Экологически чистыми огурцами и помидорами с собственной дачи Зенины питались сами и угощали друзей. Параллельно вели научную деятельность (Игорь Васильевич – микробиолог, кандидат наук). Затем решили: их сил хватит, чтобы накормить полезной продукцией белгородцев и жителей других регионов.
Сегодня у Зениных несколько теплиц в Белгородском районе. Игорь Васильевич – главный по огурцам, перцу и салату, Татьяна Павловна сосредоточилась на помидорах. Выращивают культуры с применением биогумуса – продукта жизнедеятельности калифорнийских червей. В теплицах нет искусственного света и подогрева. А значит остаётся надеяться на хорошую погоду. В нынешнем году, например, томаты стали набирать силу на три недели позже – помешал холод. Зато сейчас, в жару, в КФХ только и успевают снимать плоды.
С Татьяной Павловной мы проходим мимо ароматных зелёных кустов и делаем остановки для дегустации. На стеблях висят очень крупные яркие томаты. Как только держатся? Таблички информируют о сортах и гибридах. В хозяйстве крупноплодные сорта прижились. Зенины занимаются ими несколько лет, но признают: это танец с бубном у каждого растения.
«Из этого получается необыкновенный гаспачо (традиционный испанский холодный суп – примеч. авт.)», – рассказывает собеседница у одной из грядок. – «А этот абсолютно пустой внутри. В Испании с такого томата срезают верхушку и начиняют сыром: бурратой либо страчателлой. Очень вкусно».
Соглашаюсь, хотя и не доводилось отведать. Переходим к красавцам-черри. Татьяна Павловна перечисляет названия и протягивает на пробу разные по форме и цвету помидоры. Сладкие!
В хозяйстве Зениных тестируют новинки каждый год, отбирают лучшие. В первую очередь обращают внимание на устойчивость к заболеваниям и вкусовые качества. С неугодными прощаются с лёгкостью и без сожалений: зачем тратить ресурсы на то, что не устраивает. Уже сейчас, собрав определённый урожай, знают, что будет зреть в теплицах в следующем году, а с чем придётся расстаться. Так, пока поставили на паузу выращивание антоциановых томатов (это томаты с синей или фиолетовой кожицей).
Идём дальше. Не сразу заметны под ногами серо-зелёные маленькие тыквы.
«Японская тыква у нас растёт специально для шмелей», – поясняет женщина.
Мохнатые помощники, три семьи, живут в теплице в специальных домиках. Перелетая с цветка на цветок, насекомые опыляют (или, как говорит моя собеседница, целуют) каждый – это будущий урожай.
Татьяна Павловна демонстрирует перец. Есть и сладкий, и для любителей острого. А ещё уникальный, с загадкой – на кустике вырастают сладкие плоды, и среди них попадается один острый. Героиня публикации извиняется: сфотографировать урожай этого перца не получится, потому что накануне нашей встречи партия овощей уехала в Москву – продукция, выращенная заботливыми руками супругов Зениных, в столице быстро нашла своего покупателя. К некоторому перцу гостям теплицы без хозяйки вообще лучше не приближаться. Тем более трогать – жгучий.
«Мы собираем его в масках и двух парах резиновых перчаток», – говорит аграрий. – «Как-то у меня была студентка. Я её предупредила: для сбора обязательны маска и перчатки. Она не послушала. На следующее утро приезжает. Глаза красные, лицо красное. Всю ночь лёд прикладывала».
На десерт Татьяна Павловна оставила малину и ежевику. Только последней протестировано более 10 сортов. У Зениных малина и ежевика сладкая и крупная – пяти ягодам в ладошке тесно.
Труд в хозяйстве продолжается без остановки почти круглый год. Татьяна Павловна развенчивает миф о том, что фермеры с наступлением холодов отдыхают:
«Мы в ноябре заканчиваем уборку стеблей, затем готовим почву. А второго января сеем перец».
Сейчас в КФХ Зениных горячая пора (причём буквально, учитывая, что на улице столбик термометра поднимается до отметки выше 30 градусов). Идёт сбор урожая. Татьяна Павловна приезжает в теплицу не позже пяти утра. Для неё, познакомившейся с огородными и полевыми работами в детстве, это не в тягость. Она уверена: любовь к земле передалась ей от предков. Один из них был помещиком, другой занимался садоводством с Иваном Мичуриным.
«В наше время люди постепенно утрачивают интерес к живому», – сетует Зенина. – «Дети с малых лет имеют гаджеты и живут в каком-то виртуальном мире. Я вспоминаю своё детство, как помогала бабушке в хозяйстве. Выйдешь в поле с тяпкой, а перед тобой несколько гектаров свёклы. И бабушкины слова в голове: «Умри, но сделай». Такое воспитание. Огород многому учит (улыбается). Теперь я родителям и бабушке говорю спасибо за то, что привили любовь к труду. В молодости, бывает, обижаешься на требования родных, но спустя годы понимаешь: они были правы. Наше поколение прошло огонь, воду и медные трубы, и это хорошо, это закаляет. Мы всегда к чему-то стремились, чему-то учились, ко всему подходили с ответственностью, желанием и душой».
Татьяна Павловна не из тех, кого работа на земле изнуряет. Для неё это возможность созерцать красоту вокруг:
«Я наблюдаю за тем, как засыпает на стебле растения не долетевший до шмельника шмель, как он утром делает зарядку. И таких «как» много. Разве увидят подобное офисные работники? Нет. Поэтому кабинет – не для меня».
Много лет назад Зенины начали своё дело, чтобы как можно больше людей попробовали натуральные продукты и ощутили их пользу. Им удалось убедить покупателей: лучше съесть два экологически чистых помидора или огурца, чем десять, выращенных на химии.
«Полки магазинов заполнены овощами. То есть определённого количества мы уже достигли. Теперь надо достигнуть качества», – говорит Татьяна Павловна.
Супруги осваивают новые рынки сбыта, недавно заключили договор с двумя крупными торговыми сетями. В их планах не только увеличение объёмов продаж овощей, но и производство биогумуса для белгородских (и не только) коллег.
«Мы всё равно придём к органике», – убеждена фермер. – «Органические хозяйства набирают обороты. Это не модное направление, а необходимость. Слишком много химии сломало живой организм почвы. В результате болеют растения, нарушен иммунитет человека. И так по кругу. Как выйти из этого круга? Надо прийти к более естественной технологии. Вернуть жизнь в землю. К сожалению, сейчас во многих хозяйствах земля –это не питательная среда для выращивания, а корнедержатель».
В теплицах практикуются студенты, аспиранты, химики и биологи Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина. Ахмед приехал в Белгород из Ирака. Окончил в Майском магистратуру и поступил в аспирантуру. Пишет диссертацию об органическом земледелии.
«О хозяйстве я узнал от преподавателя» , – рассказывает он. – «Каждый день после занятий приезжаю и помогаю Татьяне Павловне. В Ираке выращивают много овощей, но органических – небольшая часть. На моей родине есть люди, которые вообще не имеют представления об органике. А мне это интересно. Стараюсь и сам питаться экологически чистыми овощами».
16-летняя София из Мурманска. В Белгородский район приезжает на каникулы к бабушке и дедушке. Два года назад познакомилась с фермерами и с тех пор летом трудится в их хозяйстве. Девушка освоила весь процесс выращивания томатов и уверена, что знания пригодятся ей в будущем.
За три десятилетия Татьяна и Игорь Зенины накопили немало опыта и готовы им делиться. Татьяна Павловна уточняет: с теми, кто может сохранить его и приумножить.