Призёр регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года-2021», воспитатель детского сада № 28 посёлка Разумное Ольга Лещенко знает, как посредством ТИКО-моделирования развить конструктивное мышление у дошкольников.
Когда‑то Ольга Владимировна сама посещала детсад №28. И вернулась в него много лет спустя в другом статусе. Вспомнила, что чувствовала тогда:
«Я завершала обучение в Белгородском государственном университете, была без пяти минут учителем. Привела старшую дочь в детский сад. И неожиданно для себя поняла — вот где я хочу трудиться! И что это именно мой детский сад — маленький, уютный, такой родной. И дети того возраста, с которым я, как педагог, хочу реализоваться. И вот я здесь – по зову сердца, как, наверное, и должно быть в любой профессии».
Сейчас у Ольги Владимировны старшая группа. Два года назад ей принесли список фамилий малышей, её будущих воспитанников. О них она не знала ничего. «Какими они будут?» – задумывалась накануне встречи воспитатель. Не прошло и месяца, дети стали ей такими близкими. А иначе и быть не могло, они столько времени проводили и проводят вместе.
«От них я получаю ежедневный заряд позитива, творчества, положительные эмоции. Рядом с детьми всегда ощущаю себя молодой, живой и энергичной. Это несомненный плюс моей профессии. Они такие искренние, любознательные. Удивляются и удивляют. Я и сама не стою на месте: расту, развиваюсь, учусь и совершенствуюсь вместе с ними, – о своих воспитанниках Ольга Владимировна может долго говорить. – За четыре-пять лет мы сильно привязываемся друг к другу. Поэтому когда дети выпускаются из сада – я уже выпускала ребят – такое чувство, что часть тебя уходит с ними».
Каким должен быть современный воспитатель? По мнению Ольги Лещенко, воспитатель сегодня – это креативный человек, который постоянно работает над собой, повышает своё мастерство, владеет современными технологиями и осваивает новейшие методические разработки. Она подчеркнула: самое главное в её профессии – любить детей.
«Передо мной стоит задача воспитать творческую личность, которая в дальнейшем вырастет настоящим человеком: любящим, умным, добрым. Как это сделать? Найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрыть все его способности. Ведь то, что заложено в детстве, – это основа, которая сохранится на всю жизнь», – уверена Ольга Владимировна.
Она рассказала о своих принципах воспитания. Не нужно ждать от детей, что они будут мыслить и поступать, как взрослые. В детском саду взрослые подстраиваются под детей, а не наоборот. При этом воспитатель должен оставаться для малышей воспитателем, а не ровесником. Ещё один принцип – чем меньше дети, тем больше с ними нужно играть.
«Не может такого быть, чтобы ребёнок не любил играть. Он просто не умеет. Моим воспитанникам, к примеру, нравятся настольные игры. А ещё дворовые, всем знакомые: выбивной, классики и другие. Важно проиграть игру с детьми – показать, кто и что должен делать, проговорить каждое действие и слово. Со временем её можно переиначить, тогда она не надоест. Вообще дети развиваются там, где есть соответствующая их возрасту среда», – прокомментировала педагог.
Несколько лет назад в детский сад № 28 закупили «ТИКО» – трансформируемый игровой конструктор объёмного моделирования. Ольга Лещенко стала одной из первых в образовательном учреждении применять его в своей работе. Изучила немало информации о ТИКО-моделировании. Теперь у её детишек это одно из самых любимых занятий – настолько оно увлекательно и познавательно. Это же волшебство какое‑то. Ещё несколько минут назад на столе лежал набор деталей. Немного усердия, терпения и старательности и они превращаются в домики, кареты, машины, ракеты, танки.
«Сегодняшний мир не равен вчерашнему, а завтрашний не будет похож на сегодняшний. Время находится в постоянном движении, меняется общество и, соответственно, меняются требования к растущему поколению. Нынешние малыши, вырастая, будут осваивать совершенно новые профессии, связанные с высокими технологиями. И развивать конструктивное мышление нужно уже сейчас, в дошкольном детстве. Тем более что ребёнок-дошкольник – прирождённый конструктор, изобретатель, исследователь, – убеждена Лещенко. – Для себя я открыла образовательную технологию ТИКО-моделирования. Конструктивно-модельная деятельность способствует развитию познавательных способностей, образного мышления и творческих навыков, и именно она позволила мне научить детей первичным приёмам моделирования».
Конструктор позволяет изготовить любые плоские и объёмные фигуры, которые в детском саду можно включать во все виды деятельности – они прочные, мобильные, легко трансформируемые.
«Взять, к примеру, магазин. Он есть в любой детсадовской группе. Из «ТИКО» легко получится та же касса для магазина. Играем ли мы в сюжетно-ролевые игры, изучаем ли космос, правила дорожного движения, да всё, что угодно, всегда поможет этот конструктор», – не нарадуется Ольга Владимировна.
В 2019 году материалы опыта работы Ольги Лещенко по теме «Развитие конструктивного мышления у дошкольников посредством технологии «ТИКО-моделирование» внесены в муниципальный банк данных. А в этом году результаты её профессиональной деятельности высоко оценили на региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года-2021», присвоив призовое место.