За последние пять лет в Белгородском районе распахнули двери несколько новых образовательных организаций. Одной из них стала школа-тысячник в микрорайоне Разумное‑54. Нынешний учебный год – всего лишь (или уже?) четвёртый в истории «Вектора Успеха». И коллективу есть чем гордиться: третье место в номинации «Лучшая инклюзивная школа России» Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России‑2022»; занесение на районную Аллею Трудовой Славы по итогам прошлого года – как лучшего образовательного учреждения. О достижениях учебного заведения и не только о них мы побеседовали с педагогами, учениками и родителями.
Школу возвели за короткий срок. На претворение в жизнь масштабного проекта по строительству трёхэтажного здания площадью 16,5 тыс. кв.м. и благоустройству прилегающей территории у корпорации ЖБК‑1 ушёл всего год. В День знаний в 2019 году сюда пришли первые семьсот учеников. И сразу оценили классы с современным оборудованием, 3D‑лабораторию, класс робототехники, IT‑технологий, бассейн и спортивные залы, большой открытый стадион с волейбольной и баскетбольной площадкой и зоной с уличными тренажёрами. Здесь есть всё для гармоничного развития и обучения. Учреждение стало работать в режиме «школа полного дня»: дети после уроков выполняют домашнее задание и посещают кружки и спортивные секции. Налажено сотрудничество с ДЮСШ района, федерациями регби и айкидо, Разуменской ДШИ, ЦДО «Успех», воинской частью, БелГУ. Не только у учеников, но и у всех желающих появилась возможность пользоваться спортивными площадками во дворе «Вектора Успеха», бассейном. Так школа стала центром притяжения для жителей микрорайона.
В учебном заведении всё продумано до мелочей. Удобная навигация позволяет ориентироваться в большом здании детям и взрослым. На стенах – оригинальные аппликации и обучающие фразы на латыни.
Помещения для отдыха учащихся в перерыве между занятиями мы называем не рекреациями, а векторами, – рассказывает о других особенностях школы директор Татьяна Потеряхина, проводя экскурсию. – Есть, например, вектор творчества, вектор науки, вектор дебатов, вектор безопасности. В них многое сделано руками педагогов и детей. У нас сложилась традиция – девиз дня: каждое утро его подбирают сами дети и размещают на всех досках в школе. В векторе дебатов они размышляют на тему девиза дня или просто обсуждают что-то. Сейчас много говорим о Годе педагога и наставника.
Душа школы – её учителя. Именно они вдохнули жизнь в стены нового здания. Коллектив «Вектора Успеха» – молодой, средний возраст специалистов – 28 лет.
Татьяна Жмуркова выбрала педагогическую стезю по примеру своего учителя Ольги Чубаровой.
Благодаря ей я убедилась, что математика не сухая и не скучная наука. Каждый урок Ольги Анатольевны был театральным представлением. На уроке работали все дети, такими знаниями она обладала и так интересно ими делилась, – вспоминает Татьяна Евгеньевна. – Я окончила физико-математический факультет БелГУ, устроилась в лицей милиции. И так же, как мой учитель, всегда старалась увлечь ребят предметом.
В 2019 году в микрорайоне Разумное‑54 только и разговора было, что о новой школе. Татьяна Жмуркова находилась в декретном отпуске и, услышав на детской площадке новость о предстоящем открытии учебного заведения, тут же прогулялась к нему. Увидела паспорт строящегося объекта. Её первые мысли: «Вот это да! Хотелось бы здесь трудиться». В сентябре того же года желание сбылось.
Шикарные условия для работы, – опытный педагог обводит взглядом свой класс. – Современные технические средства, просторно, светло. Мне нравится, что в нашей школе никогда не будешь шаблонным учителем, постоянно развиваешься, занимаешься самообразованием.
Под наставничеством Татьяны Евгеньевны начала свой профессиональный путь учитель математики и физики Лилия Свиридова.
О «Векторе Успеха» я узнала от знакомых. Звучали только положительные отзывы, – подчёркивает Лилия Александровна. – Рада, что мне выпал шанс проявить себя именно здесь. Конечно, поначалу было страшно. Это же моё первое место работы. Но как только познакомилась поближе с коллегами, которые всегда помогут, страх исчез. Мне в нашем коллективе комфортно.
Фотографии ребят, защищавших честь «Вектора Успеха» в конкурсах и соревнованиях, украшают Стену Успеха. Татьяна Анатольевна с улыбкой отмечает: таких детей много, поэтому в школе уже две Стены Успеха. И обязательно будут ещё.
Девятиклассник Иван Плохов – член ученического самоуправления, спортсмен, активный участник всех мероприятий. Недавно в составе команды школы занял третье место в финале историко-патриотической игры «Забвению не подлежит». В этом году, после получения аттестата, Иван планирует продолжить обучение в Санкт-Петербурге.
Я пришёл в «Вектор Успеха» в шестой класс. Сначала учился не очень, потом стал отличником. Увлечён точными науками. Каждый год выигрываю школьные олимпиады по физике, – делится парень. – Наши педагоги – замечательные. Мой любимый учитель – классный руководитель Светлана Валерьевна Сирич. Наш класс был трудным. А с её приходом всё изменилось. Она нас объединила, мы стали организованными, дисциплинированными, дружно взялись за учёбу, участвуем в волонтёрской деятельности.
Даниил Казеев из десятого класса – человек творческий. Репортёр школьного телевидения. Блистает на сцене как актёр, чтец и ведущий. Многократный победитель литературных конкурсов. Мастерски пишет сочинения, пробует писать рецензии.
С удовольствием хожу на уроки русского языка и литературы к Ирине Анатольевне Поповой. Очень интересно на уроках химии Елены Викторовны Сушковой и на уроках биологии Натальи Вячеславовны Беликовой, – говорит Даниил. – Мы всегда ощущаем поддержку всех учителей: они в любой момент объяснят непонятное, пойдут навстречу.
Для Анастасии Ротовой завершается последний учебный год в школе. Без пяти минут выпускница преуспела и в учёбе, и в спорте. Настя – победитель муниципального этапа олимпиады по праву и первый в истории школы призёр регионального этапа олимпиады по этому же предмету; призёр муниципального этапа олимпиады по истории; автор исследовательской работы, посвящённой удобрению почв.
Много лет девушка посвятила чир спорту и неоднократно поднималась на пьедестал почёта на соревнованиях.
Школьные будни мне точно запомнятся как один из лучших периодов жизни, – уверена Настя.
Для нас любой конкурс – это возможность повысить собственную квалификацию, собственное образование и мотивацию, – говорит директор Татьяна Потеряхина.
В прошлом году школа «Вектор Успеха» стала призёром Всероссийского конкурса инклюзивных подходов в образовании – благодаря созданным условиям и адаптивному содержанию образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
У нас на 100% выполнена безбарьерная среда. Инклюзивный подход проявляется и в планировании урочной и внеурочной деятельности. Школьники с ограниченными возможностями здоровья сочиняют стихи, исполняют песни, добиваются успехов в спорте, занимаются в бассейне и кружках. Практикуем взаимообучение – нормотипичные дети общаются и помогают детям с ограниченными возможностями здоровья осваивать образовательную программу, участвовать в социальных акциях, – продолжает Татьяна Анатольевна.
В «Векторе Успеха» 71 ребёнок с семью нозологиями. В двух ресурсных классах проходит интегрированное обучение, в 24 – инклюзивное.
К конкурсу мы подготовили презентацию и видеоролик. Рассказали об использовании метода социальной интеграции на уроках и во время динамической паузы учащимися школы, – информирует педагог-психолог Екатерина Винаева. – Этот метод активизирует деятельность головного мозга и тела, помогает управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Мы видим хорошие результаты у детей. Например, у них снизился уровень двигательного беспокойства, улучшились двигательная координация, концентрация внимания и способность к обучению и коммуникации.
В одном из ресурсных классов детей обучает Марина Гуркова. В марте этого года Марина Валерьевна победила в муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель-дефектолог».
С особенными детками я начала работать во вспомогательной школе. И поняла: моего образования недостаточно. Отучилась на учителя-логопеда, учителя-дефектолога, – рассказывает она о себе. – Потом, когда я уже устроилась воспитателем в детский сад, ко мне пришли два мальчика-близнеца. Один из них отличался от обычных детей. Через год – ещё один особенный ребёнок. И вновь получила знания, которые помогли мне в работе с особенными детьми. Такие дети видят мир по-другому, не умеют контактировать с обществом, имеют странности в поведении и нарушение речи.
Сегодня в её классе восемь учеников. Среди них – и тот самый мальчик из детского сада. На всю жизнь учитель запомнила слова его мамы: «Мы вам верим. Теперь мы с вами до окончания школы».
На новом месте всё закрутилось: обучение, стажировки, сплачивание команды, да, именно команды, практически семьи, которая помогает добиться результатов; супервизорство; изучение и освоение новых методов и методик, уход от давно опробованных, но почему-то неработающих методик, принятие новых и нестандартных, – говорит Марина Валерьевна. – С обучающимися нам предстоит пройти трудный и долгий путь, и уже сейчас я вижу плоды нашей деятельности, вижу, как они меняются.
Бесконечно благодарны педагогам родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мой сын – ученик второго ресурсного класса. Он особенный и нуждается в большем внимании. В школе трудятся настоящие профессионалы своего дела, компетентные, ответственные и доброжелательные. Мы всегда с ними на связи. Я получаю консультации в любое время, – отмечает Анна Белецкая.
Узкие специалисты школы, педагог-психолог, логопед, тьюторы, проводят огромную работу и с особенными детьми, и с нами, родителями. Они умеют найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, используют нетрадиционные методики, зачастую разрабатывают гениальные технологии. Всегда готовы выслушать и прийти на помощь, с лёгкостью увлечь детей сложным материалом. Благодаря коррекционным занятиям у детей значительно расширился кругозор, улучшилась учебная мотивация, коммуникация. Они стали гораздо собраннее, увереннее в себе, любознательнее, – добавляет ещё одна мама школьника.
Большая задача стоит перед директором Татьяной Потеряхиной и всем коллективом: дать возможность каждому ребёнку получить качественное образование и обрести дело по душе, хобби.
Когда в школе интересно, тогда будет движение вперёд, – убеждена руководитель. – Нам важно найти свой вектор, чтобы поддерживать этот интерес всегда.