Валентина Васильевна Ульянцева – заместитель директора Майской гимназии, учитель русского языка и литературы, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ.Трудовой стаж педагога составляет почти полвека. В нынешнем году имя Валентины Ульянцевой занесено на областную Аллею Трудовой Славы. В Майской гимназии,которую она называет вторым домом, педагог работает 36 лет, из них 33 года – заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Валентина Ульянцева родилась в Новооскольском районе, училась в Великомихайловской средней школе, одной из лучших школ в то время.
«Однажды отец, фронтовик, коммунист, руководитель партийной организации, спросил меня, кем я хочу стать. И сам ответил: «Наверное, учителем: забор около дома всегда исписан математическими примерами…». Мы все хотели быть похожими на нашу первую учительницу. Встречая её (она жила за семь километров от школы), каждый старался помочь ей донести сумку с тетрадями и раздать их потом одноклассникам», – вспоминает Валентина Васильевна.
В школе Валя была председателем совета дружины пионерской организации, потом комсоргом, брала шефство над ребятами, отстающими в учёбе. Всегда много читала, играла в драматическом кружке. В старших классах литературу вёл замечательный педагог, участник войны, одно время работавший в редакции литературного журнала. Однажды Валентина попала на факультатив по творчеству Сергея Есенина. Учитель читал стихи так, что невозможно было не полюбить Есенина... Хотя она в это время занималась математикой в заочной школе при МГУ, предпочтение отдала литературе и поступила на филологический факультет Белгородского пединститута имени М.С. Ольминского.
Училась в вузе с интересом – на жизненном пути ей всегда встречались удивительные педагоги, умеющие заинтересовать своим предметом. Уже на втором курсе начала заниматься научной работой, изучала одну из интереснейших тем «Окказиональное словообразование». Для сбора материала довелось поработать и в Москве, в Ленинской библиотеке. Научный руководитель настаивала, чтобы Валентина продолжила занятия наукой. Но пришлось уехать по месту распределения мужа, который окончил в Москве сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева. Вот так в 1976 году оказалась в учебном хозяйстве академии, рядом с г. Переславлем-Залесским. Десять лет преподавала в школе русский язык и литературу, потом работала директором школы-новостройки. С учениками своего первого выпуска до сих пор поддерживает тёплые отношения, в этом году они отметили 40-летие окончания школы. Именно эти годы оказались, пожалуй, самыми важными в плане профессионального становления.
«Рядом со мной трудились настоящие профессионалы, интеллигенты, влюблённые в профессию и литературу. Тогда я осознала, что литература для меня – удивительный мир, в котором я чувствую себя счастливым человеком», – говорит Валентина Васильевна. Посещение московских театров, музеев, литературных достопримечательностей столицы, встречи с интересными людьми и литературные вечера позволяли приобщиться к культурной жизни, ощутить особую атмосферу, которая также формирует учителя литературы.
В 1986 году мужа перевели в Белгородский сельскохозяйственный институт, семья переехала в посёлок Майский, и Валентина Ульянцева устроилась работать в Майскую среднюю школу учителем русского языка и литературы.
«С благодарностью вспоминаю прекрасных педагогов Майской школы, которые стали для меня наставниками и примером беззаветной преданности профессии. Это учителя русского языка и литературы Людмила Николаевна Колесникова, Людмила Валентиновна Федченко, Алина Константиновна Романенко, заместитель директора Валентина Дмитриевна Крамская», – поделилась Валентина Васильевна.
В 1990 году Валентину Васильевну назначили заместителем директора Майской школы, а в 1991 году здесь открылись первые гимназические классы. В 1994 году школа получила статус гимназии, с тех пор неоднократно становилась победителем и призёром областного конкурса «Школа года». Эти десятилетия были наполнены творчеством и созиданием. Педагог рассказывает о любви к поэзии Александра Пушкина, которую она старалась передать своим ученикам, о литературно-музыкальных встречах, организованных в гимназии белгородскими пушкинистами Галиной Николаевной Кияновой и Аидой Евгеньевной Волковой, о поездках со школьниками в Михайловское, о театральной студии в гимназии, которой руководил артист Белгородского драматического театра имени М.С. Щепкина, народный артист РСФСР Владимир Бондарук.
Произошло немало перемен в системе образования. Но главные принципы, заложенные педагогами-наставниками, оставались неизменными – любить детей, профессию, постоянно развиваться и работать над собой. С особой гордостью Валентина Васильевна говорит о выпускниках, которые вернулись в Майскую гимназию, а это более двадцати педагогов. Теперь они её коллеги. Молодые и талантливые, среди них – победители и призёры конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», они продолжают традиции, заложенные наставниками.
«Если человек пришёл в школу по призванию, он обязательно состоится как учитель», – уверена Валентина Ульянцева.
Радуют её и нынешние ученики.
«Мои девятиклассники – замечательные ребята, любят учиться, занимаются творчеством, проектной и исследовательской деятельностью. С ними интересно беседовать, ребята посмотрели практически все классические постановки Белгородского драмтеатра, не так давно побывали на экскурсии в Санкт-Петербурге. Именно литература возвращает утраченные духовные ориентиры. Ценно то, что появились настоящие герои времени, о которых сегодняшние школьники с гордостью говорят на внеурочных занятиях «Разговоры о важном». Считаю, что школа выполняет свою главную миссию – воспитать человека, гражданина, любящего свою землю, свой народ», – говорит педагог.
Мы живём в мире цифровых технологий. Страшно, если человек, который стоит на пороге взросления, с головой уходит из реального мира в виртуальный. Как сохранить в себе человека? «Читайте классическую литературу, – порекомендовала Валентина Васильевна, – найдёте ответы на многие жизненные вопросы. Почему, например, современные подростки увлечены Достоевским? Духовное перерождение, через которое прошёл автор и его герои, никто лучше Фёдора Михайловича не отразил. Я, безусловно, предпочитаю, классику, люблю поэзию, перечитываю Ахматову, Пастернака, потому что «во всём мне хочется дойти до самой сути…».
В детстве её потрясли две книги. В седьмом классе по совету учительницы прочитала «Педагогическую поэму» Антона Макаренко. Позднее открыла мир педагогики в книге Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям». С того времени слова великого педагога постоянно живут в её сознании как некий ориентир – не отдавая сердце детям, стать учителем невозможно.
«Учителя делает Учителем любовь к детям и любовь к профессии»,– подвела итог Валентина Ульянцева.