Знамя31

Зинаида Лучникова из Белгородского района посвятила 51 год профессии педагога

1 октября 2021, 11:45ОбществоФото: Людмила Алексеева

Она 35 лет проработала учителем и заместителем директора в школе №31 Белгорода, а с 2007 года учила иностранным языкам ребят Разуменской школы №3.

Мы часто поизносим слово «учитель», но редко задумываемся, какую роль играет он в нашей жизни. Во многом нас формирует школа, и даже больше того, личность того или иного педагога. В школе ученики между собой называют учителей-предметников «математичка», «биологичка», «физик», «англичанка», «немка»… И в этом ряду учитель иностранного языка всегда занимал особое место, потому что вместе с грамматикой и орфографией иного языка нёс атмосферу другой страны, старался передать школьникам её культуру и менталитет. Зинаида Лучникова — учитель немецкого и английского языков.

Она 35 лет проработала учителем и заместителем директора в школе №31 Белгорода, а с 2007 года учила иностранным языкам ребят Разуменской школы №3. Её педагогический стаж составляет 51 год, за многолетний и добросовестный труд педагог отмечена многочисленными наградами, почётными грамотами и благодарностями, имеет высшую категорию и почётное звание «Отличник народного просвещения». Говорит, в жизни было много событий, одна из коллег даже сочинила к её юбилею целую поэму.

«Среди учеников Зинаида Васильевна пользуется авторитетом, заработанным многолетней практикой… Применяет в работе современные методики, позволяет раскрыть потенциал учащихся, подготавливает индивидуальные программы, находит подход к ученикам», – охарактеризовал педагога директор школы Сергей Батаев.

Что стоит за этими словами? Чтобы успешно трудиться, надо всегда быть в поиске, чтобы многое сделать, нужно многое знать, постоянно открывая для себя новое, чтобы потом, умноженное в несколько раз, передать своим ученикам. У каждого ребёнка свой характер, к каждому нужен особый подход. Как увлечь учеников своим предметом? Ответ прост – быть самому увлечённым и отдавать детям много душевных сил, труда и энергии.

Как учитель приходит в свою профессию? Путь у всех разный. В детстве Зина, а училась она в сельской школе, хотела стать хирургом, в старших классах её подвело зрение, поэтому в своих мечтах она переквалифицировалась на фармацевта. Но однажды в их школу приехали преподаватели из Белгородского пединститута и стали рассказывать о профессии учителя, приглашая на учёбу в вуз. Решение возникло само собой – подружка поступила на физмат, а Зина выбрала факультет иностранных языков, поскольку языки ей давались легко. Школу она закончила с серебряной медалью, в институт поступила сразу, без проблем.

Поколение, пережившее развал страны и лихие 1990-е годы. Школа и система образования претерпели немало, разрушилась система ценностей, заработная плата – копейки. Как‑то справлялись и выживали. Теперь об этом можно вспоминать с юмором – пытались в Польшу челноками с товаром ездить, апельсины в Греции собирать. Да коммерсант из неё получился никакой, просто жизнь заставляла искать какие‑то практические выходы из сложившейся ситуации. Зато есть что вспомнить. Зинаида Васильевна очень колоритно рассказывает о радостях и трудностях, не зацикливаясь на проблемах. Всё‑таки главное в её жизни было и есть – увлечение языками и интерес к профессии. Она гордится, что выпустила 18 одиннадцатых классов и один девятый, что несколько её учеников (пять девочек и двое мальчиков) выбрали профессию учителя иностранного языка. Говорит, большая ошибка думать, что ты всё знаешь, выучил, понял. В профессии учителя, как ни в какой другой, необходимо постоянно работать над собой. Правильно говорят, что учитель – вечный ученик. Поэтому жизненное кредо Зинаиды Лучниковой: «Учиться, учиться и учиться», она считает, что эти слова Владимира Ленина зря забыли, современному молодому поколению нужно брать их на вооружение.

Жизнь в современной школе движется в режиме нон-стоп. Далеко вперёд шагнули современные технологии, усвоению материалов урока помогают мультимедийные экраны и проекторы, учебные пособия ушли от академического содержания и предлагают большое количество интерактивных заданий. Но есть неизменные понятия, к примеру, такое важное качество – как милосердие. Зинаида Лучникова считает, что учитель должен любить детей и животных, это как показатель отношения к жизни. У неё дома пять кошек, две собаки и попугай. Поделилась историями, как они попали к ней – все, кроме попугая, были брошены предыдущими хозяевами на улицу и спасены Зинаидой Васильевной. Может быть, это и есть самое главное в профессии учителя, научить детей быть добрыми и милосердными, любить окружающий мир, помогать живущим рядом, кому требуется помощь, в том числе и братьям нашим меньшим.

Не просто научить, а привить своим ученикам любовь к иностранному языку – такой видит свою задачу учитель. Свободное владение иностранным языком и, в частности, английским, открывает мир больших возможностей в самых разных областях. Вам требуются доказательства? Пожалуйста. Одна из наиболее востребованных профессий на сегодняшний день, поделилась Зинаида Васильевна, юрист со знанием английского языка, в Москве дефицит таких специалистов. Или менеджер, владеющий иностранным языком, что кардинально расширяет его возможности. Изучая иностранные языки, человек повышает общеобразовательный уровень, тренирует свою память, будет путешествовать по миру с большим комфортом, потому что сможет общаться в чужой стране.

Быть учителем – ответственный труд, потому что необходимо учить не только детей, но прежде всего себя, ведь обучать школьников лучше на своём примере. Зинаида Лучникова считает, что каждый учитель должен разбираться не только в предмете, который он преподаёт, но и в литературе, искусстве, культуре, спорте, моде, да и во всех других направлениях нашей жизни, ведь нужно поддержать разговор, ответить на любой вопрос ученика, дать нужный совет.

Она всегда была активисткой, с детства занималась спортом, пела в самодеятельности. У неё дома много книг. Во время путешествий она всегда покупала и везла домой увесистые тома из Москвы, Санкт-Петербурга, даже из Германии и Греции (смеётся, что другие приобретали какие‑то красивые платья и блузочки, а она книги).

Вот такими качествами должен обладать современный учитель – любовь к детям и братьям нашим меньшим, преданность любимому делу и способность постоянно учиться самому, трудолюбие и оптимизм, энергичность, терпение и настойчивость, чувство юмора и богатая фантазия. И тогда он в своём месте, в своей стихии.