Первый раз отправляя малыша в школу, родители волнуются. Для каждого важно, чтобы ребёнок полюбил учиться и нашёл общий язык с одноклассниками. С чего начинается для детей школьная жизнь? Конечно, с первого учителя. Накануне 1 сентября мы встретились с учителем начальных классов Разуменской школы № 2 Натальей Поляковой и поговорили о миссии педагога.
Наталья Николаевна преподаёт в Разуменской школе № 2 тридцать первый год, десять лет работала завучем. Для неё это самая лучшая школа, прекрасный дружный коллектив педагогов, профессионалов своего дела. Она и сама получила здесь образование и вернулась в родные пенаты после пединститута. Родители учеников пишут положительные отзывы в соцсетях, приводят к ней вслед за старшими младших детей. За свой труд педагог удостоена многих наград, в том числе почётной грамоты Министерства образования и науки РФ, звания «Почётный работник общего образования РФ». Наталья Николаевна имеет авторские публикации, посвящённым актуальным темам современной системы образования, а её ученики успешно участвуют в научно-исследовательских и творческих конкурсах.
«Перед каждым первым сентября волнуюсь, переживаю, справлюсь ли. Точнее, смогу ли выстроить всё так, чтобы ребятам было интересно. Мир стремительно меняется, поколение совершенно другое, чем было несколько лет назад. Когда пришла после института, казалось, что я такая умная, всё знаю и умею, со всем отлично справляюсь. Чем больше работаешь, тем больше тревоги, которую как раз и формирует опыт», – с этих слов начала разговор Наталья Николаевна.
В настоящее время у неё четвероклассники. Хочется увидеть всех ребят после долгого дистанта. И школьники соскучились по общению. Так что встреча ожидается довольно волнительная, от радости и расплакаться можно! Уж точно – эмоций будет море. Образовательный процесс проходил виртуально.
«Общались мы также в интернет-пространстве: создали родительский чат – для обсуждения официальных вопросов и чат для детей, куда ребята отправляли фотографии своих работ по технологии и ИЗО, делились творческими и спортивными достижениями, рассказывали, где отдыхали в выходные, на летних каникулах. Поддерживали друг друга, радовались достижениям и успехам одноклассников. Старались учиться в предложенных обстоятельствах, отдельное спасибо родителям, которые поддерживали своих детей. Посмотрим, проанализируем, если что, будем корректировать», – пообещала педагог.
При желании и усердии можно учиться в любых условиях. Наталья Николаевна подчеркнула, что повторять таблицу умножения и правила по русскому языку надо постоянно (это основа основ) и читать книги обязательно! Если много читать, благодаря зрительной памяти можно накопить хороший словарный запас, соответственно улучшить грамотность. Чтобы заинтересовать детей прочитать тот или иной текст, у неё есть определённые приёмы. К примеру, использует не стандартные вопросы к тексту произведения, ответы на которые можно найти в интернете, а придумывает сама, на них ответ можно дать, только прочитав текст.
Поинтересовалась, какие книги потрясли её в детстве? Александр Куприн «Белый пудель», Гавриил Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо». Во втором случае сначала фильм посмотрела в главной роли с Вячеславом Тихоновым, плакала навзрыд. Захотелось почитать книгу, в библиотеке не оказалось, купила в магазине, читала и рыдала… Ей тогда было 12 лет. Сейчас с большим удовольствием перечитывает классиков. К примеру, поэма «Мёртвые души» Николая Гоголя в школе воспринималась совершенно по-другому. Михаил Зощенко, Ильф и Петров настроение поднимают мгновенно. Нравятся пьесы Александра Островского (особенно после посещения театра хочется освежить текст в памяти). Интересно следить за ходом мысли Агаты Кристи, современники не пишут таких совершенных детективов. Если хочется окунуться в историю, открывает книги Эдварда Радзинского. Что же касается современных детей, в начальной школе интерес к чтению сохраняется, так же, как и во все времена, есть ученики, которые читают очень много.
Педагога больше печалит, что дети разучились общаться. Она часто задаётся вопросом: «А есть ли у современных детей друзья?». Порой можно увидеть: мальчишки или девчонки сидят на лавочке, уставившись в телефоны, в лучшем случае, могут обменяться сообщениями или картинками из соцсетей. Дети учатся, занимаются в спортивных секциях, творческих студиях, они нацелены на успех – стать лучшим спортсменом, прекрасным вокалистом, художником. А для общения времени не остаётся. Поэтому хочется объединять, сплачивать. Когда учились в очном формате, проводили в классе тематические мероприятия и праздники, дети участвовали с большой радостью.
Вспомнила своё счастливое детство. Жили дружно на улице Железнодорожной русские и украинцы, татары и казахи… Все вместе играли в волейбол, дворовые игры (к примеру, в «знамя»). Старшие смотрели снисходительно, но учили и защищали, если требовалось. Всем двором отмечали праздники – 9 Мая, День железнодорожника. Выносили столы, что у кого было из продуктов, в большом казане варили кашу. Из квартиры на первом этаже тянули шнур, подключали проигрыватель, который приобрёл папа Натальи Николаевны, ставили пластинки. Звучала прекрасная музыка, все танцевали, а завершался праздник хоровым пением. Нынешним детям, считает моя собеседница, старые песни не интересны, а новые петь невозможно.
«Каждое поколение – особенное. Когда в 1992 году я набирала первый класс, дети знали много песен, любили и умели петь. Мы с ними ходили в поход к мемориалу на трассе у Крутого Лога (в народе называют «Пушки»). Говорили о событиях тех лет, осматривали все окопы и землянки, играли в войну, потом устраивали привал, доставали домашние тормозки, обедали, общались и пели песни. С предыдущим выпуском, нынешними восьмиклассниками, тоже ходили в походы. Наблюдала за ними с удовольствием: они словно цыплята, сидевшие в загородке, вырвались на свободу», – поделилась Наталья Николаевна.
Её ученики после окончания начальной школы постоянно забегают к ней на переменках поздороваться, поговорить. Подходят 1 сентября, говорят добрые слова, как-то сделали сами фильм о школьных годах.
«Приятно внимание. Радостно наблюдать, как они взрослеют. Раньше я им фильмы монтировала, теперь сами могут. В такие моменты чувствуешь, что ты и школа – единое целое, в этом стимул не только к работе, но и к жизни. Душа светится, это так трепетно, когда пятиклашки и старшие дети, которых ты уже отпустил в большую жизнь, рады тебя видеть. На выпускные приглашают. Замечательные у нас дети! Рада за них», – говорит учительница.
Пошутила, что приятно видеть выпускников ещё и потому что не надо спрашивать у них таблицу умножения, падежи и правила. На днях на улице встретила двух Артёмов, парни учатся в вузах, улыбчивые, поинтересовались, как у неё дела, про себя охотно рассказали Несколько лет назад встречались с первым выпуском – из разных уголков страны приехали. Да что там, разъехались по всему миру! А в памяти остались маленькими детьми. Интересно за ними наблюдать, когда они взрослые, состоявшиеся, им за 30, говорят о своих детях, важности образования, у многих по два института за плечами… Радостно узнавать, что у них всё сложилось. Переписываются, звонят, поздравляют с днём рождения.
Попросила Наталью Николаевну составить идеальный портрет учителя начальных классов: неунывающий оптимист, любит и уважает людей, стремится к новому не только в профессии – старается, чтобы жизнь била ключом, находит положительные моменты в путешествиях, театральных постановках, книгах. Самое главное, учитель должен быть позитивным человеком, любящим жизнь. Наталья Николаевна с особой теплотой вспоминает своих первых наставников, удивительных и светлых людей. Всегда можно было обратиться за советом к учителю начальных классов (в то время и завучу) Тамаре Прокофьевне Беликовой, которая стихи сочиняла, в них – любовь к людям, большой и малой родине, к профессии. Вспоминает о волнении, когда директор школы Лидия Григорьевна Манохина впервые пришла на её урок: внимательно слушала, потом похвалила и дала совет.
Определённое влияние на выбор профессии оказал её дядя Иван Антонович Пугач, заслуженный учитель Украинской ССР, с особым трепетом приходила в его класс. И вдруг захотела стать юристом, но в итоге всё-таки поступила в пединститут и нашла своё призвание. За 30 лет не разочаровалась, сейчас у неё уже восьмой выпуск.
«Профессия мне интересна по-прежнему, постоянно учусь вместе с детьми. Бывает, что они ставят в тупик, могут повернуть ситуацию с такой стороны, с какой ты не рассматривал. Жизнь тем и прекрасна, что постоянно открываешь что-то новое. А детям стараюсь донести мысль: оценки это хорошо, но важнее – какой ты человек. Главные качества были и есть доброта, сочувствие, умение понять и поддержать», – говорит Наталья Полякова.
Учитель начальных классов – педагог универсальный, преподаёт несколько предметов. А проектная деятельность заставляет разбираться во многих жизненных сферах. Главное, чтобы тема заинтересовала, тогда дети подключаются с удовольствием, и родители помогают... К примеру, изучали символику рушников Белгородской области, историю разуменского народного коллектива «Родничок», значение имени Александр (в связи с чем и биографию полководца Александра Невского), рассуждали про таланты Левши (оказалось, что в классе четыре левши), проводили практические эксперименты… А проекты, посвящённые таким важным темам в жизни каждого человека, как «Моя семья», «Родной край» помогают лучше узнать близких людей, историю малой родины. К тому же проект надо защитить, умение выступать и общаться с аудиторией в жизни просто необходимо, речь отлично тренируется.
К началу нового учебного года дети по традиции получили задание подготовить рассказ о самом ярком и незабываемом впечатлении лета. Конечно, дети напишут свой рассказ на листочке, но будут не читать, а рассказывать, чтобы эмоционально передать неповторимые краски своей увлекательной истории.