В посёлке Разумное к железнодорожному переезду тянется улица Железнодорожная. В своё время предприятие ЮВЖД построило здесь несколько ведомственных домов для своих сотрудников. С одним из старожилов улицы Железнодорожной мы познакомились накануне Дня железнодорожника (в нашей стране он отмечается в первое воскресенье августа). Николай Бронников проработал в ЮВЖД всю жизнь. Это сложная и ответственная работа, требующая профессионализма и выдержки, нужно быть готовым к любым трудностям, порой к экстренному принятию решений.
Николай Петрович имеет звание «Почётный ветеран труда Юго-Восточной железной дороги». За многолетний добросовестный труд неоднократно награждён почётными грамотами и благодарностями, именными часами от начальника ЮВЖД и ведомственными медалями. В настоящее время Николай Бронников возглавляет ветеранскую организацию.
Дело всей жизни
Начинал слесарем по ремонту подвижного состава вагонного депо Белгород, ремонтировал вагоны. Год проработал, перешёл помощником составителя поездов на станции Белгород. Затем его назначили составителем поездов, который является руководителем маневров. Стал формировать не только грузовые, но и пассажирские составы. Тогда движение на станции Белгород осуществлялось по всем направлениям: поезда формировали на Курск, Харьков, Купянск, Готню. Постоянно поднимался по служебной лестнице, рос профессионально. Каждый раз назначали на должность уровнем выше и сложнее. Так стал дежурным по горке, руководил роспуском вагонов с сортировочной горки, контролировал процесс роспуска согласно сортировочному листку, по которому вагоны по назначениям следовали на свой путь по плану формирования.
Следующая должность – дежурный по станции Белгород, Дежурный по станции – это сменный руководитель станции и сменный помощник начальника железнодорожной станции. Он единственный, кто имеет право распоряжаться всеми вопросами движения – приёмом, отправлением и пропуском поездов, контролем поездов на прилегающих к станции перегонах. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы план перевозок выполнялся чётко и своевременно. Далее назначили Бронникова маневровым диспетчером. Поясняет: «Занимался расформированием и формированием железнодорожных составов, устанавливал очерёдность и порядок формирования составов, доводил сменное задание до непосредственных исполнителей, контролировал выполнение плана формирования составов, нахождение на станции и отправку порожних и местных вагонов». Следующая профессиональная ступенька – начальник станции Разумное. Руководил всей деятельностью железнодорожной станции. В былые времена сюда приходило большое количество вагонов под выгрузку: для автодорожных предприятий получали стройматериалы, щебень, битум, сжиженный газ для всей области. Раньше через станцию Разумное проходили транзитные грузовые, пригодные, пассажирские, и почтово-багажные поезда.
Попросила пояснить, что означает аббревиатура ПМС, известная для разуменцев как конечная остановка 103 маршрута. Оказалось, что недалеко от переезда находилась путевая машинная станция (ПМС), которая занималась ремонтом и капремонтом железнодорожных путей ЮВЖД. Формировали поезда, которые везли специалистов и необходимые материалы, рельсы, шпалы и т. д. Несколько лет назад ПМС расформировали, осталось лишь название жилого района Разумного…
Продолжаю изучать весомый послужной список героя нашей публикации. Одна из должностей звучит так – первый заместитель начальника отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Белгородского отделения ЮВЖД. Работа связана не просто с организацией движения поездов, главная задача состояла в том, чтобы доставить получателю по железной дороге тот или иной груз. Руководство предприятия постоянно отправляло сотрудников на учёбу. В железнодорожной отрасли жизнь движется стремительно, отставать нельзя. И Николай Бронников на протяжении всей службы совмещал работу с учёбой. Учился с большим интересом, изучал теорию уже в совокупности с производственной практикой. Окончил Харьковский техникум железнодорожного транспорта, затем получил высшее профильное образование в Украинской государственной академии железнодорожного транспорта по специальности «Организация перевозок и управление движения на железнодорожном транспорте путей сообщения», проходил курсы повышения квалификации.
Семья – поддержка и опора
Его супруга Любовь Александровна тоже посвятила жизнь железной дороге. На станцию Белгород Любочка приехала на практику, студенткой Харьковского техникума железнодорожного транспорта. Так и встретились, познакомились, сыграли свадьбу. Молодожёнам выделили комнату в общежитии. Жили дружно. Николай Петрович шутит, что и ссориться некогда было, всё время в пути, работали посменно. Она в день, он в ночь, она с ночи, он в день. Соседи по общежитию (коллеги по работе) помогали за маленькими детьми присмотреть, если небольшие нестыковки по времени получались. Супруги вырастили двух дочерей, помогают в воспитании внуков: старший учится в вузе, младшая пойдёт в первый класс. Семейный союз Бронниковых проверен временем, вместе они уже 41 год. А железная дорога, ещё больше скрепила их семью. Возьмем даже такой факт: предприятие бесплатно выделило им квартиру в п. Разумное на улице Железнодорожная, это большое дело для семьи!
Николай Петрович поделился, что в детстве о работе на железной дороге даже и не мечтал. Родился в селе Поповка Шебекинского района. Их в семье росло пятеро ребятишек, Коля – самый младший. Родители трудились в колхозе на ферме: мама Мария Егоровна – телятницей, папа Пётр Яковлевич – скотником. Рассказывает о родных с особой теплотой и гордостью. Достаёт вырезку из газеты, комментирует: «Почитайте, что о маме написано: «Лучше телят, чем в группе Бронниковой, не найти. У неё любая работа спорится». А папа с 1939 года служил в армии. Когда началась война, его сразу отправили на фронт в войска дальней артиллерии. Прошёл всю войну, получил контузию, вернулся в родные края с Победой!»
«В нашей многодетной семье детей учили трудиться, по-другому никак не прожить. Держали хозяйство: корову, два поросёнка, кур, гусей, уток, да ещё два огорода 50 соток. Быстро выполнишь, что от тебя требуется, и к друзьям на улицу бежишь. Детство у меня счастливое. С ребятами купались на речке, гоняли на велосипеде. Прямо за огородами находилось футбольное поле, где вечерами играли в футбол. И про учёбу не забывали. Окончил 10 классов Поповской школы, затем в Чернянском профтехучилище отучился на автокрановщика. Призвали в армию, служил водителем в войсках ПВО в Подмосковье. Вернулся, устроился на железную дорогу», – рассказал Николай Бронников.
Где и проработал до самой пенсии. Но и сейчас скучать некогда! У Бронниковых две дачи, в огороде и в саду растут овощи и фрукты. И даже курочек держат. А в прошлом году к свадебному юбилею дети подарили им туристическую путёвку. Супруги отправились на теплоходе из Москвы в Углич. «Всю жизнь по железной дороге ездил, захотелось по воде плыть. Стартовали вечером от Морского вокзала столицы. Удивился, какое насыщенное движение, навстречу шли корабли, баржи. Впечатлила и сложная шлюзовая система! Семь раз судно опускалось вниз: шлюз закрывался, поступает вода, шлюз открывается, и путь продолжается. На обратном пути наоборот, проходя через шлюзы, корабль семь раз поднимали наверх. Какие красивые пейзажи открывались, старинные здания с барельефами и скульптурами на станциях. Приехали в старинный город Углич утром, посетили достопримечательности и отправились обратно. В сентябре их ждёт путешествие на теплоходе из Москвы в Санкт-Петербург. Дети преподнесли такой подарок Любови Александровне на юбилей. Осенью постараемся обязательно рассказать о путешествии и впечатлениях.
Совет ветеранов
Когда в 2016 году Николай Бронников вышел на пенсию, его пригласили в совет ветеранов. Белгородская региональная общественная организация ветеранов войны труда и пенсионеров Юго-Восточной железной дороги, которую возглавляет Валерий Александрович Сапков, состоит из трёх узлов: Белгородский узел, Валуйский и Старооскольский. «Я возглавляю Белгородский узел. У нас 15 первичных ветеранских организаций по разным профессиям (сотрудники локомотивного депо, работники пути, энергетики, связь, вокзал, бухгалтерия и другие), всего больше трёх тысяч человек, которые вышли на пенсию. Имеется своё помещение, ежедневно дежурим, ведём приём, люди могут позвонить, прийти, пообщаться, поговорить о проблемах, высказать просьбы и т.д. Предприятие выделяет денежные средства. Поздравляем с юбилеями, оказываем помощь, если кто-то заболел, покупаем продовольственные наборы, оплачиваем лечение. Организуем культурный и спортивный досуг, туристические поездки. Мы участвуем в соревнованиях ветеранских команд, которые проходят в Москве, Ельце», – сообщил Николай Петрович. В прошлом году он в личном зачёте занял третьи места по дартсу и многоборью (бег, плавание), а белгородская команда завоевала первое место по волейболу. В Сочи для пенсионеров устроили «Зачётные каникулы» (спортивные мероприятия, кружки по интересам, экскурсии). Для ветеранов производства ежегодно организуют компьютерные курсы. Помимо этого, молодые волонтёры-железнодорожники обучают пенсионеров пользоваться компьютером.
К перечислению социальных льгот мой собеседник возвращался неоднократно, так что мне тоже захотелось оказаться в дружной команде железнодорожников. Итак, предприятие выделило бесплатное жилье, оплачивало обучение, обеспечивало сотрудников и членов семей бесплатными билетами на железнодорожном транспорте. У пенсионеров осталось это право: они могут один раз в год воспользоваться бесплатным проездом и отправиться в купейном вагоне хоть до Хабаровска или Владивостока. И вдобавок положено 200 км проезда в пригородном транспорте. Это здорово! Мечта путешествовать на пенсии сбывается у тех, кто трудился на железной дороге. Нужно подчеркнуть и весомую поддержку профсоюзов. Имели ведомственные санатории в Крыму и Краснодарском крае, благодаря чему сотрудники получали путёвки за символическую плату. Отправлялись на отдых семьями, с детьми, в Евпаторию, Алушту, Феодосию, Анапу, Сочи. Напомним, что билеты бесплатные. И сейчас для пенсионеров есть квоты на льготные путёвки, к примеру, Бронниковы записались в санаторий в Минводы.
Продолжаем перечислять: есть своя поликлиника, где продолжают обслуживаться и пенсионеры, лечение и процедуры для них бесплатны. Раньше и больница имелась. В Липках находится ведомственный санаторий-профилакторий, где пенсионеры могут пройти медпроцедуры (электрофорез, грязелечение, парафин, водные процедур). Свежий воздух, отличное питание! Даже обеспечивают бесплатную транспортную доставку людей в Липки (а потом обратно домой) транспортом РЖД из различных районов области, а потом и домой производится бесплатно
В связи с нынешней оперативной обстановкой спрос несколько упал, но тем не менее, запись желающих поправить здоровье и отдохнуть ведётся. Добавим, что на базе профилактория постоянно организовывались выездные праздничные мероприятия. Торжества к профессиональным праздникам с награждениями и поздравлениями коллектива проводятся и в концертном зале Белгородской филармонии (в советское время это был ДК «Железнодорожник»). Пенсионеры – в числе почётных гостей!
Ежегодно заместитель председателя регионального совета ветеранов работников Железнодорожного транспорта Тамара Худолей организует для пенсионеров туристические поездки. Дорога и экскурсии бесплатно, остальное за свой счёт. Желающих достаточно, до полсотни человек набирается! Каждый год разные маршруты – по Золотому кольцу, в Белоруссию, Санкт-Петербург. Сотрудничают с другими ветеранскими организациями, от городского совета ветеранов ежеквартально получают билеты в театр, на концерты. Их информируют обо всех мероприятиях, проводимых на площадках областного центра: «Приходите пожалуйста!». Было бы желание, а предложений разнообразить свой досуг достаточно.
Ветеранская организация, и супруги Бронниковы в том числе, участвуют в волонтёрском движении. В настоящее время, как истинные патриоты пенсионеры-железнодорожники не могут стоять в стороне, помогают участникам СВО: плетут маскировочные сети, делают марлевые салфетки, вяжут носки, собирают гуманитарную помощь. «Мы команда, уже столько всего сделали! Все стараются для Победы!», – повторяет мой собеседник. В Год волонтёра Николаю Бронникову вручили благодарственное письмо от начальника Центральной дирекции движения – филиала ОАО РЖД за его неравнодушное сердце.
Прекрасно, если человек находит своё призвание. А детально продуманная соцподдержка на предприятии помогает работать с отдачей и жить с радостью. На ЮВЖД заботятся о людях, не забывают ветеранов и не дают им скучать. Николай Петрович уверен, что важно быть востребованным в любом возрасте. Но уточнил, что как сам себя настроишь, так и будет. Девиз нашего героя: «Просто жить! Активно, постоянно трудиться, а не стоять на месте».