Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
баннер_полк
07:00, 09 марта 2019

Центр технологического образования поможет белгородцам выбрать профессию

Центр технологического образования поможет белгородцам выбрать профессиюМарина Четина и Татьяна ЧасовниковаФото: Людмила Андреева
  • Статья

Учреждение даст возможность попробовать себя в той или иной специальности ещё в школьном возрасте.

Выбор профессии для каждого человека – шаг ответственный, определяющий весь его дальнейший жизненный путь.

 Поскольку все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Со школьных лет молодые люди, в принципе, должны понять, в какой профессии они хотели бы себя видеть. Сделать такой выбор помогает профориентация. Планируя карьеру, выбирая дело всей жизни, приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. А ещё лучше, если уже в школьном возрасте можно не только практически попробовать себя в той или иной специальности, но и освоить её. Это даёт определённый запас прочности. Как бы дальше не сложилась твоя жизнь, у тебя уже есть профессия.

В Белгородском районе эту профориентационную миссию на протяжении многих лет выполняет Центр технологического образования Белгородского района, где старшеклассники как раз и могут приобрести первые профессиональные навыки и, более того, получить заветную «корочку» об освоении той или иной профессии. Центр находится в здании Разуменской школы № 3.

«За многие годы работы в учреждении накоплен ценный опыт работы по адаптации детей к жизни в обществе, подготовке учащихся к сознательному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, формированию и развитию творческих способностей детей. Профессиональное самоопределение школьников – важная задача, которую и решает наш педагогический коллектив – развитие творческих способностей ребят, интересов, адаптация их к жизни в обществе. Зачастую благодаря нашим усилиям юноши и девушки определяются с выбором профессии», – рассказала директор Центра технологического образования района Валентина Мантулова.

Решение об открытии Разуменского учебно-производственного комбината по трудовому обучению и профориентации было принято 1 июня 1978 года. Затем Разуменский УПК переименован в муниципальное образовательное учреждение «Разуменский межшкольный учебный комбинат». Первым директором с 1978 по 1982 год был Владимир Холод, его сменил Анатолий Мироненко, затем комбинат возглавлял Николай Решетников. С 2004 года руководит учреждением Валентина Мантулова. В 2015 году был изменен статус образовательного учреждения – с 27 февраля 2015 года оно работает как муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр технологического образования Белгородского района Белгородской области». По предложению администрации Белгородского района учреждение внесено во Всероссийскую Книгу Почёта.

За годы работы учреждения более 7000 учащихся получили квалификационные свидетельства по профессиям – водитель транспортных средств категории «В», «С», тракторист категории «С», каменщик, делопроизводитель, секретарь руководителя, швея, садовник, флорист. Для многих школьников это стало путевкой в трудовую жизнь.

В Центре работают также кружки по общеобразовательным (общеразвивающим) программам дополнительного образования – «Занимательное черчение», «Основы технического черчения», «Креативный скрапбукинг», «Юные фелинологи «Муркоша», «Компьютерная грамотность «Инфознайка».

«Оказывая содействие школьникам в их самоопределении, выборе рабочих профессий, мы выполняем важную социальную задачу. Реализуем Постановление правительства Белгородской области «О развитии системы целевой подготовки кадров для отраслей экономики Белгородской области на 2007- 2012 г». Президент России Владимир Путин в ходе ежегодного послания Федеральному собранию заявил о важности поднятия престижа рабочих профессий. Именно он предложил запустить проект по профориентации школьников «Билет в будущее» для учеников школ, начиная с шестого класса. Губернатор области Евгений Савченко не раз говорил о том, что каждый выпускник должен в стенах школы, кроме специальности водителя легкового автомобиля, освоить также по выбору одну из массовых рабочих профессий – будь то строитель, кулинар, швея, механизатор. Это не просто слова, а требование времени», – подчеркнула Валентина Ивановна.

Валентина Мантулова провела по учебным кабинетам, которые оснащены необходимым оборудованием, познакомила с преподавателями. Подчеркнула, что коллектив центра – профессиональный, творческий и дружный. В настоящее время в Центре технологического образования района можно получить профессии каменщика, швеи, флориста, секретаря руководителя, водителя категории «В».

 Заходим в строительную лабораторию. Ребят учат работать с раствором и кирпичом, делать кладку. Окончившие курс обучения могут работать на стройке, навык пригодится и при строительстве собственного дома, даже если профессия не станет основной. Это касается всех изучаемых в центре профессий. Александр Рябинин, который преподаёт автодело, уверен, что уж его‑то дисциплина нужна каждому. В том, что водительское удостоверение пригодится на все сто процентов, можно даже не сомневаться, учитывая условия нашего мобильного мира. Александр Иванович рассказал, что благодаря поддержке администрации района не так давно оборудована площадка с твердым покрытием для практических занятий. Наличие собственного автодрома помогает вести занятия на более высоком уровне, исходя из современных требований к подготовке водителей.

Всё больше на фоне определённых стандартизаций нашей жизни на первый план выступает индивидуальность. Как создать свой неповторимый образ при минимуме средств – девушкам просто необходимо уметь моделировать, кроить, шить. Преподаватель по курсу «швея» Оксана Боровец помогает им в этом. Юные модницы сами шьют себе одежду, в том числе платья на школьный выпускной.

 Востребована в современном мире и такая профессия, как секретарь руководителя. Учащиеся получают теоретические и практические навыки работы с документами, учатся вести деловые беседы, телефонные переговоры, изучают теорию и практику сервировки стола. Этот курс, а также кружки юных фелинологов «Муркоша», компьютерной грамотности «Инфознайка» и профориентационную работу ведёт преподаватель и методист Нина Гусакова.

Обо всех дисциплинах, конечно, на газетных полосах подробно не расскажешь. Но, поскольку наш материал выйдет накануне всеми любимого праздника 8 Марта, не могли мы не уделить чуть больше внимания такому курсу как «флористика». В нынешнем году уже третий выпуск получает свидетельства о получении профессии флориста. Главный посыл – умение создавать красоту вокруг себя. Преподаватели Марина Четина и Татьяна Часовникова приоткрыли некоторые тайны. Оказалось, что красивые букеты создать не так просто, как кажется на первый взгляд. Вот, к примеру, какие предметы нужно изучить – основы цветоведения (способы выращивания, размножения, уход за растениями, борьба с вредителями – ни один цветок не выживет, если за ним не ухаживать) и аранжировка цветов (история, язык цветов, что обозначает каждый цветок и его цвет, какие цветы дарить мужчине, женщине, стили букетов, композиция и так далее), менеджмент, экономика, работа в магазине.

В России флористика получила своё новое развитие в последние десятилетия. На первый взгляд покажется удивительным, что этот курс интересен не только девочкам, но и мальчикам. Преподаватели рассказали, что Владимир Демьянов из Таврово, который закончил обучение в Центре в прошлом году, уверен, что навык в составлении букетов пригодится в жизни каждому, а он вполне может открыть цветочный магазин, так как имеет необходимые знания. К слову, парень поступил в аграрный университет. Или Кирилл Травкин, Андрей Чушкин, Богдан Шеин – тоже очень творческие ребята. Многих привела сюда любовь к биологии. Татьяна Часовникова добавила, что профессия трудоёмкая (постоянно находиться на ногах, в холоде, ведь цветы не любят жары, растения нужно поливать и прочее), и в Корее, к примеру, флористы в основном мужчины. Настолько интересно и эмоционально педагоги обо всем рассказывали, чувствовалась такая увлечённость и любовь к своему делу, что, признаюсь, мне тоже захотелось постичь азы этой профессии.

Добавим, что флористы Центра технологического образования под руководством прекрасных преподавателей постоянно участвуют в различных творческих выставках и вполне успешно, занимают призовые места в различных номинациях. Сейчас они тоже готовят свои оригинальные композиции к выставке «Родной природы красота», которая открывается 13 марта, — поделилась Марина Четина.

Учащиеся всех курсов Центра на протяжении многих лет являются активными участниками конкурсов, выставок различных уровней и занимают призовые места – в областном конкурсе учащихся по сельскохозяйственным профессиям, районных и областных олимпиадах по технологии, районных выставках-конкурсах новогодних букетов и композиций «Зимняя фантазия», районных выставках выгоночных цветочно-декоративных растений «Приближая дыхание весны», районных выставках-конкурсах детского творчества «Родной природы красота».

Надо сказать, что коллектив Центра очень дружный, все помогают друг другу, поддерживают. Когда юные водители участвовали в конкурсе, Татьяна Часовникова сочинила текст песни о работе службы ГАИ, педагог Разуменской детской школы искусств Анна Плёхова написала музыку, и ансамбль исполнил песню «Примерный водитель» с большим успехом, получив высокую оценку.

Педагогический коллектив учреждения в течение трёх лет участвовал в опытно-экспериментальной работе (научный руководитель – доцент кафедры БелГУ, кандидат педагогических наук В.Н. Кормакова) по теме «Профессионально-личностное самоопределение сельских школьников в условиях образовательной среды межшкольного учебного комбината».

 Творческая группа преподавателей вместе с научным руководителем разработала

авторскую программу элективного курса для учащихся 9,10,11 классов «Проектирование жизненных стратегий и профессиональная карьера старшеклассников», успешно прошедшую экспертизу и апробацию в учебном процессе на базе 9-х классов Разуменских школ № 2 и № 3. В рамках эксперимента проводились семинар для учителей межшкольных учебных комбинатов «Педагогическое содействие профессионально-личностному самоопределению сельских школьников», областной семинар для руководителей и преподавателей межшкольных учебных комбинатов по этой же теме. Было опубликовано учебно-методическое пособие «Жизненные стратегии старшеклассников», в котором раскрыто профессионально-личностное самоопределение как социокультурный феномен, разработана модель процесса формирования жизненных стратегий школьниками в контексте становления профессиональной карьеры выпускников сельских школ.

В рамках Всероссийской акции «Неделя без турникета» на базе учреждения проводятся профессиональные пробы для учащихся 8–11-х классов школ района. Реализуется проект «Повышение престижа рабочих профессий через непрерывное профориентационное сопровождение обучающихся общеобразовательных организаций («Ворлдскиллс для школьников») – организованы профессиональные пробы по профессиям швея, секретарь, воспитатель, проведены мастер-классы по профессиям швея, каменщик.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×