Режиссёр-постановщик Разуменского Центра культурного развития имени И.Д. Елисеева Ольга Шеркевич – удивительный человек, светлый и жизнерадостный. Она пишет сценарии, формирует и ведёт концертные программы, проникновенно поёт, как сольно, так и в составе ансамблей на поселковых, районных и областных праздниках.
«Самым главным направлением считаю работу с детьми в театральной студии. Ощущаю себя абсолютно счастливым человеком. Меня вдохновляет каждый мой день. Солнышко встало – красота, с улыбкой иду на любимую работу, в любимый коллектив, к любимым детям. Бывают сложности, но это рабочие процессы, которые нивелируются безмерным творчеством на сцене, где происходит главное волшебство», – говорит Ольга Шеркевич.
Истоки творчества
Оля росла в творческой семье. У папы множество профессий, он столяр и слесарь, окончил курсы кройки и шитья. Мама танцевала в известном в Бердянске народном хореографическом коллективе. Напевала дочери в колыбели детские песенки. Но основная творческая волна идёт от бабушек и дедушек. Родители уехали на заработки в Республику Саха (Якутия), маленькую дочь оставили с бабушкой. Оленька смотрела телевизор и повторяла, что Алла Пугачёва её мама, а Валерий Леонтьев – папа, потому что у папы длинные волосы. Самая поющая была бабушка Марфа (папина мама), участница народного хора в колхозе. К ней Олю отправляли на лето, они вдвоём часами пели русские и украинские песни. Дедушка Алексей, мамин папа, рассказывал внучке сказки, вёл задушевные беседы. Постоянно потом вспоминал, что когда вёз Олю (ей было около двух лет) в коляске в детсад, она с чувством выводила на всю улицу: «Ты потелял меня, ты потелял себя…».
«Творчество в нашей семье с истоков и по сей день. В детстве и юности я пела, танцевала, играла в различных постановках. Родители привезли меня в три года в посёлок Северная партия. Мы жили в балке (бараке), мама и папа постарались создать максимально комфортные условия. Приехав на Север, я попросила у мамы цыганскую юбку. С трудом достав ткань (тогда сложно было что-то раздобыть), она руками сшила юбку-солнце. Я бегала из комнаты в комнату и танцевала, перебирая воланами. Меня всегда наряжали в костюмы. Мама шила из того, что было под рукой: из штор, подкладочных тканей. Брала фольгированный утеплитель, вырезала звёздочки. У меня появился костюм ночи, я вся сверкала серебром. Огромный месяц мама сконструировала из подложки для рыбы. Мне сейчас легко придумать и сделать любую декорацию для спектакля. Я наблюдала, как папа из проволоки с помощью плоскогубцев сооружал шикарные крылья бабочки, а мама обклеивала заготовку фатином и блёстками. На моих глазах происходило чудо. Смотрю порой на современных детей и становится печально, они не хотят перевоплощаться, потерялся эффект волшебства», – поделилась Ольга.
После школы она окончила техникум, устроилась бухгалтером на предприятие. Её выбрали в совет молодых специалистов, они проводили КВН, турслёты, концерты, устраивали творческие встречи и вечера. Приехав в Белгородскую область и поселившись в Разумном, поступила в вуз на экономиста. Работала главным бухгалтером в рекламном агентстве. Однажды её, так сказать, вычислили и пригласили выступить на концерте в Разуменском ЦКР. Петь ей всегда безумно нравилось, согласилась не раздумывая.
В 2015 году подумала, что надо менять жизнь, хотела чего-то абсолютно другого. Подумала, что сидит постоянно в офисе за компьютером, а энергии у неё больше, чем она её тратит. Быстро ли приняла решение? Металась, анализировала. В результате ушла из агентства, где ценили её профессионализм, просто в никуда. А в Новый год загадала заветное желание.
Однажды на площади Разумного встретила директора Разуменского ЦКР Наталью Суркову. Состоялся диалог, в результате Ольгу пригласили на работу. Волновалась, ведь в культуре в праздники – главное действо, а она всю жизнь отработала понедельник-пятница, суббота и воскресенье выходные, красный день календаря предоставьте. Но теперь для неё это не важно, в творческом процессе она день и ночь. То, что создаёт в рабочем моменте, в душе и сердце забирает с собой, продолжает обдумывать и творить дома. Творческий человек видит мир по-особенному. Искры вдохновения зависят от разных факторов. Режиссёр размышляет над задачей, во сне приходит муза и пробуждает мысли, решение может буквально присниться. Просыпается, рисует схему. Ночью почему-то прекрасно думать, мечтать, творить.
«Конечно, устаю физически и морально, иссякают энергетические потоки, – рассуждает моя собеседница, – но потом появляются новые идеи, рождаются интересные постановочные решения. Ты поворачиваешь ход мысли по-другому и приходит финальный аккорд. Усталости нет и следа, даже наоборот, ощущаешь подъём. Судьбоносная встреча решила мою жизнь, почти десять лет я в культуре. Постоянно прохожу курсы повышения квалификации, учусь на мастер-классах».
Был момент, когда Ольга работала в ЦКР вместе со своими сёстрами. Считает, что это идеальная коллаборация, понимали друг друга с полуслова. Потом Анастасия переключилась на другое творческое направление, Татьяна сейчас в декретном отпуске. У сестёр прекрасные голоса, своими душевными песнями вокальное трио завоевало сердца белгородских зрителей.
От «Лимона» до «Калейдоскопа»
«Театралками», как называет коллективы Ольга, сначала руководили Анастасия и Татьяна. Старшая сестра приняла эстафету. В театральную студию «Калейдоскоп» приходят подростки с 11 до 18 лет, в театральный кружок «Лимон» – дети семи и даже шести лет, если они включаются в процесс. Из младшей ребята переходят в старшую группу, когда сами это почувствуют.
«Мы ставим новогодние сказки, театрализованные представления в дни знаний и последнего звонка. Относимся со всей серьёзностью, всё досконально репетируем. Участвует большой состав персонажей, ребята также отвечают за декорации, расписываем технические моменты. Реквизитором быть ответственно, нужно серьёзно подготовиться. Мы думаем, чувствуем и действуем как единый механизм. Все помогают друг другу, если надо помочь переодеться младшим во время концерта, поправить причёски. Бывают определённые нестыковки, но это знают только кулисы, а сцена и зрители не видят. Потом вспоминаем, рассказываем каждый свою версию, от души хохочем… Вовлекаю театралов во все мероприятия и праздники ЦКР, к которым готовим сценки, инсценировки, миниатюры, тематические стихотворения. Сейчас участвуем в конкурсной программе «Огуречник», олимпиаде юмора «Развесёлый огурец». В настоящее время одна из важных тем, к которой серьёзно готовимся, годовщина Великой Победы», – рассказала режиссёр.
Дети в процессе занятий раскрываются и уверенно выходят на сцену, их видно и слышно. Помогают в этом упражнения для речи (скороговорки в том числе, читки по ролям), гимнастические упражнения на дыхание, сценическое движение на пластику. Для новогодних сказок предлагается два-три альтернативных сценария. Выбирают вместе тот, который прочувствовали, увидели себя в той или иной роли. Режиссёр замечает, что глаза у детей загорелись, значит, выбор сделан. Особенно нравится всем заниматься именно на сцене, где репетируют, проводят мастер-классы. Приходят в удобной одежде, прыгают, скачут, подключая воображение. Просят более сложных заданий, придумывают их вместе с руководителем. «Любим нашу сцену, она для нас как живой организм! Говорю: «Дети, сцена вас приветствует!» Они отвечают: «Здравствуй, наша любимая сцена», – поделилась Ольга Шеркевич.
Театралы постоянно выступают в роли ведущих. Для этого работают над комплексом задач. Актёру нужна не только правильная речь и красивая пластика, а «живая мозга» (она сама и придумала такое понятие) для быстроты реакции. Необходимо понимать, что происходит на сцене, ориентироваться в любой ситуации, если зарапортовался, быстро выкрутиться. Руководитель как-то прослушала ребят, чтобы оценить вокальные данные, практически все оказались поющие. Здорово, ведь приходится петь в театрализациях и сказках. Ребята сами делают себе грим. Одна из участниц занимается в художественной студии, и себя разрисует, и коллегам поможет. Перед спектаклем или мероприятием проводят занятия по пробному гриму. Фантазируют, как персонаж должен выглядеть, делают поправки, ещё раз собираются, пока не утвердят. В день спектакля приходят пораньше, начиная с загримировки, оформления причёски.
«Очень люблю детей. Одно из моих образований – педагог-психолог – помогает в налаживании контактов. У нас полное взаимопонимание. Постоянно читаю, нужную информацию позволяет найти интернет-пространство. Время меняет поколения, но остаётся главное – доброта, умение чувствовать и сопереживать. Не устану осыпать детей комплиментами, в каждом вижу талант и красоту. Их это вдохновляет и подбадривает. Мы дружная команда. Собираю старших и младших вместе на «круглые столы», чтобы знакомились, узнавали друг друга лучше, ведь ребята вместе выходят на сцену. Старшие рассказывают свои театральные истории, младшие с интересом слушают. Такое неформальное общение и взаимодействие необходимо. Родители говорят, что благодаря театральному коллективу ребёнок раскрылся, стал более уверенным в себе, легче находит общий язык со сверстниками. Отрадно, что многие мечтают поступать в институт культуры. Ярослав Шумов сейчас учится в БГИИК на первом курсе режиссёрского отделения, рассказал, что благодаря нашей театральной студии нашёл своё призвание», – поделилась режиссёр-постановщик.
Был сложный период, когда из-за ковида, оперативной обстановки нельзя было заниматься с детьми в очном формате. «Как мы скучали по сцене и друг по другу! Стараемся по возможности делать творческие вылазки, в театре следим не только за сюжетом пьесы, обращаем внимание на декорации, костюмы, обсуждаем игру актеров. Обязательно для себя черпаем идеи для декораций, реквизита. После спектакля гуляем по городу, общаемся. Так выстраиваются рабочие процессы. Нельзя заниматься лишь репетиционными моментами. Устраиваем пятиминутки, каждый делится своими мыслями, событиями. Начинаем с личного, вновь возвращаемся к репетиции или занятию. Всё в комплексе. Актёр в первую очередь человек. Когда он сам счастлив, сможет передать это зрителям», – подчеркнула Ольга Шеркевич.
Зрителя она чувствует всем сердцем, учит этому детей. В День театра читала монолог актрисы. В зале темно, на неё направлен луч света. Когда заплакала, почувствовала единый вздох зрительного зала – зрители здесь, они слушают. Это к вопросу о том, насколько актёр должен быть искренним. Невозможно никого обмануть. Работает с детьми над эмоциями, чтобы понимали и чувствовали, верно доставали нужную эмоцию. Ты должен выйти на сцену и сам верить, тогда поверит и зритель. Это касается любого творческого действа: спектакля, танца, песни – если в этом есть ты сам и твои переживания, значит, зритель будет с тобой.
Перед началом занятия мы попросили участников театральных коллективов поделиться своими мыслями. Кира Шаповалова: «Люблю нашу театральную студию, занимаюсь 3,5 года. Нас учат актёрскому мастерству, красиво и правильно говорить, мы репетируем постановки, потом выступаем. Мечтаю стать актрисой, не определилась, что выбрать: кино или театр, везде классно и одновременно трудно». Прохор Черноиванов: «Мама отправила меня в студию больше трёх лет назад за постановкой речи. У меня много ролей, читаю стихи, веду концерты. Благодаря занятиям раскрепостился, научился правильно говорить. В школе это помогает отвечать на уроках. Планирую поступать в БГИИК». Надежда Черногузова: «Театральную студию порекомендовала мама, увидев во мне талант (люблю шутить, в школе участвую в постановках и сценках). Научилась выстраивать роль и жить в ней. Хочу стать актрисой». Мария Белимова: «В общей сложности занимаюсь семь лет, в Майском ДК и здесь. В сказках сыграла роли Бабы Яги, Метелицы, Суслика. Когда выхожу на сцену, появляется страх, что могу ошибиться, быстро собираюсь, перевоплощаюсь в образ, страх уходит. Я вижу зрителей, чувствую их энергетику, это помогает. Ольга Вячеславовна формирует у нас чувство единения. На сцене умение контактировать на расстоянии помогает. Человеку нужно красиво говорить, чтобы его услышали и поняли. Буду работать в сфере культуры». Владислав Шумов: «Пришёл в студию за компанию со старшим братом, хочу поступить в институт культуры так же, как и он». Валерия Прокопенко: «Занимаюсь несколько месяцев, но уже получила роли мамы в сказке, царицы в сценке. Перевоплощаться сложно, но интересно, ощущаешь эмоциональный подъём». Зоряна Киселева: «Я здесь почти два года. Нам дают домашние задания, придумываем этюды, это несложно. Мы сплочённая команда, а Ольга Вячеславовна добрый отзывчивый человек, мы с ней на одной волне, можем поделиться переживаниями». Карина Мулима: «Я здесь, потому что мне не хватало общения, я не умела выражать эмоции. Актёрское мастерство в этом мне помогает». Демид Дьяков, София Берестовая и Наталья Кокурина пришли в театральный кружок не так давно, но уже успели получить определённые навыки, и с интересом продолжают занятия, ведь выступать на сцене – это здорово!
Детей в коллективах становится больше, что отрадно. Есть такие, кто поучаствовал, получил вспышку эмоций, засветился, а дальнейший путь им кажется рутинным: тренировки, мастер-классы, сцендвижение, работа над речью. Отсеиваются на данном этапе. Но если кто-то свято верит в силу искусства, работает дальше. Такой костяк сохраняется в младшей и старшей театралках.
«Когда завершён процесс репетиций, состоялась премьера спектакля, выступление в концертной программе, звучат аплодисменты. Незаметно наблюдаю за детьми, особенно когда вместе с ними выхожу на сцену. Замечаю слёзы у них на глазах, ребята всё чувствуют. Они невероятно талантливые. Главное – не расплескать, развиваться и идти вперёд. У меня пришло понимание, что сцена и театральные коллективы – это моё, моя главная в жизни профессия», – завершила диалог Ольга Шеркевич.