армейской жизни, чтобы память передавалась из поколения в поколение. Сейчас в клубе готовятся к открытию музея боевой Славы. По крупицам собирают экспонаты, делятся семейными реликвиями, многое здесь сделано своими руками, с душой.
А в те далёкие времена приходилось не только за молодёжь бороться, чтобы её не потерять, но и права ребят, отслуживших в Афганистане, отстаивать. Юрий Беседин обивал пороги высокого начальства, ездил в Москву, объяснял, доказывал, кто‑то и такую фразу бросал в ответ:
«Мы вас туда не посылали».
В результате добились своего, дом им построили, вернее, была возведена только коробка, всё остальное сделали сами, благо что все умельцы и никакой работы не боятся… Потом в порядке очерёдности распределяли квартиры… Затем ещё один дом «пробивали», на улице Есенина.
Он родом из Харькова, отец по профессии столяр и плотник, мама швея. В армию пошёл благодаря учителю математики, который к тому же вёл у них НВП (начальную военную подготовку). В школе занимался спортом, был перворазрядником по борьбе, по ориентированию за город выступал. Солировал в школьном вокально-инструментальном ансамбле, был фотокорреспондентом школы (и старостой в фоотокружке), рассказал и про лабораторию, и про несколько кинокамер и фотоаппаратов. Действовал оперативно, к примеру, фотографировал субботник, на велосипеде объезжал для скорости, а затем успевал сделать репортаж, напечатать фотографии и выпустить стенгазету к его окончанию. И стихи для газеты сам сочинял. В общем талантливый во всех направлениях паренёк.
Закончил Харьковское высшее военное инженерно-авиационное училище, и там его не миновала участь редактора стенгазеты. А без спорта, само собой разумеется, никуда – перворазрядник по гиревому спорту, выступал за роту. После учёбы его отправили в вертолётный полк в г. Бердичев Житомирской области. Освоил три модификации вертолётов Ми-8 и четыре модификации Ми-24. Был в командировках в Польше, Чехословакии… Особой строкой в его биографии стоят полтора года (1984–1985) – служба в Афганистане. Самое тяжёлое, говорит ветеран, хоронить своих ребят… За полтора года потеряли семь экипажей из двадцати. На его счёту более 330 боевых вылетов, за участие в Панджшерской операции наградили орденом Красной Звезды… Летали по определённым заданиям, и на «свободную охоту», то есть, заметив, казалось бы, мирный караван, досматривали, в результате обезвреживали банду моджахедов. Приходилось не только управлять вертолётом, одновременно бомбы бросать, стрелять… Противник всегда находился в более выгодной позиции – его скрывали горы. Война в горах требует особых навыков. Рассказывает, что горы для моджахедов были как крепость и дом родной. Между Кабулом и Джилалабадом была Чёрная гора, там такие укрепрайоны. Как вам такое – внутри горы были оборудованы всеми удобствами цивилизации, или вдруг из серии «очевидное-невероятное»: гора отъезжает в сторону, выкатывается зенитка и начинает стрелять по нашим вертолётам. Вот такая маскировка.
Писали письма домой, которые шли больше месяца. Песни под гитару пели с Олежкой Катуниным, только друг его погиб… «Мы считали последние денёчки пребывания в Афгане. Дождались смену, передали им боекомплект, перелетели в Джилалабад, нас посадили в самолёт в АН-12 и без посадки – в Ташкент. Когда над Афганом летели, больше молчали. Как только чёрточку (границу) пересекали, командир самолёта включал сирену, делал махи крыльями, тогда можно было уже сказать, что всё, мы дома, уже не собьют, на радостях и спирт разливали», – рассказывает Юрий Беседин.
Ему дали отпуск. В Харьков приехал в четыре утра, на рынке купил букет цветов и рванул домой. Ждал встречи с родителями, женой и дочуркой. Позвонил в дверь, слышит мамин голос: «Так только Юра звонит». Отпуск пролетел, вернулся в свой полк, затем служил в Монголии, а в 1990-е годы наши войска стали выводить из дружественных стран. Следующее место службы – на Дальнем Востоке под Китайской границей – военный городок стоял в болотах между сопок. Зимой морозы больше сорока градусов, ничего, гоняли по снегу в футбол. Спорт и здесь был в приоритете. Эскадрилья на эскадрилью играли в волейбол, футбол, хоккей. Юрий Беседин также занимался корейским таэквондо (коричневый пояс ему вручил лично президент федерации таэквондо России), состоял в совете федерации таэквондо Дальневосточного округа. Когда ушёл с лётной работы, стал начальником физподготовки полка. В 1996 году полк расформировали, старые вертолёты перебазировали под Оренбург. С солидным багажом – военной выслугой в 33 года, Юрий Александрович приехал в Белгород. Своего жилья не было, снимал квартиру в Разумном. И, уже было сказано выше, в составе инициативной группы он отправился штурмовать чиновников. Теперь в Майском обосновался – дом строит своими руками, никому не доверяет. Говорит, сидеть на месте не привык, поэтому продолжает работать.
Но самое главное, считает Юрий Беседин, передавать из поколения в поколение историю подвигов отцов и дедов, боевых друзей. И в первую очередь, он воспитывает своих внуков и гордится их успехами. Старший, Евгений – курсант военно-патриотического клуба «Крылья Белгородчины», у него третий разряд по велоспорту, на его счету есть прыжок с парашютом, команда Майской гимназии по лапте, где он играет, в соревнованиях заняла первое место. Младший, Юрий, тоже спортсмен, занимается футболом, ему есть с кого брать пример. Молодёжь должна знать цену мирной жизни, цену подвигу. Память о войнах, передающаяся из поколения в поколение, помогает людям понять, что нужно беречь мир. А парни должны заниматься спортом, быть готовыми защитить свои семьи, свою родину.