Варвара Акимовна Киселёва – вдова участника Великой Отечественной войны. Живёт в Белгородском районе. Рассказала, что 9 Мая в День Победы и 22 июня в День памяти и скорби обязательно приходит к памятнику. Чтобы вспомнить своих родных, помянуть всех, сказать спасибо за их ратный подвиг.
Варвара Акимовна мечтает пройти в шествии «Бессмертного полка» хотя в Белгороде. Чтобы её фронтовиков внесли в электронный «Бессмертный полк». Для этого она приготовила все описания и фотографии своих родных. Надо увековечить их память – это её главная задача.
Все они родом из села Айдар Ровеньского района. Раньше это была Воронежская область. Её дедушка Иван Дмитриевич Соловьёв ушёл на фронт летом 1941 года, пропал без вести. Ждали его, не дождались родные: труженица тыла жена Матрёна и сын Иван. Их уже нет в живых.
Дядя Варвары Акимовны Иван Григорьевич Савченко является маминым родным братом. Он отправился воевать осенью 1941 года, пропал без вести. И нет уже ни вдовы Ольги, ни его детей, сына Ефима и дочери Марии. До сих пор ищет его Варвара, никаких следов. Писала в Москву письма.
Отец Аким Яковлевич Киселёв работал жестянщиком, его призвали в 1941 году. Уходил на фронт с гармошкой, играл и пел. Может ли такое быть, баба Варя уверяет, что она помнит, как перед уходом на фронт отец поднял её на руки и подбросил вверх. Она ведь была совсем крохотная. Воевал подо Ржевом, в марте 1943 года был ранен, контужен, из госпиталя в Смоленской области прислал домой письмо. Варвара Акимовна рассказывает, что в январе 1943 года в результате Россошанской наступательной операции Красная Армия освободила село Айдар и весь Ровеньской район от фашистов, долгожданный фронтовой треугольник нашёл своего адресата. Письмо подарило надежду. Но мама не могла тогда поехать в госпиталь. Шла война. Да и деньги в семье откуда, чтобы отправляться в такой путь?! Это было одно-единственное письмо, больше весточек не было. Отец подлечился и опять на фронт пошёл. Что было дальше? Судьба отца оставалась неизвестной многие-многие годы. Семья получила извещение, что пропал без вести. Его вдова Евдокия Григорьевна ждала любимого мужа, плакала каждый день, дети остались сиротами – сын Иван и три дочери – Александра, Мария и Варвара. Пришлось одной их растить, поднимать, как тяжело и непросто без кормильца.
Только через 70 лет после гибели отца Варвара в результате настойчивых поисков и запросов узнала, что Аким Яковлевич Киселёв пал смертью храбрых во время наступления в Смоленской области 4 сентября 1943 года, его прах захоронен и покоится в братской могиле на мемориале в Духовщине Смоленской области. Варваре Акимовне на её запрос пришло письмо из военного комиссариата Смоленской области по Духовщинскому району:
«Уважаемая Варвара Акимовна. Отдел военного комиссариата увековечил имя погибшего красноармейца Акима Яковлевича Киселёва 1903 года рождения в памятном альбоме погибших воинов за № 9459 на Мемориале № 1».
Приглашали, приезжайте, в гостинице место будет. А как ехать-то? То пандемия, а сейчас вообще беспокойные времена. Да и возраст берёт своё – в такой дальний путь нелегко собраться. Была бы здоровее, обязательно бы съездила на могилу. Так что пока в раздумьях, а поехать ей очень хочется, поклониться праху отца, сложившего свою голову за нашу землю.
Её супруг Михаил Матвеевич Поляница ушёл в Красную Армию мальчишкой, его взяли в артиллерийские войска ездовым вместе с его лошадью, чтобы подвозить орудия. Был наводчиком, подавал снаряды. А когда ему исполнилось 17,5 лет, его призвали на фронт официально Олесским РВК Львовской области. Молодого бойца ранило 8 апреля 1945 года. А с лошадью своей он дошёл до Кёнигсберга. Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». А вот что он удостоен медали «За отвагу», ветеран так и не узнал. Уже в 2014 году Варвара Акимовна получила на свои запросы ответы, в том числе и удостоверение на эту медаль. Подробный ответ ей пришёл из Центрального архива Министерства обороны РФ:
«В приказе по 262 гвардейскому стрелковому полку 87 гвардейской стрелковой дивизии от 20 июня 1945 года значится: «От имени Президиума Верховного Совета ССР наградить медалью «За отвагу» стрелка 5 стрелковой роты гвардии красноармейца Михаила Матвеевича Поляницу за то, что 8. 04. 1945 года при отражении контратаки противника уничтожил трёх вражеских солдат. Телефонист Михаил Поляница уволен в запас 20 марта 1953 года».
Собирала сведения по крупицам про каждого. Сетует баба Варя, был бы жив отец, и её судьба-судьбинушка по-другому сложилась. Тогда бы меньше испытаний выпало на долю её мамы Евдокии Григорьевны и детство Варвары.
«Я родилась в 1941 году 2 мая в селе Айдар. Нас было четверо у мамы. Отца сразу забрали в начале войны. У нас была корова. Мы всегда, когда мама уходила на работу, прятались в ясли для коровы, там сено лежало. Надеялись что ли, что коровка-кормилица наша, защит малых. В 1943 году немцы приехали к нам домой. Хотели отобрать корову. Мама стала, руки в разные стороны раскинула, закрыла корову, мы начали плакать, корову обнимаем, как же мы останемся голодными без коровы. А немец говорит маме: «Сейчас, мутер, я отрежу руку тебе». Я самая младшая, мне три года, но я всё помню. Я тогда очень испугалась за маму. Всё равно фашисты корову забрали. Слава богу, что они сразу ушли, не жили у нас в селе, их войско где-то далеко стояло», - вспоминает Варвара Акимовна.
Варвара Акимовна поделилась, что в войну и послевоенное время голодно было. Подкармливала собаку из своей миски, делилась, чем могла. А там еды-то в мисочке всего ничего: картошка, зелени побольше (крапива, лебеда, щавель дикий, конский), что в лесу, на лугу насобирали. Есть всегда так хотелось, даже ложку погрызли. А собака была большая, звали её Дамка. И щенки у неё рождались, раздавали их. Дамка любила девочку. Дома приходилось оставаться одной, страшно было. Варя пряталась у неё в будке, бок о бок рядом с Дамкой. Мама в поле работала, нелёгкий труд, всё делали вручную, сеяли, золу по полю разбрасывали. Золу приносили из дома, надо было чем-то поля удобрять. Ещё приходилось окопы рыть.
«А горе пришло, когда почтальон на отца похоронку принесла, это было задолго до конца войны. Мама плакала каждый день. От зари до зари на работе в колхозе. Сама детей поднимала, всю работу приходилось самой делать, и вязала, и косила. Мы, дети, старались помогать маме по хозяйству, в огороде. Да я маленькая была, несу ведро с водой для телёнка, споткнусь, вода разольётся. Плачу, спасибо соседка помогала воды принести. Я даже не могла пойти в первый класс, потому что голая-босая была, шёл 1949 год. Лучше не вспоминать. Займы тогда заставляли оформлять. А что маме делать, она одинокая, это приговор себе подписать. Мы и так бедные были. Такое детство было. В колхозе не платили ничего, трудодни ставили. Надо было выполнить план, сдавать государству яйца, молоко, овощи, чтобы город кормить. Хлеб по карточкам был, иногда и не доставалось. В школу попала в девять лет. И в школе училась, и коров ходила доить. Сначала маме на ферме помогала, а когда в восьмом классе училась, уже за себя работала. Хотела бросить школу, но вовремя женщина из сельсовета вразумила: «Ты такая бедная, тебе надо обязательно получить образование». Благодаря ей окончила 10 классов. А потом Никита Хрущёв распорядился, чтобы выпускники школ отрабатывали на производстве по два года, а затем поступали на учёбу. На селе тогда и паспорта не выдавали, у меня паспорт только в 23 года появился. Деваться некуда, после школы работала на ферме дояркой. Произошёл несчастный случай. Нагруженная силосом тачка, с помощью которой корм коровам раздавали, сорвалась и ударила меня по голове. Потеряла создание, а потом несколько лет пролежала, пока начала вставать. Справку выписали, что у меня 1 группа инвалидности, но никто ничего не платил, поскольку стажа не было. В 1965 году повезли в Москву, там врачи помогли. И только тогда составили акт о несчастном случае, через семь лет, и за эти годы выплатили семь рублей. Такое время было», – вспоминает собеседница.
Её бабушка Анастасия Дмитриевна была верующая, в манжет рукава зашила ей молитву «живые помощи»:
«Они меня и спасли, я воскресла из мёртвых, когда лежала в больнице, говорили, мол, она не поднимется. С тех пор постоянно молюсь, поднимаюсь в пять утра, всех святых вспоминаю. А в советское время чуть с работы не выгнали, но потом простили, учитывая всё-таки, через что мне пришлось пройти, а молитва всё-таки помогла выжить. Главное в жизни здоровье и никогда не унывать».
И несмотря ни на что, смогла получить два образования, потому что было огромное желание учиться. Когда поправилась, поехала в Красногвардейский район учиться на зоотехника. Закончила с красным дипломом, трудилась в совхозе «Ровеньской». Через какое-то время вновь решила учиться, заочно поступила в Ростовский автодорожный техникум, работала инженером по технике безопасности в Новошахтинске по распределению. Там и с мужем Михаилом Матвеевичем познакомилась. Красивый, очень хороший человек, в своей жизни никого никогда не обидел. В 1990-е годы приехали в Разумное, купили хату, потом уже сами построили новый дом. Муж работал на витаминном комбинате. Хозяйство держали, курочек, козочек, огород сажали. Счастливое время.
Не будь войны, не погибли бы на фронте отец, дед, дядя, всё сложилось бы по-другому, жизнь была бы более сытой и спокойной. Но тогда вряд ли встретила своего Михаила. В истории, как мы знаем, не бывает сослагательного наклонения. Всё сложилось так, как должно. Рассказала, что была приятно удивлена подарку к 9 Мая от «броллерной птицефабрики» (так она назвала). Хотела поблагодарить, да номера телефона не знает. Зато в приёмную губернатора позвонила, чтобы сказать спасибо за внимание властей, за то, что он не забывают вдов участников войны, такой подарок привезли, набор самых разных продуктов, на два месяца хватит.