Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
баннер_экотранс
07:00, 28 мая 2019

Белгородка Елена Клён рассказала о жизни под стук колёс

Белгородка Елена Клён рассказала о жизни под стук колёсЕлена КлёнФото: Людмила Андреева
  • Статья

Женщина работает проводницей.

Журналист «Знамени 31» познакомилась с проводником фирменного белгородского поезда Белгород-Москва на вокзале, как раз в тот день, когда разуменские танцоры отправлялись в Москву на конкурс. Оказалось, что улыбчивая проводница живёт в посёлке Майский.

Каждый раз на железнодорожном вокзале, услышав шум приближающегося поезда или гудок, начинаю волноваться. Есть что‑то романтическое в атмосфере вокзалов – отсюда начинается наш новый путь, для кого‑то в один конец (смена места жительства), для других – небольшое путешествие во времени. Каждый из нас хотя бы раз ездил на поезде – на море, в гости, на конкурс, в командировку – в купе, в плацкарте или общем вагоне… Цели поездки и степень комфортности могут быть самые разные, но центр притяжения всегда один – проводник. Именно он отвечает за то, чтобы пассажирам было уютно, чисто, тепло (прохладно) и спокойно, был горячий чай и доброжелательная атмосфера.

На вокзале кипит жизнь. Все спешат с чемоданами и сумками в направлении своего вагона, делают селфи на фоне поезда, выслушивают напутствия в дорогу… Наша новая знакомая, проводница Елена Клён, встречает пассажиров у входа в вагон, проверяет билеты, смотрит паспорта… И вот провожающих просят выйти из вагонов, ещё несколько минут, и по традиции звучит марш «Прощание славянки», поезд медленно набирает скорость… Наверное, хорошо бы тоже отправиться в путь, и под шум колёс задушевно побеседовать с Еленой Клен, прихлёбывая чай из стаканов в традиционных подстаканниках. Сами знаете, обстановка располагает, в дороге тянет поговорить. Но наша беседа, исходя из житейских обстоятельств, состоялась после возвращения нашей героини из поездки…

Белгородка Елена Клён рассказала о жизни под стук колёс - Изображение Фото: Людмила Андреева

Елена Владимировна по образованию воспитатель детского сада. Родом из Луганской области, закончила Алексеевское педучилище, работала по распределению в ведомственном детском саду на Оскольском электрометаллургическом комбинате, но в 1990-е годы пошли сокращения, пришлось уехать домой. Вот тут‑то и начинается главная история. Её тётя работала проводником на поезде Луганск-Москва, а в Валуйках жила бабушка, к которой часто ездила Лена, и параллельно помогала тёте – раздавать постельное бельё, разносить чай, собирать стаканы. Так что о профессии немного знала. Закончила Славянский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Техник-механик рефрижераторно-подвижного состава». Должна была сопровождать вагоны-холодильники. По этой специальности не пришлось работать, зато всё, что изучала по технической части, пригодилось в её практике, да ещё как! Ежегодно они сдают экзамены по правилам технической эксплуатации подвижного состава. Время идёт вперёд, и поезда теперь совершенно другие, чем пару десятков лет назад, новые вагоны оборудованы электронными системами управления, кондиционерами, телевизорами, биотуалетами и другими современными системами жизнеобеспечения и комфорта.

Белгородка Елена Клён рассказала о жизни под стук колёс - Изображение Фото: Людмила Андреева

Год поездила Елена на «тётином» поезде. В отпуске приехала погостить к дяде в Белгород. Решила счастья попытать, отправилась в депо. Там ей ответили, мол, приходи завтра, потом опять – «приходи завтра». Не сдавалась, приходила, пока не дождалась заветного: «Ладно, приезжайте». Вот уже четверть века с тех пор прошло. А тогда никто не верил, что без всяких связей устроилась на работу. Вспоминает, что поезд Белгород-Липецк, простой, пассажирский старенький, ехал медленно, кланялся, как говорили, каждому столбу – 130 остановок. Электрооборудования не было, сеяли в тамбуре уголь, отделяли песок от камней. Чёрные были, но им всё нипочём, молодые, энтузиазма много. Потом на Воронеж ездила. Третий разряд присвоили. Чтобы работать на поезде Белгород-Москва, пришлось ещё подучиться, закончила курсы повышения квалификации. Сейчас у неё четвёртый разряд, есть «классное звание» и благодарности от руководства. Порядка 17 лет работает на этом поезде, 12 лет назад он стал фирменным. Раньше вагоны были зелёные, сейчас серые, это стандарт для всего подвижного состава РЖД. Такого же цвета и форма, которая нашей прекрасной Елене к лицу.

На железной дороге и с будущим мужем познакомилась, в одном поезде 17 лет проработали. Эдуард художник по образованию, зато из династии железнодорожников. Как оказалось, многие пришли в эту профессию совершенно из других сфер – есть в их бригаде медики по первому образованию, ветврачи, педагоги, к примеру, учитель физики и математики. Но это в далёком прошлом, теперь они мастера в своём деле. Коллектив у них высокопрофессиональный, дружный, что очень важно. И это благодаря руководителю, начальнику поезда Александру Смолякову. Отрадно, говорит Елена, что на смену приходит молодёжь, летом в качестве проводников практиковалось много студентов. Так что будущее у профессии есть.

Белгородка Елена Клён рассказала о жизни под стук колёс - Изображение Фото: Людмила Андреева

Наслаждаясь горячим чаем, домашними пирожками (запеченной курочкой или бутербродами), а также красивыми пейзажами за окном, пассажиры не видят всех трудностей работы проводника, лишь те обязанности, которые касаются лично их. Проверка билетов во время посадки, выдача постельного белья, разнос чая и кофе и прочее. Работа проводника ответственная, он должен не только обеспечивать комфорт пассажирам, но и следить за ситуацией в вагонах, разрешать конфликты.

Поинтересовалась у Елены, что, помимо круга должностных обязанностей, ей нравится в профессии? Общение с людьми, проводнику порой приходится выступать в роли психолога, поддержать, успокоить, порадоваться, примирить – пассажиры разные бывают. Поэтому изучали курс психологических наук, учились разбираться в характерах. Новые люди, города – тоже особая специфика. Посчастливилось побывать в поездках в Санкт-Петербург, Сухуми, Адлер, Анапу, Новосибирск… Еще один бонус профессии проводника состоит в том, что даёт возможность посмотреть мир. Какие красоты открываются из окна поезда! По возможности, знакомились с городами, а в Москве, к примеру, обязательно организовывалась культурная программа, смотрели достопримечательности, посещали музеи. Но самое главное, каждый раз возвращаясь на родной вокзал под знаменитую песню о Белгороде, думали, что лучше, чище и красивее нашего Белгорода нет. Кстати, одно время музыка не звучала, пассажиры заволновались и попросили возобновить традицию – так теплее и душевнее в путь отправляться и прибывать домой.

Елена Клён поделилась, что было сложно уезжать, когда дети были маленькие, малыши к маме все‑таки привязаны. Сын, когда не мог заснуть, звонил: «Мам, ты где? – В Солнцево. Спи, сынок». Ну, ничего, семья у них дружная, трудности преодолели, дети выросли, правда, пока что в проводники никто не стремится. Сыну Даниилу сейчас 16 лет, учится в Майской гимназии, мечтает стать военным. Дочь Алина – студентка Белгородского института искусств и культуры, получила профессию режиссёра культурно-массовых мероприятий, сейчас учится на искусствоведа.

В чём трудности профессии? За многие годы работы случались какие‑то неординарные ситуации – ещё в начале карьеры на Липецком поезде тушили пожар. Было дело, пьяных высаживали. Как‑то одной пассажирке стало плохо, пришлось вызывать «скорую помощь» и экстренно останавливать поезд. Другая пассажирка ехала с грудничком, было очень жарко, малыш плохо переносил дорогу, помогала, чем могла, в итоге подружились. Если уж так сказать, то много пассажиров, с которыми и сейчас переписываются, какие‑то такие мелочи жизненные сближают, а судьбы людские помогают переосмысливать что‑то и в своей жизни, учат бережнее относиться друг к другу.

Елена Клён говорит, что она счастливый человек, её сердце греют семья и любимая работа. Каждый раз, отправляясь в путь, она старается, чтобы пассажиры чувствовали себя в её вагоне комфортно, как дома, как в большой семье.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×