Local Logo
Новости Белгородского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+1 °С, облачно
Белгород

ОМВД России Белгородского района – об административных правонарушениях экстремистского характера

19 мая 2023, 09:11Правосудие
Фото: ru.freepik.com

Согласно статистике, такие правонарушения совершают лица в возрасте от 16 до 25 лет, либо от 50 и старше.

Сотрудники ОМВД России Белгородского района рассказали об административных правонарушениях экстремистского характера. Согласно статистике, такие правонарушения совершают лица в возрасте от 16 до 25 лет, либо от 50 и старше.

В п. 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» содержится перечень действий, которые законодателем обозначены как экстремистская деятельность (экстремизм). Перечень состоит из 13 пунктов, в данной лекции обратим внимание на пункты 9 и 10:

  • Использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
  • Публичные призывы к осуществлению указанных деяний, либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

За совершение противоправных действий по каждому из вышеуказанных пунктов законодатель определил ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях:

  • ст. 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов);
  • ст. 20.3 (Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами).

В настоящее время, к сожалению, статистика по привлечению граждан к административной ответственности по данным статьям не имеет тенденции к уменьшению. Почему? В чём причины? Начнем по порядку. Статья 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Производство и распространение экстремистских материалов.

Министерством юстиции РФ на основании решений федеральных судов формируется Федеральный список экстремистских материалов, который опубликован в открытом доступе в сети Интернет на официальном портале ведомства. В настоящее время список состоит из более чем 5 200 наименований информационных материалов и пополняется практически ежемесячно. В нём – книги, журналы, газеты, листовки, тексты со страниц сетевых ресурсов, картинки, а также песни (аудиофайлы) и видеоматериалы. Именно изготовление, тиражирование и распространение информационных материалов из Федерального списка является административным правонарушением, предусмотренным ст. 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 

Наиболее часто указанные правонарушения совершаются гражданами с использованием сети Интернет, т.е. пользователи публикуют на своих персональных страницах в социальных сетях противоправный контент, не ограничивая доступ к нему третьим лицам. Это означает, что граждане не проявляют критичность в выборе своего информационного пространства и персонального контента.

Многообразие идеологий, закреплённое ст. 13 Конституции РФ, позволяет гражданам нашей страны придерживаться разных взглядов. Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова. (пункт 1), а также гарантируется свобода массовой информации и цензура запрещается (пункт 5).

Однако, информационную свободу не стоит трактовать как вседозволенность, при формировании своего информационного поля необходимо соблюдать закон: ст. 29 Конституции РФ. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (п. 2). Категоричность высказываний авторов информационного материала, который «пришёлся по душе» пользователю, даёт основание на необходимость проверки его наличия в Федеральном списке экстремистских материалов. Тем более что тематика материалов, которые стоит проверить, абсолютно очевидна: расовые, религиозные, национальные и социальные отношения в обществе.

Безалаберность в такой сфере жизни ведёт к совершенно определённой ответственности по закону, а именно:

Гражданину - штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;  Должностному лицу – штраф от 2 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; Юридическому лицу - от 100 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

О каком оборудовании и материалах идёт речь в санкциях статьи 20.29 – как правило это полиграфическое оборудование (в том числе принтеры, копировальные аппараты и так далее), с помощью которого производится печать запрещённых информационных материалов или компьютерной техники (серверов, иных технических средств), на которых было организовано хранение противоправного контента с предоставлением доступа к последнему неограниченному кругу лиц.

Помимо Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» на противоправность действий по пропаганде либо публичной демонстрации нацистской символики указано в ст. 6 ФЗ от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»: «Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.

«В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах», - отметили в ОМВД.

Под нацистской символикой большинство граждан понимает в первую очередь изображение «фашистской свастики». При этом нацистской символикой или атрибутикой признаётся любая символика или атрибутика (знамёна, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли), воспроизводящая символику или атрибутику, использовавшуюся НСДАП и Фашистской партией Италии, как то свастики, фасции, приветственные жесты и т.п.

Так как не существует перечня (каталога) графических материалов, которые можно считать нацистской символикой или атрибутикой, при установлении факта противоправного деяния необходимо наличие заключения эксперта или специалиста о схожести демонстрируемой символики с нацистской символикой или атрибутикой до степени смешения. Это заключение фактически и определяет противоправный характер деяния, то есть имеет ключевое значение.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 23.10.2014 № 2480-О, само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время ВОВ, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции РФ:

  • Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, запрет на использование нацистской символики в любой форме (в том числе в виде татуировки) направлен, в том числе, на защиту прав и свобод других лиц.

«Нацистской атрибутикой и символикой являются атрибутика и символика, которые использовались организациями, признанными Нюрнбергским международным военным трибуналом преступными. К таковым относят, в частности, знамёна, значки, атрибуты униформы, приветственные жесты и пароли, свастику, а также их воспроизведение в любой форме», дал разъяснения Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении.

Вывод о том, что оборот нацистских атрибутики и символики не направлен на их пропаганду, можно сделать только в том случае, если он совершён в целях, не связанных с ней, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.

Санкции за пропаганду либо публичное демонстрирование запрещенной символики и атрибутики (ст. 20.3 КоАП РФ):

Гражданину - штраф в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения;  Должностному лицу - от 1 тыс. до 4 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; Юридическому лицу - от 10 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

За изготовление и сбыт в целях пропаганды: Гражданину - штраф в размере от 1 тыс. до 2 500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; Должностному лицу - от 2 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; Юридическому лицу - от 25 тыс. до 100 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

При рассмотрении сути административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса РФ об АП, необходимо акцентировать внимание, что противоправным является не только пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Пропаганда или публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций также запрещены. 

Что это означает? Если объединение (организация, движение, команда и тому подобное) решением суда внесена в Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», то символика, которая отождествляется с самой организацией также запрещена. В указанном перечне уже более 80 организаций, перечень опубликован на сайте Министерства юстиции Российской Федерации по ссылке.

Наибольшее количество выявляемых административных правонарушений связано с пропагандой или публичным демонстрированием символики следующих организаций: 

  • Межрегиональное общественное объединение «Союз Славянских Сил Руси» (другие наименования «Союз Советских Социалистических Республик», «СССР») (решение Верховного Суда Республики Коми от 11.07.2019) (дата размещения сведений: 03.10.2019). Пункт перечня 74;
  • Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.) (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2020 и дополнительное решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2020) (дата размещения сведений: 29.10.2020) Пункт перечня 78;
  • Общественное объединение Комитет «Нация и свобода» (решение Красноярского краевого суда от 28.07.2020, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.12.2020 и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2021) Пункт перечня 80.

В заключении, необходимо указать, что наличие в биографии гражданина фактов привлечения к административной ответственности по статьям 20.3 и 20.29 может повлечь за собой, например, ограничения при трудоустройстве на определённые должности. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», статья 15 (Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности):

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных организациях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Официальные документыВчера, 14:52
Распоряжение председателя Муниципального совета Белгородского района №19
Материал
ОбществоВчера, 14:25
Сотрудники Белгородэнерго подготовились к работе в условиях непогоды
Материал
ПравосудиеВчера, 12:52
Рубрика «Прокуратура Белгородского района разъясняет»