Local Logo
Новости Белгородского района Белгородской области
99.93
-2.03$
103.29
-1.76
-2 °С, облачно
Белгород

Счастливые годы на БАМе

11 июля 2024, 14:01Общество
Фото: Дина Абрамова

8 июля исполнилось ровно полвека с принятия Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

Когда-то герои нашей публикации Вера и Алексей Бакуновы приняли решение: оставаться навсегда в Тынде, столице Байкало-Амурской магистрали, они не будут; рано или поздно грядёт переезд. Прощаясь с таёжным городком в 1997 году, супруги не сдерживали слёз. Сердце сжималось в груди. На перроне провожали друзья, с которыми было прожито много радостных моментов. Когда теперь встретятся?.. Поезд тронулся. Путь предстоял долгий. В окне вагона одни пейзажи сменялись другими. И думалось совсем не о том, что ждёт на новом месте, на Белгородчине, а о том, что произошло за последние пятнадцать лет. Счастливых бамовских лет.

«НЕ ЗРЯ ТЫ КРЫЛЫШКИ ЛЮБИЛА»

В конце 1970-х пять подружек из губкинского села Уколово приехали поступать в Харьковский электромеханический техникум транспортного строительства. Среди них – Вера. Специальность выбрали, как потом оказалось, скорее мужскую – «проводная связь на транспорте». Но тогда это никого не смутило. Девчата учились прилежно. Все годы обучения близко общались и поддерживали друг друга. После выпускного все устроились в Белгородской области. Кроме Веры. В 1983 году она оказалась на противоположном конце страны.

В Советском Союзе выпускникам давали работу по распределению. Члены комиссии спросили у меня и у моей подруги из Борисовки, где бы мы хотели трудиться. Мы ответили: «Поедем в Новосибирск». Сейчас, наверное, подумали бы, стоит ли уезжать так далеко от дома. Но тогда молодые были, азартные, – улыбается Вера Николаевна. – А нам: «Ну что Новосибирск? Поезжайте уже в Тынду, на БАМ». Мы и не слышали ничего об этом населённом пункте, не знали, где он расположен, и согласились.

Вера вернулась домой, поделилась с родными новостью о том, что отправляется на стройку века. Брат посмеялся: «Не зря ты в детстве куриные крылышки любила. Вот и полетишь на БАМ». Но добиралась девушка до Тынды вовсе не на самолёте, а на поезде.

Мы выехали из Харькова 30 мая. День в пути, два… Вагоны постепенно пустели, пассажиры выходили на своих станциях. Уже и три дня прошло, четыре, а мы с подружкой всё ехали. Похолодало, надели тёплые вещи. Проводница подтапливала вагон. Мы без конца интересовались у неё, когда же будет Тында, – продолжает Вера Николаевна. – Наконец услышали: «Девочки, ваша станция». Семь дней в дороге!

В городок прибыли ночью. Первое впечатление было не самым приятным: холод, темнота. Где-то виднелся тусклый свет – вокзал. Там и дождались рассвета. Утром на улице осмотрелись и переглянулись: «Да вроде бы и ничего здесь». В 1983 году численность населения города превышала 50 тысяч, возводились многоэтажки, работали предприятия, медицинские, образовательные и другие учреждения. На полках магазинов – изобилие отечественных и импортных товаров. Кажется, купить можно было всё. А какая природа! Тынду окружают леса, расположена она на одноимённой реке. Весной зацветают растения. Одним из первых – багульник. Красота!

В СМП‑868 девчат ждали и хорошо встретили. Да только работы по специальности не нашлось. По ней трудился сильный пол. Что делать? Отправили подружек в Белогорск.

На две недели с коллегами уезжали в командировку. На участке трассы парни тянули кабельные линии, паяли муфты. Траншеи им подготавливали военные, а мы с подругой были у них мастерами. Я вспоминаю это время с теплом, – голос женщины дрожит, и в глазах блестят слезинки. – Не зря говорят, что главное богатство БАМа – люди. А бамовская дружба – самая крепкая. Так и есть. БАМ собрал замечательных людей со всех уголков необъятной страны. Мы всегда друг другу помогали, друг друга выручали. Никогда не сталкивалась с завистью, склоками, скандалами. А вот с добрым отношением – постоянно. Удивительно: в суровом климате жили люди с горячими сердцами.

В Тынде Вера и её подруга сначала остановились в общежитии организации. Сколько праздников отметили жильцы вместе! И каждое мероприятие – это смех, веселье. Накрывали столы, ребята играли на музыкальных инструментах. Где музыка, там и танцы. Зимой катались на санках и лыжах, в тёплое время года ходили по ягоды и грибы.

Затем наша героиня устроилась секретарём там же, в СМП‑868. Ей предложили переселиться в вагончик на два хозяина. Считалось, что жилищные условия стали лучше. Но…

Зимой в Тынде температура опускается до 40-60 градусов. Мы шутили: три месяца у нас холодно, а девять месяцев очень холодно. И хотя в вагончиках были батареи, они не особо спасали. Иной раз ходили по дому в тёплой одежде и валенках. Кровать была ледяная. Прежде чем лечь в неё, прогревали снизу обогревателем. Но всё равно мы были счастливы, – делится собеседница.

Как-то подруга посоветовала Вере перевестись на телефонную станцию. Она так и сделала. Сейчас, вспоминая то место работы, Вера Николаевна говорит: «Это была сказка! Так мне нравилось! Я бежала на станцию, как на праздник». В трёхэтажном здании находились телеграф, справочная служба, служба ремонта, радиосвязь и телефонная станция. Ежедневно станция принимала десятки звонков от тындинцев. Чаще всего с просьбой дать чей-либо номер или с жалобами о невозможности дозвониться тому или иному абоненту. В последнем случае Вера Николаевна в огромной картотеке искала нужный номер, после передавала заявку монтёрам, обслуживающим линию связи. Когда неисправности устраняли, сообщала об этом звонившим. Утром горожане слышали по местному радио приятный голос Веры Николаевны с пожеланиями хорошего дня. В эфир выходили также со срочными новостями и важными объявлениями.

Фото: из архива семьи Бакуновых

Бамовская семья

В один из дней на телефонную станцию пришёл устраиваться приехавший из Брянской области Алексей Бакунов. Начальник тут же сообщил: «Девчата, там такой симпатичный парень. Молодой, высокий. Будет у вас теперь монтёром». Алексей сразу обратил внимание на Веру, а она поначалу ухаживания не принимала, приглядывалась. Но на новогоднем празднике – 1988 год сменял 1987-й – ответила ухажёру взаимностью. В августе 1989-го сыграли свадьбу (в день регистрации, к слову, в городе гастролировала группа «Мираж», и молодожёны с гостями ещё и на концерте побывали). В 1991-м на свет появился единственный сын Бакуновых.

В конце 80-х в Тынде некоторые предприятия закрывали, люди уезжали. Город как будто замер. Подруга, с которой Вера делила вагончик, отправилась за мужем в Красноярск. И этот вагончик стал первым совместным жильём Бакуновых.

Фото: из архива семьи Бакуновых

– Наступила тяжёлая пора, – вздыхает Вера Николаевна. – От изобилия товаров не осталось и следа. То, что было в магазинах, приобреталось по талонам. Раньше я отправляла с БАМа родным посылки с продуктами и одеждой. Теперь посылки присылали мне. Например, сестра отправила мне из Белгородской области своё свадебное платье, в котором я вышла замуж. Помню, зашла как-то в магазин, а на прилавке только трёхлитровые банки гранатового сока. Взяла, и он оказался таким вкусным, натуральным.

Бакуновы получили двухкомнатный домик, сделали во дворе небольшую теплицу, выращивали для себя овощи (в зоне вечной мерзлоты!) Это очень выручало, потому что снабжение магазинов практически прекратилось. Алексей Николаевич с телефонной станции перевёлся в СМП‑868, тянул линии связи, прокладывал кабель.

В 90-е жизнь в Тынде лучше не стала. Из Белгородской области Бакуновым звонили обеспокоенные родственники. Брат Веры Николаевны звал семью в Бессоновку: «Приезжайте к нам. В колхозе есть работа». И вот уже где-то далеко позади Амурская область, в которой прошла молодость, где-то далеко верные друзья… Остались лишь воспоминания.

Новая глава

В селе Ближнее Бакуновым поначалу всё казалось другим и непривычным. От тоски спасали родные. Благо, живут неподалёку. А ещё работа. Ей пара отдавала себя полностью. Алексей Николаевич и Вера Николаевна с сынишкой поселились в маленькой комнатке общежития, спустя год перешли в свой дом. В здании общежития была столовая третьего производственного участка колхоза. Там и трудилась Вера Николаевна заведующей до самой пенсии. Алексея Николаевича приняли механизатором. Он много раз занимал первое место в эстафете трудового соперничества по намолоту зерна и до сих пор работает в бессоновском колхозе.

Фото: из архива семьи Бакуновых

8 июля исполнилось ровно полвека с принятия Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». В конце июня супруги приняли участие в церемонии награждения. Глава администрации Белгородского района Анна Куташова вручила им медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали».

Фото: Дина Абрамова

В Тынду мы не возвращались с тех пор, как переехали в Ближнее. Было очень приятно оказаться в кругу тех, с кем нас связывает и объединяет одно большое дело – строительство БАМа, – делится Вера Николаевна. – Надеюсь, ещё встретимся и познакомимся ближе. Тем более что у нас есть «Бамовское содружество», о котором мы узнали на торжестве.

БАМ – целая эпоха в жизни большой страны. В жизни Бакуновых это тоже целая эпоха, и о ней не забыть. БАМ закалил их, научил не пасовать перед трудностями и оставаться человечными в любых ситуациях.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 12:26
Представитель транспортной полиции Ольга Каратаева приняла участие в акции «Ёлка желаний»
Материал
ОбществоСегодня, 12:16
Инженеры Росгвардии обезвредили кассетную мину ВСУ в приграничье Белгородской области
Материал
ПроисшествияСегодня, 09:38
Вячеслав Гладков проинформировал об обстрелах Белгородского района за минувшие сутки