

Жительница посёлка Октябрьский Елена Ходырева удостоена почётного звания «Заслуженный социальный работник Белгородской области». Случайная встреча тридцать лет назад изменила жизнь нашей героини. Именно тогда она поняла: её призвание – помогать пожилым людям, даря частичку тепла своей души.
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Людмиле Петровне Антиповой восемьдесят четыре. Возраст, да и профессия, которой посвятила всю жизнь – она в прошлом мужской парикмахер – дают о себе знать. Разболелись ноги. По дому стало тяжело передвигаться, а уж о походе в магазин женщина и не думает. Из другого региона позвонил внук: «Бабушка, я найду тебе социального работника». И в марте этого года нашёл. Елену Николаевну Ходыреву.
Лена – очень внимательный и ответственный человек. Раньше приходила ко мне два раза в неделю, сейчас – трижды. Я ей делаю заранее заказ, а она мне приносит покупки. Убирает, готовит. Что-то простое я и сама могу: стул к плите ставлю и готовлю. Если совсем ноги беспокоят, прошу Лену, – говорит Людмила Петровна.
Она искренне обрадовалась, узнав о присвоении Елене Николаевне почётного звания:
Я благодарна ей за всё, что для меня делает. И внуку благодарна, ведь это он нас познакомил.


«ДОЗВОНЮСЬ И ДОСТУЧУСЬ»
В 1995-м Елена Ходырева ни о каких званиях не задумывалась. Ей просто хотелось работать. Да только работы не было. Швейную фабрику, на которой она трудилась, закрыли.
Встретила в нашем посёлке знакомую. Разговорились. Я поделилась, что безработная. Она мне: «Давай к нам, нужно пожилым людям помогать». Вот я уже тридцать лет помогаю, – рассказывает Елена Николаевна.
Это сейчас она всё больше в магазины и аптеки по просьбе подопечных ходит. А тогда, в девяностые, взяв у старушек бидончики, спешила за совхозными хлебом и молоком. Одно поколение подопечных сменялось другим. Елена Николаевна уже и не припомнит, сколько их было. Но, наверное, и не важно тут количество, важно отношение к каждому. В списке социальной помощи нет строчки «выслушать, подбодрить, поддержать», но именно этим занимается Елена Николаевна – не реже, чем отправляется за покупками, убирает и готовит.
Бывает, только зайду, а бабушка сразу: «Сижу вот, тебя жду». И начинает изливать душу. Нет, она не одинока, но получилось так, что меня видит чаще внучки, а больше к ней никто не ходит, – говорит Елена Николаевна. – Как-то внучка уехала в отпуск, бабушка затосковала: «Буду умирать». Я принялась её успокаивать: «Десять дней пролетят быстро, и не заметите». Слово за слово, бабушке стало легче. После выходных я пришла, а она в хорошем настроении. Внучка позвонила, и бабушка передумала умирать (улыбается).
Многим пожилым людям, особенно одиноким, важно обрести собеседника, чтобы делиться переживаниями и новостями. Подопечные Елены Николаевны нашли собеседника в её лице.


Пришла к бабушке, она собралась чеснок сажать. Предложила свою помощь. Но ей помощь не понадобилась. Говорит: «Ты лучше посиди возле меня, расскажи что-нибудь, пока я в огороде буду». Конечно, я не отказываюсь. Понимаю, что необходима своим бабушкам, и очень это ценю, – продолжает Елена Николаевна.
С ней старики вспоминают детство, тяжёлое, военное или послевоенное, молодость, да вообще все прожитые годы. Вытрут слезинки и вздохнут: «Пролетела жизнь», а Елена Николаевна ответит: «Живите ещё!»
Обрели старики в её лице и спасателя. Не окажись она в нужное время в нужном месте, кто знает, как бы всё могло закончиться…
К одной из своих бабушек я ходила восемь лет, дети её жили очень далеко. Я собралась уезжать по рабочим делам, и бабушка дала мне выходной, заказ из магазина попросила принести на следующий день. Но время позволяло, и я решила всё-таки отдать покупки. Стучу в дверь – не открывает, звоню – трубку не берёт. Пойти бабушка никуда не могла. Я вышла на улицу, под её балкон, звала. Тишина, – вспоминает социальный работник.
В тот момент в голове тревога перемешивалась с мыслями: «Дозвонюсь и достучусь во что бы то ни стало». Дверь открыла соседка, у неё были ключи. Бабушка лежала на полу – видно, встала с кровати, упала и не смогла подняться. Скорая приехала быстро. Уезжая в больницу, бабушка первым делом спросила: «Леночка, ты же придёшь ко мне, когда я вернусь?»
ЖЕЛАНИЕ ПОМОГАТЬ ЕСТЬ ВСЕГДА
У Елены Ходыревой на обслуживании шесть человек. Привыкли друг к другу. Но для привыкания требуется время. Социальный работник вспоминает, что некоторые присматривались к ней, лишь постепенно отношения стали тёплыми и доверительными. Одна бабушка поначалу так и вовсе стеснялась того, что к ней будет ходить соцработник. Старики привыкли всю жизнь трудиться и сейчас им, возможно, тяжело признаться в собственной беспомощности. То, что было привычным, вмиг стало недоступным. Раньше преодоление нескольких километров пешком казалось простой задачей, теперь не всегда есть силы выйти во двор. Зато у Елены Николаевны есть силы и огромное желание помогать. Даже когда над головой летят вражеские дроны.


Иду я на своей волне с сумками. Тут голос из громкоговорителя предупреждает: «Оставайтесь дома». Я ему про себя отвечаю: «Как я останусь? Мне надо работать». Пережду недолго и снова в путь, – говорит Елена Николаевна. – В прошлом году наш посёлок обстреливали кассетными боеприпасами. У меня на улице 70 лет Октября люди. Только я от них ушла на другой край участка, звонит мне бабушка: «Леночка, меня всю трясёт!» В её квартире от удара выбило окна, потом их заменили. До этого бабушка мне часто говорила: «Ты всё придумываешь по поводу обстрелов». А после случившегося сказала: «Я тебе верю, это страшно».
НЕ ТОЛЬКО БАБУШКИ
В нашем разговоре Елена Николаевна часто произносила «мои бабушки». Почему-то именно женщины чаще становятся её подопечными. К одному дедушке социальный работник ездила в соседний населённый пункт на подмену и проявила себя как хороший кулинар. Дедушке очень был по нраву борщ. Накануне поездки Елена Николаевна звонила ему: «Завтра варим борщ?» Ответ всегда был не изменен: «Варим!» На своей старенькой машине дедушка отправлялся в магазин и покупал всё необходимое для блюда. Как-то Елена Николаевна предложила напечь оладий. В следующий визит соцработника дедушка признался: «Еле тебя дождался, хочу твоих оладий».
Самые тёплые воспоминания остались у неё и о другом подопечном:
Всегда заказывал три мороженых: себе, жене и мне. И не отпускал меня, пока я не съем.
Сама она с удовольствием угощает старичков собственноручно приготовленными пирожками.
…Когда Елена Николаевна говорит о тех, кого обслуживает, её глаза светятся, а на лице появляется улыбка. Многие бабушки и дедушки за годы общения стали ей близкими людьми. И они её ждут как родного человека.
Если ты будешь любить, и тебя полюбят, – уверена Елена Николаевна.
В её большом и добром сердце любви хватит на всех.












