Мы часто ворчим на подрастающее поколение. Утверждаем, что оно бездушное и его ничего, кроме «тик-тока» и «инсты» не интересует. Порой, впадаем в депрессию, когда начинаем рассуждать о будущем нашей страны. Что, мол, молодые ни к чему хорошему не приведут. Однако, как выяснилось, не всё так плохо, стоит только чаще говорить с этим самым будущим нашего общества, слышать его и понимать.
Вот уже на протяжении нескольких лет в преддверии окончания очередного учебного года управление образования администрации Белгородского района подводит своеобразный итог учебной и общественной активности школьников, определяя среди них лучших в четырёх номинациях: «наука», «культура», «волонтёрство» и «спорт». Не стал исключением и нынешний учебный год. 20 лучших учеников названы в результате строгого отбора. О нынешних выпускниках, об их планах на будущее наш корреспондент попросил рассказать заместителя начальника управления образования администрации Белгородского района Анастасию Ерофееву.
А. Ерофеева: Да, вы правы, завершился очень важный этап в жизни более чем 1700 ещё вчерашних школьников, а нынешних выпускников. Позади детство, школьные годы, наполненные не только учебными заботами и проблемами, но и радостью познания мира, обретением друзей. Ребята стали на пороге новой жизни, которая может преподнести немало испытаний на прочность. Впереди выбор дальнейшего пути, принятие важных и ответственных решений. И оттого, с каким качеством знаний, умением отстаивать взгляды и убеждения, они подошли к первому ответственному рубежу в своей жизни, во многом зависит их будущее. Справиться со всеми жизненными испытаниями и достичь больших успехов в жизни мы, взрослые, практически уже не сможем помочь. Принимать решения, извлекать из полученного опыта жизненные уроки нынешним выпускникам придётся только самостоятельно, не перекладывая ответственность за совершённые ошибки на родителей.
Знания и умения, полученные в школе, – это бесценный капитал, который на следующем этапе жизненного пути, обучении в средних специальных учебных заведениях, в вузах, при выборе профессии, не позволит им пасовать перед трудностями и не прекращать учиться. Когда двери школы закроются, им помогут в жизни мудрость учителей, поддержка друзей и юношеский оптимизм.
Сегодня перед всей страной стоит очень важная задача модернизации экономики, социальных отношений на основе новых технологий и инноваций, которые кардинально преобразуют нашу жизнь. Только новые специалисты, молодые, энергичные, грамотные, способны на такую большую и крайне ответственную работу.
И глядя на нынешних лучших выпускников, хочется верить, что будущее нашей страны будет в надёжных руках, потому что они – молодые, сильные, здоровые, перспективные, способные воплотить мечты в реальность. Хотелось бы, чтобы таких ребят становилось с каждым годом больше.
Нельзя не отметить значимость в этой работе родительского участия. Оттого, чем будут заполнены дни наших детей с первых минут их жизни, – во многом так же зависит их будущее, отношение к людям, получаемым знаниям, школе, друзьям и даже учителям. Интересны в этом плане истории наших лучших выпускников.
Мама Кристины Садовски, выпускницы Дубовской школы с углублённым изучением отдельных предметов, Марина Владимировна – кандидат философских наук, преподаватель в БелГу. Женщина собрала богатейшую библиотеку, с которой Кристина знакомилась с самого раннего детства. Энциклопедии и хрестоматии по окружающему миру стали её любимыми как только она научилась читать, как, впрочем, и полюбился ей школьный предмет окружающий мир. С трёх лет Кристина увлекается рисованием. Шаг за шагом ребёнок пришёл к тому, что любимыми предметами стали биология, лингвистика – Кристина свободно говорит на немецком языке, любит – английский.
«Изучение языков только обогащает меня знаниями, даёт возможность почерпнуть информацию из первоисточников. Меня увлекает лингвистика», – подчеркнула Кристина.
Ещё одно из направлений её жизненных интересов – экология. Кристина всерьёз увлечена этой работой. У неё есть собственный проект, который она разработала совместно с Белгородским областным детским эколого-биологическим центром и лабораторией шуховского университета. Кристина занялась исследованием биохимических показателей воды в прудах на территории Бессоновского сельского поселения. Другой её проект называется «Солнечные батареи на крыше школы». С их помощью, утверждает Кристина, можно добиться существенной экологической экономии, используя горячую воду и получаемую с помощью солнечных батарей электроэнергию.
Кристина – победитель и призёр Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура», Всероссийских олимпиад школьников по экологии, биологии, немецкому и русскому языкам, с 9 класса – неизменный участник Всероссийской олимпиады «Высшая проба», организованной Высшей школой экономики. В результате конкурсных отборов два раза побывала в лагере «Артек». Как ученица, которая достигла значительных успехов в литературе, была направлена в образовательный центр поддержки одарённых детей «Сириус» в Сочи. Своё будущее Кристина решила связать с медициной.
«Я вижу себя неврологом. Человеческий мозг на сегодняшний день ещё крайне мало изучен и недостаточно полно используется человеком. Мне интересно разобраться в этих процессах», – сказала она.
С педагогической деятельностью решил связать своё будущее выпускник Майской гимназии с весьма звучной для этого вида деятельности, фамилией – Макаренко. Алексей ещё ребёнком научился довольно серьёзно относиться к жизни. Взять хотя бы темы его первых научных работ, которые он готовил во 2 и 3 классах. Его интересовали конструкции машин и агрегатов, какие строительные материалы следует использовать при возведении дома. Своим одноклассникам он рассказывал о вреде курения, проводил сравнительный анализ соотношения военных сил советской и немецкой армий в Курской битве. С возрастом у будущего учителя интерес к знаниям только растёт. Он – призёр Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ по истории. В 2020–2021 учебном году стал призёром муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, истории, экономике, победителем олимпиады по избирательному праву. Алексей успешно прошёл курсы в Ленинградском областном центре развития творчества одарённых детей и юношества «Интеллект» по программе «Новый интеллект» по направлению «Обществознание» и «Путь к Олимпу» по гуманитарным наукам на базе НИУ БелГУ, с отличием окончил художественную школу.
«Меня с детства окружают педагоги. Папа преподаёт в Белгородском государственном аграрном университете имени В.Я. Горина, немало педагогов среди родственников, мама – врач. Педагог должен быть уравновешенным, спокойным. И этому меня научила моя классный руководитель – Вера Михайловна Проненко. Она достойный пример для подражания. В нынешнее время «тик-тока», необходимо воспитывать у молодёжи такие качества, как доброта, сострадание, уважение к старшему поколению, истинный патриотизм, пробудить интерес к нашей истории, научить понимать, что общественные интересы должны быть выше личных. Необходимо научить детей анализу. Я люблю свою страну и хочу сделать так, чтобы она, благодаря моим будущим ученикам, стала ещё лучше», – с улыбкой говорит Алексей.
Завидной целеустремленностью, работоспособностью и волей к победе обладают две прекрасные девушки – Тамара Беляева выпускница Дубовской школы с углублённым изучением отдельных предметов и Алина Разумяк из Октябрьской школы им. Ю. Чумака. Эти хрупкие, на первый взгляд, 11-классницы – мастера спорта по художественной гимнастике, члены сборной Белгородской области. Обеих мамы привели для занятий гимнастикой в школу Олимпийского резерва. Они получили много дипломов и медалей на различного рода и ранга соревнованиях.
Алина родилась и живёт постоянно в посёлке Октябрьский. На тренировки вот уже 12 лет она каждый день, кроме воскресенья, ездит в Белгород, который находится в 25 километрах от её дома.
«Все спортсмены – борцы по жизни. И это неважно, каким видом спорта они занимаются. Я знаю, что в жизни это пригодится. Конечно, 6-летней девочке одной ездить на автобусе было поначалу страшновато, но я знала, что это необходимо. После тренировок – домой, затем уроки до 00:00, а то и до часа ночи, пока не сделаю. Утром подъём и без опозданий – на занятия. Родители никогда не ставили моё увлечение выше, чем получаемые знания. 9 класс я закончила с одной «четвёркой», остальные – «пятёрки». В выпускном аттестате оценок «пять» тоже будет гораздо больше, чем «четвёрок», – гордо заявляет Алина.
Своё будущее Алина планирует связать со спортом. В нынешнем году она подаёт документы в Санкт-Петербургский спортивный институт имени Лесгафта.
С 4 лет по 5 часов в день отдавала тренировкам и Тамара Беляева. Её рассудительности и рациональности мышления может позавидовать любой взрослый человек. Взгляды девушки на жизнь реалистичны. Разговаривая с ней, не чувствуешь особой разницы в возрасте, настолько все умно. Вполне мудро рассуждает она о тех или иных жизненных ситуациях и событиях. Она интересная собеседница. Понимаешь, что тренер из Тамары получится классный, а именно этой работой она и собирается заняться после окончания физкультурного факультета НИУ БелГу.
«Спорт учит правильно расставлять приоритеты. Ставить цели в жизни и добиваться их. Конечно, немало в генетическом плане мне досталось и от моей мамы – Галины, майора полиции, кандидата в мастера спорта по волейболу. И ей за это большое спасибо», – говорит Тамара.
Среди лучших на поприще культуры были отмечены выпускницы Октябрьской и Краснооктябрьской школ Ксения Иванюченко, Надежда Сергиенко и Анастасия Белых.
Надя и Настя – одноклассницы, обе великолепные вокалистки образцовой вокальной студии «Эдельвейс». Судьбы девочек во многом схожи. Обе родились в талантливых, поющих семьях. У Насти папа – инженер по образованию, в свободное время играет на трубе в духовом оркестре, у Нади дед Владимир Иванович – в недалёком прошлом электроэнергетик на железной дороге, играет на трубе, аккордеоне и фортепиано, мама Оксана – поёт.
Только за последние 2 года у каждой из девушек набралось около 20 дипломов призёров и победителей в различных конкурсах.
«Если брать с 1 класса, то их и не сосчитать», – смеясь, говорят они.
Различие у подруг лишь в стиле исполнения. Настю больше тянет к эстрадно-народному направлению. А вот у Надежды Сергиенко среди прочих наград я увидел диплом 1 степени за победу во Всероссийском конкурсе «Орлята России» в категории «эстрадно-джазовый вокал».
«Для джаза нужен исключительный слух. И поверьте, он не всегда даётся от природы. Это кропотливый и очень не простой процесс, каждодневный и долговременный», – говорит Надежда.
Из наиболее запоминающихся выступлений обе девушки рассказывали об участии во Всероссийском детском хоре «Артек».
«Это запомнится на всю жизнь. Музыкальные коллективы со всей России были объединены в единый хор. Эмоции просто перехлёстывали через край», – заявили они.
Подруги и дальше планируют быть рядом. Обе поступают в Белгородский университет. Одна – на факультет иностранных языков, другая – на филологический.
Учителем начальных классов мечтает стать и претендент на золотую медаль, выпускница Краснооктябрьской школы Ксения Иванюченко. Она всегда среди детей, старшая из 6 её братьев и сестёр.
«Ксения – настоящая «зажигалка», она великолепно читает стихи, участвует в КВНе, танцует, поёт, талантливо рисует. С отличием окончила музыкальную школу, отделение «театр и хореография». Она – участник, призёр и победитель различных районных, областных и межрегиональных конкурсов», – говорит о девушке её классный руководитель Галина Курчевская.
Активную жизненную позицию проявила выпускница Северной школы № 2 Софья Бавыкина. Эта девушка – член всероссийского движения школьников в направлении «Волонтёрство».
«Сегодняшний мир очень суров и жесток. В нём так мало осталось сострадания и доброты. Наш отряд волонтёров всегда придёт на помощь немощным и одиноким старикам, инвалидам. Вместе с нашим учителем биологии мы выращивали цветы и дарили их на 8 Марта и 9 Мая, разносили письма Победы, принимаем участие в организации и проведении различного рода соревнований, спортивных эстафет и весёлых стартов. После школы хочу стать логопедом-дефектологом», – говорит Софья.