Премьера спектакля «Бабы» по пьесе Владимира Балашова состоялась в театре «Окно» Тавровского ЦКР в мае. Невероятно трогательная и трагическая история, которая происходит на Смоленщине в годы Великой Отечественной войны, в 1943 году. Страшное время, поломанные судьбы, несбывшиеся мечты. И в этой трагедии путеводная звезда – доброта человеческая, без которой мы бы не выиграли войну, как утверждает главный герой пьесы Саввин.
Спектакль хотели возобновить давно. Режиссёр тавровского любительского театра «Окно» Галина Еремеенкова и актёры рассказали о том, как создавался спектакль. К пьесе «Бабы» вернулись в третий раз. Несколько лет назад показали отрывок из произведения прямо на улице, даже настоящую козу привели. В 2005 году поставили спектакль «Бабы». Когда готовились, читали много литературы, смотрели документальные фильмы. На старых фотографиях, которые сделаны после того, как выгнали фашистов, страшная картина: дома сожжены, одни печи с трубами стоят. Изучали карту Смоленской области, чтобы понять, сколько километров пришлось пройти каждой из женщин, чтобы оказаться в селе Холм-Угарово, где и происходит действие. Сюжет пьесы основан на реальных событиях. Не вобрав в себя исторический материал, невозможно сыграть достоверно, говорит режиссёр. Постоянно обговаривали, что могло происходить с героями вне контекста пьесы.
Действие пьесы происходит в 1943 году в Смоленской деревне, откуда только-только выбили немцев. Тщательно подбирали реквизит, одежду и предметы быта, добиваясь соответствия эпохе. Многое сохранилось с предыдущего спектакля: декорация, винтовая металлическая лестница, яловые и кирзовые сапоги, гимнастерки. А также полевая форма отца Галины Еремеенковой, который был военным, подполковником запаса, 28 лет прослужил в армии, к сожалению, в прошлом году 9 мая он ушёл из жизни.
Папа родом из смоленского села. Ему было 10 лет, когда пришли немцы. Я расспрашивала, как люди жили в то время, как одевались, что ели. Узнала, что бабы из мешковины шили юбки. Для своей Ефросиньи, которую я тогда сыграла, смастерила юбку, взяв у родителей мешки из-под картошки, – рассказала Галина Анатольевна. Какие-то вещи пришлось шить и находить заново. К примеру, старую фуфайку в нынешние времена отыскали с большим трудом. Спасибо жителям села, они охотно откликаются на просьбы, кто-то принёс пакет с одеждой, там оказались подходящие для героинь спектакля платья. Через интернет приобрели настоящий патефон, заказали деревянный муляж ружья.
Восстанавливать спектакль было сложно, потому что первое время шёл отсыл к предыдущей версии, какие-то особенно яркие моменты отложились в памяти. Понадобилось время, чтобы понять, что у нынешних исполнителей типажи получаются лучше. Галина Анатольевна с интересом наблюдала на репетициях, как актёры выстраивают образы, ищут интонации, походку. Многие из них уже опытные, другие вышли на сцену впервые, но в результате все пазлы соединились, и спектакль сложился.
Елена Великанова сожалеет, что в самодеятельных театрах постановки живут недолгое время:
Спектакль «Бабы» трижды прошёл через мою творческую жизнь. В 1995 году в отрывке я играла Марию, в 2005 году – Вассу Журлакову, на этот раз получила роль 84-летней Ефросиньи Артемьевны Александровой. Вначале сомневалась, смогу ли я, не имея актёрского образования, перевоплотиться, ведь у меня с моей героиней весомая разница в возрасте, сумею ли донести характер русской женщины с непростой судьбой? Увидит ли зритель бабку Ефросинью, а не Лену Великанову? Долго примеряла на себя характер пожилой женщины, походку, речь, казалось, всë не так! Вживаться в роль помогал костюм – жилетка с «секретом», когда надевала её на репетициях, мои плечи сразу сгибались под тяжестью лет, и я начинала ощущать себя старушкой. Не могла понять, почему Ефросинья легко говорит о страшных вещах, происходящих с ней и её близкими во время войны. В монологе о правнучке мне хотелось кричать и рыдать, но Галина Анатольевна останавливала меня и терпеливо повторяла, что Ефросинья другая, смотрит на происходящее с великой бабьей мудростью и смирением, принимая подаренную ей жизнь как святой дар, вплетая в свою речь, при всём этом, и крепкое слово, и юмор, и житейскую правду. Однажды произошло чудо – слияние меня и моей Ефросиньи, она вдруг начала дышать во мне. И я была уже не я! Это невозможно объяснить, только почувствовать. Я не играла свою Ефросинью, а была Ефросиньей. Непередаваемое ощущение! Опыт, который я приобрела в процессе работы над ролью, считаю одной из своих творческих побед – побед над сомнениями, страхами, над собой».
Инженер по образованию, Евгений Хасанов воплотил на сцене образ военного корреспондента Александра Саввина:
Я в театре с 2014 года, за это время сыграл много разных ролей, в том числе и главных. Здесь находишься в постоянном поиске, персонаж из спектакля в спектакль постепенно обрастает новыми красками, дополняется, отчего становится более объёмным. Он каждый раз новый, его сложно повторить. Этот процесс поиска мне невероятно интересен. Больше люблю отрицательных персонажей, там есть что играть. Но мой герой многогранен, и я продолжаю постигать его характер. Есть такая сцена в спектакле, когда Саввин теряет сознание, для себя отметил, что в тот момент меня реально пошатнуло. Это происходит, когда на сцене ты становишься своим героем по-настоящему. Что же касается темы Великой Отечественной войны, то это очень трогательно, серьёзно и печально, я настолько всё пропускаю через себя и переживаю каждый момент, что эмоционально бывает тяжело. Во время репетиций, на спектакле всегда стараюсь помогать партнёрам, особенно тем, кто занят впервые. За них больше переживаю, чем за себя. Театр – это жизнь, жизнь – это театр. Наша задача – донести главную мысль до зрителя, полностью погрузить его в наши переживания.
Для Алёны Дроновой роль Марийки – первая роль в театре:
Сцену я очень люблю. Всю жизнь занимаюсь творчеством, с детства выступаю, рисую. По образованию художник, педагог, психолог, устраиваю выставки, мероприятия. Сейчас преподаю в детской школе искусств п. Майский. В спектакле играла впервые, не считая школьных постановок. Чувствовала себя естественно, получила удовольствие от процесса. Роль Марии сразу во мне отозвалась, появилось ощущение, что это моё. Судьба и переживания героини были близки и понятны. Конечно, таился страх: играть девушку, которая погибает в финале. Для себя решила, что после спектакля, проживания роли я оставляю Марию, её судьбу и иду дальше. Работать в новом творческом коллективе было для меня хорошим, хотя и непростым опытом. Важно, что я всегда чувствовала поддержку каждого. Благодарна за возможность проявить себя, познать актёрское мастерство под руководством талантливого режиссёра Галины Еремеенковой.
Исполнитель роли Алеши Горохводатского Егор Романенко окончил девять классов:
Я пять лет в театре, определённый актёрский опыт имею, как минимум в десяти постановках точно довелось поучаствовать. В спектакль «Бабы» попал спонтанно, но быстро освоился. Мне сначала было сложно показать эмоции моего персонажа. Алёша харизматичный, яркий жизнерадостный, человек-праздник. В жизни отличаюсь от него, я спокойнее, размереннее, скромнее, чем он. Учился управлять эмоциями. Галина Анатольевна ставила передо мной задачи, над которыми я работал. На сцене очень важно не теряться и уметь импровизировать, когда случаются непредвиденные ситуации. На репетициях и спектаклях чувствую себя прекрасно, несмотря на то, что все актёры разного возраста, это даже не ощущается. Легко работалось, много шутили, смеялись над собой. Мне во многих вопросах подсказывали, как правильно что-либо сделать. Например, как правильно держать ружьё, отработать отдачу при выстреле. О Великой Отечественной войне много знаю от своей прабабушки, ей 90 лет. Она жила в годы войны в Воронеже, работала для фронта, для Победы.
Студентка БГТУ им. В.Г. Шухова Виктория Ткач в театре 16 лет:
Большую часть своей жизни провела в этом замечательном месте. Когда в 2005 году ставили спектакль «Бабы», была маленькой и почти ничего не помню. Но в этом году мне посчастливилось в нём сыграть. Это был потрясающий опыт, каждая репетиция наполнялась необъяснимой энергией. Ты вживаешься в роль, и уже не важно всё, что происходит за стенами в большом мире, у тебя есть одна-единственная цель – спасти девочку во что бы то ни стало. Роль я взяла, когда мы стали репетировать. Галина Анатольевна предложила мне на выбор двух героинь. Сначала остановилась на Вассе, но, поговорив с режиссёром, оставила роль Ульяны Пивоваровой (потом Татьяны Слепневой). Сомнений, что это моя роль, не осталось, как только я начала жить на сцене в роли Ульяны. Война для меня не является чем-то забытым, мои бабушки и дедушки воевали или были детьми войны. Всегда слушаю воспоминания моих родных, они редко говорят о военной поре, но их рассказы для меня очень ценны, стараюсь их запомнить. Горжусь ими: сколько мужества и отваги у моих предков. День Победы – праздник страны и моей семьи. Для меня он важен ещё и потому, что в этот день родилась моя бабушка Валя, она прошла войну и радует нас своими вкусными пирожками до сих пор.
Роль учительницы Елены Заболотниковой исполнила Галина Чегодаева:
Это мой второй спектакль, но в театре я уже девять лет, с того момента, как в «Окошко» пришла моя дочь. В жизни я тоже учитель, у меня 30 лет педагогического стажа, поэтому в спектакле была сама собой. Мой дед попал в Освенцим, после освобождения его репрессировали. О войне не рассказывал, говорили глаза, полные боли. На сцене я проживала все военные травмы моих предков и, как оказалось, свои переживания сегодняшних дней. Поэтому даже не хочется говорить «играли» – мы жили на сцене. Спасибо Галине Анатольевне за доверие, за приглашение на роль Елены Леонтьевны. Благодарю также весь актёрский ансамбль. На сцене было легко, потому что каждое мгновение чувствовала поддержку коллег.
Николай Пушкарёв:
Второй раз участвую в проекте «Бабы». В 2005 году играл Александра Савина. В то время участие в спектакле воспринималось как-то по-другому. Напоминало, детскую игру в войнушку, что ли. Сейчас, в связи с окружающей обстановкой, всё ощущалось иначе – ближе к сердцу, серьёзнее, тревожнее. Помню встречи моего дяди, участника Курской битвы, с однополчанами, танкистами, их разговоры. Вспоминали бои у Крутого Лога, как дядя в танке тонул в реке. Страшное и героическое было время. Заметку «Командир танка жив» опубликовали в районной газете «Заря» Алексеевского района перед моим уходом в армию (служил в 1972-1974 гг.). Командир танка «Т-34» Иван Иванович Пушкарёв освобождал Алексеевку, участвовал в боях под Белгородом и Харьковом, форсировании Днепра, разгроме милитаристской Японии… На этот раз в спектакле «Бабы» мне доверили роль Михаила. Один маленький нюанс – он слепой, нужно было научиться ориентироваться в пространстве как незрячий человек. Постепенно сложился внешний и внутренний образ моего персонажа. Галина Анатольевна посоветовала мне отрастить волосы. Остальное само пришло в результате обсуждений, поисков, за что отдельное огромное спасибо команде.
Яркий образ Лидии, поводыря Михаила, создала Ольга Капустина:
Я в театре набегами. Первый раз пришла много лет назад, когда театр «Окно» только создавался. Ходила на репетиции, но до спектакля так и не созрела. Жила в Соломино, ездить оттуда было неудобно. Потом всё-таки удалось поучаствовать в нескольких постановках. Сейчас мне рассказывают, что в 2005 году я отказалась от роли Ефросиньи, потому что нужно было надевать платок, накладывать грим, чтобы состарить лицо. Думаю, у меня была другая причина, роль сложная, возрастная, до неё нужно дорасти. В нынешнем спектакле мне предложили быть Лидией. Героиня мне не очень нравится, так как она слегка высокомерная (городская, в отличие от других), с гонором, из жалости носится со слепцом, но у неё есть главное – она по сути своей всё-таки добрая и заботливая. Мне комфортно работать в нашей актёрской команде. Большая ответственность выходить на сцену – всё сделать правильно, ничего не забыть, не подвести партнёров. Тема Великой Отечественной войны для меня священна, а День Победы – самый главный праздник. Каждый год 9 Мая мы с детьми приходим к памятнику воинам, павшим в боях за нашу Родину, чтобы почтить их память, возлагаем цветы, читаем стихи. Это важно – хранить и передавать память нашим потомкам. Для меня самый главный отзыв о спектакле прозвучал от моего сына Савелия: «Мама, потрясающе, прямо мороз по коже.
Василиса Кириленко перешла в пятый класс, в театре она пять лет:
Я очень люблю наш театр. Ещё раньше со своим братом ставила спектакли, выступала дома перед родственниками. Потом, когда узнала, что набирают детей в театр, сказала, что очень хочу заниматься актёрским мастерством. Мне здесь нравится всё, я участвовала в нескольких спектаклях, продолжаю развиваться и в будущем мечтаю стать актрисой. Когда мне предложили роль Ксени в спектакль «Бабы», с радостью согласилась. Было сложно в подготовке, но мне невероятно понравилась эта работа. Все друг другу помогали на площадке. Происходящее на сцене воспринимаю по-настоящему, словно я Ксеня и есть. В жизни я весёлая и яркая. А Ксеня тихая и молчаливая, у неё произошло горе, как жить с этим, она пока не знает. Погрузилась в её историю и постаралась передать эмоции. Сложно представить, что пришлось пережить детям в той войне. Этот спектакль для меня стал откровением, чувствую, что его энергия что-то изменила во мне, понимаю, что я стала другой. В нашей семье тоже есть свои герои, мой прадедушка воевал.
Елена Ковалёва в народный театр-студию «Окно» пришла в январе 2023 года, привела на репетицию младшего сына:
Мне случайно досталась роль комиссарши Вассы Журлаковой, актёрский состав был в сборе, уже шли репетиции. Васса воевала, потеряла всю свою семью, погибшую от рук фашистов, что сделало её жёсткой, непоколебимой в своей правде и готовой уничтожить всех, кого считала предателями. Но в глубине зачерствевшей души Васса осталась простой бабой, мечтающей любить и быть любимой. Роль Вассы далась мне нелегко, получилась во многом благодаря режиссёру и коллегам по сцене, меня, как новичка, направляли во время репетиций. Мы подмечали характерные особенности военного времени, уклад жизни в коммуне, уделяли внимание внешнему облику и внутреннему миру героев. Я полюбила свою роль, поняла и полностью приняла Вассу, её поступки и стремления. Более того, нашла черты характера, схожие с моими: самоотверженность, человечность, иногда и неприступность. Бесценный опыт, который получила, считаю своей большой удачей. Вспомнить годы Великой Отечественной войны и прожить истории людей тех лет, испытать их чувства рядом с вдохновлёнными думающими актёрами дорогого стоит. Спектакль затрагивает разные судьбы, сплетённые в одно целое ради Победы, ради жизни и будущего. Опыт наших дедов и бабушек, фронтовиков и тыловиков важен для нас сейчас. Мой дед воевал с 18 лет, вернулся домой в конце войны живой, с медалями, создал семью. Бабушка была простая деревенская женщина, труженица тыла. Горжусь ими и тем, что родилась и живу в России. Сейчас у нас идёт специальная военная операция. Как и в годы Великой Отечественной войны, Победа будет за нами!
Евгений Овчаров – актёр опытный, но на тавровской сцене впервые:
Почти десять лет я состою в труппе независимого молодёжного театра «Новая сцена – 2». Спектакль по пьесе Владимира Балашова «Бабы» для меня первый, режиссёром которого является не Оксана Погребняк, а партнёрами по сцене – не актёры #нс2. Мне доверили роль Фрола Калинушкина. О моём персонаже говорят постоянно и далеко не в самом позитивном ключе. А появление моего героя в самом конце постановки буквально на 10-15 минут переворачивает историю с ног на голову. Работая над ролью, я прежде всего пытался узнать, понять и внутренне оправдать Фрола. Основная сложность состояла в том, чтобы уместить в ограниченное время на сцене обширный и изменчивый спектр эмоций: от нервной напряжённости до едва сдерживаемой злости, от радости встречи до бездонной горечи потери. В работе над ролью мне помогали режиссёр Галина Анатольевна и партнёры по сцене, которые всегда соглашались проверить моё видение тех или иных сцен, или мои версии взаимодействия моего персонажа с другими героями пьесы. Репетиции были очень домашними: мы быстро нашли общий язык, я всегда мог что-то подсказать коллегам, как и они мне, и это тут же применялось, поправлялось, улучшалось. У меня было ощущение, что мы знакомы не несколько дней, а годы, и на сцене в таком составе не впервые, а уже несколько лет. Я получал истинное удовольствие от взаимодействия с каждым создателем этого спектакля. Думаю, у нас получилась по-настоящему живая и трогательная постановка.