В Нижнем Ольшанце тихо. Смотрим на облака, на воду в ручье, зеленеющую траву и редкие весенние цветы. «Надо зелёного больше вплетать в масксети, уже столько зелени в природе», – прерывает тишину заведующая Нижнеольшанским сельским клубом Оксана Важенина. И наш корреспондент отправляется с ней к местным волонтёрам в гости.
Оксана
Оксана Важенина включилась в волонтёрскую деятельность с начала СВО. Воодушевляла мысль: если объединиться, поднажать, общими усилиями быстро победим! В большой группе её назначили одним из администраторов. Они пекли пирожки и готовили еду, собирали гуманитарку – продукты, средства гигиены, одежду, обувь, носки, шили трусы, покупали тепловизоры, квадрокоптеры, необходимое обмундирование и т.д. Спасибо индивидуальным предпринимателям, делают скидку, зная, что товар закупается для солдат. После мобилизации помощь фронту стала весомей, подключились регионы, из которых призвали ребят. Вместе мы – сила!
«У меня это на генетическом уровне. Я родом из Барнаула. Во время Великой Отечественной войны сибиряки помогали фронту. Моя бабушка из купеческой семьи, 1911 года рождения, рассказывала, что они валяли валенки, шили шапки и тёплые верхонки (суконные рукавицы) на машинке «Зингер», на которой теперь я шью. Собирали ягоды, сушили, зимой насыпали в рукавицы и отправляли посылки бойцам на фронт», – говорит Оксана Важенина.
В 2023 году Оксану пригласили в волонтёрскую группу «Обеды до Победы». Объединились 30 семей, их «Кухня» готовит и развозит еду. Система простая, каждый выбирает меню (первое, второе и компот), в определённые дни варят, жарят, тушат, пекут и отвозят по назначению. Если необходимо дополнительно что-то приобрести, на мясные блюда деньги нужны, объявляют сбор средств, а в большинстве обходятся личными ресурсами. Готовят в основном женщины, мужья во всём помогают. Волонтёры знали друг друга только по фотографиям и по информации, что Света и Оксана пекут пирожки, Женя – пряники, Ксюша и Наташа жарят котлеты и окорочка и т.д. Решили осенью встретиться, не все смогли, приехали 18 человек, пообщались, убедились, какие они дружные, ещё больше сплотились.
Нижнеольшанские женщины плетут маскировочные сети, волонтёры группы «Плетёночка» их обучили, привозят необходимый для плетения материал, определяют сроки, забирают готовые сети. Одну из последних сетей – размером шесть на шесть метров, – как раз перед выборами сделали. Есть разные способы плетения, добавляют цветовые пятна, чтобы сеть выглядела естественной. Выносят на газон, сравнивают, убеждаются – сеть получилась хорошая. Ещё окопные свечи заливают: нужны консервные банки, бумага и парафин. Такая свеча горит шесть-восемь часов, можно подогреть еду или просто греться. За производство свечей отвечает Виталий, муж Оксаны, за всё время изготовил большую партию свечей, совершенствуя технологию. Мастера по металлическим дверям из остатков материала делают печки для свечей с символикой Z. Ставят в неё свечу, железо накаляется, даёт тепло, минут за 20 на огоньке закипает вода в кружке. Оксана рассказывает и посматривает на часы: к вечеру нужно поставить тесто на булочки. Вчера пекла пироги с айвовым вареньем, готовила макароны по-флотски, варила компот.
Нина Ивановна
Нина Ивановна плетёт маскировочные сети дома. Племянник соорудил станок, дочь приобретает необходимые материалы в Санкт-Петербурге, Краснодаре. Нина Ивановна выносит запакованную сетку с надписью: «Маск. сетка от Нины Ивановны. Самым лучшим и смелым солдатикам! Храни вас Господь! Ребята, к Победе! Белгород», на обороте листа текст молитвы, которую в народе называют «живые помощи». Улыбается и поясняет: «Я по две сеточки пакую, считаю, что одна – всё равно что ничего. Дочь спрашивает: «Мама, что ты пишешь?» А я солдатиков увижу – слёзы на глазах, они как дети, внуки, такие родненькие».
Проходим за хозяйкой в мастерскую. За шторочкой на котле как на деревенской печке сидит кот. Такса Букля радостно вертит хвостом. И большая собачка укладывается на полу. Так что помощников у Нины Ивановны достаточно. Женщина достаёт тетрадь, подходит к станку: «Это уже 130 сеть, я всё записываю. Плетение называется G. Полоски из спанбонда помогает нарезать внук, и сама приловчилась, складываю ленты разных расцветок в коробки, так удобно работать. Делаю распятновку, оставляю пространства, дополняю другим цветом, чтобы получился более естественный тон, под природные краски. Сети я начала плести в феврале 2023 года. Ежедневно работаю по восемь-девять часов, на сколько сил хватает. Сегодня приступила с шести утра. Успеваю и домашние дела поделать, в сезон огород обрабатываю, закрутки делаю».
Поначалу отправляла фотографии сделанных сетей на проверку, получая замечания, переделывала. Её наставник Елена Михайловна приехала, показала, как плести, рассказала обо всех нюансах. Раньше проблемной казалась распятновка, не так цвета сочетала. Выплетала, переделывала определённый участок. Теперь делает правильные сети: появился практический опыт.
«Зачем включилась в волонтёрство? Я люблю свою Родину, свой Белгород, наших солдатиков. Как только началась СВО, купила шерсть, спицы, связала 50 пар носков. Потом говорю дочери, что могла бы печь пирожки. Дочь организовала мне процесс и доставку, каждую неделю выпекала по 120 пирожков. У меня пирожки с мясом, с печёнкой. Обязательно подписываю, где какая выпечка (свиной ливер, индейка и т.д.), чтобы каждый мог выбрать, что ему нужно. Пирожки отправляла вместе с сетями, дочь отвозила или внук. Теперь вот Оксане передаю. Я не могу не плести, да и ребята очень ждут сети. Как можно не помогать», – рассуждает моя собеседница, на её глаза в очередной раз наворачиваются слёзы. Как все неравнодушные люди, она пропускает события через себя. От команды «Ресторанчика для наших ZVO» сам «Батя» подписал ей грамоту с благодарностью за активную жизненную позицию и вклад в общее дело – нашу Победу!
Она родилась в Прохоровском районе, с четырёх лет жила в Белгороде, окончила школу, Харьковский инженерно-строительный институт по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция», училась с удовольствием, к тому же город был красивый и люди прекрасные. Проработала проектировщиком на одном предприятии 43 года, делала проекты по всей Белгородской области. Трудилась с душой и ответственностью. Её фотографию постоянно на Доске почёта размещали. Весёлая и энергичная, с удовольствием участвовала в юморесках и спектаклях.
Нина Ивановна открывает снимки в телефоне, комментирует:
«Посмотрите сеть, которую вы видели упакованной. А это осколок, который у нас во дворе упал. Вот эту сеть я для танкистов плела, эту девчатам в Октябрьский отдала. Подруга Татьяна тоже волонтёр, мы с ней много консервации передали ребятам. Она переживает, вдруг в этом году овощи не вырастут, успокаиваю, земля хорошая, запасёмся. Вот фото моих пирожков, вкусные получаются, на работе всегда хвалили, я постоянно угощала коллег. Это идеальные сети из Дорогобужа Смоленской области, шедевр, на котором продолжаю учиться. И схема на бумаге, здесь всё по цветам расписано». Рассказала, что раньше руки не слушались, болели, потом разработалась, получается, плетение своего рода зарядка. Опять же, мелкая моторика, и над сочетанием цветов надо подумать, – нейронные связи работают. Ещё и в этом большая польза для старшего поколения. «К следующей субботе сплету ещё две сетки. А когда закончится СВО, продолжу учить наизусть «Евгения Онегина» Александра Пушкина. Большую часть выучила, пришлось прервать творческий процесс», – завершила рассказ Нина Ивановна.
Владимир и Людмила
К Людмиле и Владимиру заезжаем за булочками, компотом и солениями. Первым делом знакомимся. Отец у Людмилы был военным, поэтому родилась она в Азербайджане, а потом оказалась в г. Виннице Украинской ССР. Девушка окончила Севастопольский техникум общественного питания, работала на кондитерской фабрике, где и познакомилась с будущим мужем. Кулинарные способности у Владимира проявились в школьные годы. В 10 классе, когда сдавали экзамены, он выпекал торт или пирог, на нём выставлял оценку, оставлял родителям записку и уходил гулять. Из города-героя Севастополя парня призвали служить на Северный флот. На корабле был рулевым сигнальщиком, семафорил флажками, специальным прожектором. Как-то встречали Новый год в море, Владимир предложил испечь в каждый кубрик по торту. Так как ассортимент цвета был ограничен какао, приготовил шоколадные торты с циферблатом и стрелками на 12 часах. Все остались довольны. После службы, через три с лишним года вернулся в Севастополь, окончил техникум советской торговли, получил специальность техник-технолог предприятий общественного питания.
Людмила и Владимир поженились, в 1984 году уехали в Норильск подзаработать на квартиру. Владимир работал в Дудинском порту, потом служил в системе МВД. Людмила трудилась шеф-поваром в детском саду. На Севере прожили 35 лет, вышли на пенсию, решили вернуться в тёплые края. В благоприятном климате средней полосы оказались в 2018 году. В Нижнем Ольшанце построили дом. Людмила занималась в сельском клубе суставной гимнастикой. Как-то Оксана Важенина обмолвилась, что будет печь для солдат пирожки.
«Я предложила: давайте и я что-нибудь испеку. У нас родственники волонтёры, в Ольшанце, Белгороде, в Шебекинском районе много наших земляков-волонтёров. Передают носки, сигареты, предметы гигиены, сладости. Мы два раза в неделю выпекаем пирожки с капустой, с рисом и яйцом, сладенькие с джемом, яблоками, творогом, шарлотку, сосиски в тесте, а сегодня – сдобные булочки. Чтобы тесто не перестояло, Владимир помогает: лепит пирожки, кладёт начинку, в духовку ставит. В четыре руки быстрее. Хоть в семье два технолога, но имея большой практический опыт, делаем «на глазок», главное не переборщить», – рассказывает Людмила и светится радостью.
«Это радость, что мы можем помочь ребятам. Ничего сверхъестественного в этом нет, а тем, кому мы помогаем, необходимо. У нас зять участвует в СВО, его мобилизовали 1 октября 2022 года, воюет на Донецком направлении, три раза был ранен. Его из Дудинки призвали, местные волонтёры устраивают акции: пятница – «мы не курим», суббота – «не пьём чашку кофе», проводят ярмарки-продажи в посёлках, выручка идёт на помощь солдатам. В Красноярске большая волонтёрская организация, покупают бронежилеты, каски, всё необходимое. Зятю третий раз каску купили, ему третий раз её пробило (благодаря защите отделался контузией)», – продолжает разговор Владимир.
У супругов двое детей, сын и дочь, пятеро внуков, все живут в Дудинке. Прошлым летом приезжали в Нижний Ольшанец погреться на солнышке. Людмила и Владимир уютно обустроили придомовую территорию. Мы прошлись по саду, полюбовались крокусами. Можно представить, как красиво здесь будет летом. «Мы довольны, до самых заморозков цветы радуют. Я мечтала об этом, на Севере оставила 30 комнатных цветов, они украшали целую стену в нашей квартире, муж сделал оригинальную решёточку для них. Мы полюбили здешние места, утром выходишь, соловьи высвистывают мелодию «тюх-тюх». На Севере иная красота, болота и вечная мерзлота, и птички свои, в лесу грибы и ягоды: морошка (на малину похожа), кислица (как красная смородина), брусника», – рассказала Людмила. А Владимир добавил, единственное – по вкусной рыбе скучает, здесь такой нет, спасибо, дети едут в гости и привозят. Расставаться с такими обаятельными собеседниками совсем не хотелось, но нас ждали в другом доме. Загружаем машину, едем дальше.
Елена
Тамару Дмитриевну вывезли из Шебекино ночью 1 июня 2023 года, когда ВСУ массированно обстреливали город. Слава Богу, лишь небольшой осколок залетел в её квартиру. Женщина толком и не поняла, что случилось. Невестка Елена с волнением вспоминает ту ночь. В Разумном уже дорогу перекрыли, но успели проскочить. Теперь баба Тамара живёт в Нижнем Ольшанце с сыном и невесткой. Разгадывает кроссворды. «Я 1935 года рождения. Родилась в Оренбурге. Мне было шесть лет, когда фашисты напали на Советский Союз. Потом поняла, когда подросла, что дядю провожали на фронт. Маленькие дети разве думают о плохом? Мы оказались в Ташкенте, военных действий там не было, но все трудились для Победы. Война закончилась, мне 10 лет. Не могла понять, что происходило: все одновременно плакали, радовались, обнимали, целовали друг друга. И меня вверх подбрасывали – это особенно запомнилось. Спросила у мамы: «Что случилось?» Она ответила: «Война кончилась». В Ташкенте я окончила школу, техникум, получила специальность экономиста. Вот так мне досталось: в детстве война, и в старости стреляют. Хочу пожелать молодёжи, чтобы жили в мире, учились, радовались жизни», – поделилась Тамара Дмитриевна.
На кухне нас встречает Елена, показывает только что испечённые аппетитные буханки пшеничного хлеба. Сейчас она пенсионер, раньше работала продавцом. Муж Юра – участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Они всегда участвовали в культурной и общественной жизни села. «Началась СВО, решила помогать, чем могу. Сказали, нужно раз в неделю печь хлеб для военных, привезли муку. Мне не хлопотно, хлебушек домашний вкусный, от всего сердца делаю. Раньше для себя пекла, опыт имеется, подкупила формочек. Муку просею, добавлю сахар, соль, дрожжи в воде размешаю, подсолнечного масла налью, замешу тесто. Оно поднимется, раскидаю по формочкам, когда опять поднимется, можно печь. Чтобы хлеб вкусным получился, с любовью надо замесить тесто, с любовью выпекать!» – улыбается Елена. Если надо, она помогает готовить обеды для солдат, тогда супруг подключается: почистит и нарежет овощи. Вдвоём веселее и быстрее. На Новый год они испекли штук триста имбирных печений, Юра их разрисовывал.
Мысли уехать не возникало, тем более что был у них один переезд. В 1996 году из Ташкента, где стало невозможно жить русскоязычному населению, никаких перспектив и будущего – семья уехала в Нижний Ольшанец. «В селе часто бывает, что осколки летят, у нас выбило два окошка, у соседей вообще разворотило… Ничего, родные стены спасают! Спасибо нашему губернатору Вячеславу Гладкову, внуков отправили в оздоровительный лагерь в Ставропольский край, поживут в спокойной обстановке. Мы живём мыслями повседневными, с надеждой и оптимизмом, думаем, что всё скоро закончится, и тогда заживём спокойно и счастливо! А пока будем печь хлеб и варить борщ для наших защитников. Всем сейчас непросто, но на фронте тяжелее», – сделала вывод Елена.