Local Logo
Новости Белгородского района Белгородской области
85.50
+1.81$
92.43
+2.77
+10 °С, туман
Белгород

«Небо – наш родимый дом»

9 февраля , 10:21Общество
Фото: архив И. Бурдейного

Почти пять лет Иван Бурдейный носит форму крупной российской авиакомпании и совершает полёты в разные точки планеты.

Выпускник Тавровской школы имени А. Г. Ачкасова Иван Бурдейный – из авиационной семьи. Вдохновлённый рассказами дедушки о жизни пилота, он и сам сел за штурвал. Почти пять лет Иван носит форму крупной российской авиакомпании и совершает полёты в разные точки планеты.

Фото: архив И. Бурдейного

Иван, почему вы решили связать жизнь с авиацией?

Я родом из Казахстана, города Кокшетау. После 9 класса родители отправили меня к бабушке и дедушке, чтобы я окончил российскую школу и поступил в российский вуз. Так я оказался в Таврово.

Оба моих деда летали. Один был инспектором по безопасности полётов и командиром-инструктором на Як-40, другой – командиром-инструктором на Як-42. Бабушка строила взлётно-посадочные полосы, мама пару лет работала стюардессой, сейчас учитель начальных классов. А папа трудился начальником смены авиационных перевозок.

Я не мечтал стать пилотом. В школе любил химию, был победителем и призёром школьной, городской и областной олимпиад и собирался поступать в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Но от судьбы не уйти (улыбается). После переезда я попал в физико-математический класс. Не сразу, с трудом переключился на физику. Со временем мне это удалось, и я задумался о том, куда поступать, сдавая русский язык, физику и математику. Пока я выбирал вуз, дедушка делился со мной интересными историями о своей учёбе, работе, командировках. Меня они вдохновили, и я начал узнавать, что нужно для поступления в университет гражданской авиации.

Что это были за истории?

Дедушка рассказывал, например, о том, что он определился со своей будущей профессией в возрасте 5-6 лет, когда в их деревне сел советский самолёт ПО-2. Экипаж занимался аэрофотосъёмкой, и все ребятишки сбежались посмотреть на железную птицу. Для него это было невероятным событием: он такой маленький, а перед ним такая махина.

Первый дедушкин самолёт – Ан-2. На нём он летал на химии и по Северному полярному кругу. Полёты выполнялись на предельно низкой высоте, и это давало возможность наблюдать за жизнью с высоты птичьего полёта. Затем пересел на Як-40. Когда дедушка уже был пилотом-инструктором и инспектором по безопасности, их экипаж выполнял рейс из Омска в Новосибирск. После взлёта обнаружили критическую вибрацию среднего двигателя. В такие моменты времени на раздумья мало, потому что последствия могут быть разные. Они приняли решение выключить двигатель и вернуться в аэропорт Омска. Посадка прошла благополучно. После такого инцидента шло расследование. Дедушку отстранили от полётов до заключения комиссии о правильности действий экипажа. Спустя какое-то время министр гражданской авиации наградил моего дедушку нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота». Комиссия установила, что двигатель был выключен своевременно, иначе произошло бы его заклинивание, которое могло серьёзно повредить самолёт, органы управления.

Раньше, по словам дедушки, за самолётом был закреплённый экипаж. Командир, второй пилот, бортмеханик, радист и бортпроводники могли летать десятками лет вместе, дружили семьями, вместе провожали детей в школу, отмечали праздники. Не один раз встречали Новый год в полёте, смотрели сверху на салют.

Сейчас дедушке 77 лет. Каждый раз, когда он рассказывает о полётах, его глаза горят. И каждый раз наши разговоры об авиации затягиваются на долгие часы. Для меня он пример настоящего профессионала своего дела и большая гордость!

Вернёмся к вашему поступлению в вуз. Вы решили отучиться на пилота. Какое учебное заведение выбрали?

Я остановил свой выбор на Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации. Поступал вместе с близким школьным другом Евгением Орловым. Необходимо было сдать хорошо ЕГЭ, пройти врачебно-лётную экспертную комиссию, сдать нормативы по физподготовке и пройти специальный профотбор. В школе я учился хорошо, троек в аттестате нет, но ЕГЭ сдал не очень. Родители помогли мне поступить на платную основу, за все пять лет обучения пришлось бы отдать 3-4 миллиона рублей. Меня это сильно угнетало, так как я обещал родителям поступить на бюджетную основу. Угнетение переросло в сильную мотивацию. Я учился на пятёрки и перевёлся на бюджет как раз перед первой лётной практикой (обучение было дорогим именно из-за практик, так как нужно платить за керосин, аренду самолёта, инструктора и т.д.)

Фото: архив И. Бурдейного

Мне нравилось учиться, нравилось то, чем занимаюсь. Начал просыпаться семейный авиационный ген (улыбается). После перевода на бюджет я не расслаблялся, так как понимал: от того как учусь, зависит трудоустройство. Окончил университет без единой четвёрки не то что в дипломе, а в самой зачётке. Таких нас двое со всего потока: я и мой друг Сергей. Он был старшиной группы, я – его замом.

С таким дипломом, наверное, было легко устроиться на работу.

На последнем курсе к нам приезжали представители разных авиакомпаний и проводили собеседования, чтобы после получения диплома мы могли сразу приступить к переучиванию на конкретный тип (в университете мы летали на маленьких учебных самолётах, налетали по 150 часов, это международные требования для получения свидетельства пилота). Я прошёл все собеседования, которые только были, и теперь у меня был выбор, в какую авиакомпанию идти. Я остановился на легендарной авиакомпании нашей страны, ПАО «Аэрофлот». Нам предложили переучивание на Boeing 737NG или Airbus A320. Это был март 2019 года, ещё во время учёбы. Я хотел попасть на 737.Так началась моя карьера. После получения диплома 7 июля 2019 года я поехал трудоустраиваться в Москву. Нужно было пройти кучу наземных подготовок, сдать много зачётов и экзаменов. Вообще жизнь пилота – это постоянное обучение и повышение квалификации.

Куда полетели впервые в качестве пилота?

Свой первый полёт я выполнил в Прагу в качестве второго пилота-стажёра. Это было 3 сентября 2019 года. Невозможно передать то, что творилось на душе. Даже спустя столько времени (на 29 января 2025 года у меня 1032 рейса), я помню те ощущения, ту радость, эйфорию, то наслаждение полётом. Это очень крутая профессия! Какие виды открываются из кабины пилотов. Сколько рассветов я встречал в кабине, столько же провожал закатов. Я побывал во всех странах Европы, Таиланде, ОАЭ, Монголии, всех странах СНГ, Турции, Египте, Индии, облетел Россию от Калининграда до Владивостока. При определённой продолжительности рейса (примерно 4-5 часов) у нас всегда командировки от одного до трёх дней. Это даёт возможность увидеть достопримечательности, познакомиться с историей места, в котором оказался, купить сувениры и подарки. В свой первый год работы Новый год я встречал в Испании, в городе Аликанте, у нас была двухдневная командировка.

Фото: архив И. Бурдейного

Это плюсы вашей профессии. Но есть же и другая сторона медали.

Да. Это ненормированный график, у нас нет понятия выходных или праздничных дней (когда родилась моя мама, мой дед был в полёте), сбитый режим из-за смены часовых поясов.

Вы работаете пилотом почти пять лет, побывали в десятках городах и странах. Какой полёт запомнился особенно?

Самые запоминающиеся полёты, конечно, первые. Когда ты, ещё студент, первый раз садишься за штурвал. В университете у нас был учебный Diamond DA40. Это одномоторный лёгкий самолёт. Когда впервые отрываешься от земли, поначалу кажется, что время остановилось. При этом много процедур нужно выполнить. Под конец полётной смены из тебя как будто выжали все соки, но эта усталость приятная. Первые 15-20 часов (всего на данном типе нам нужно налетать 100 часов) ты выполняешь с инструктором, а это 5-7 полётов, затем тебя выпускают самостоятельно летать. Очень волнительно. Далее идёт выпускной тип, Diamond DA42. На нём нужно налетать 25 часов. В процессе наземных подготовок я налетал ещё 25 часов на тренажёрах DA40 + DA42.

Фото: архив И. Бурдейного

Следующим этапом было освоение американского самолета Boeing 737NG. И каждый новый этап – это новые эмоции: первый полёт вторым пилотом-стажёром, первый полёт самостоятельно, первый полёт командиром-стажёром, первый полёт командиром. Я сейчас командир воздушного судна-стажёр. Первый рейс в этом качестве выполнил 9 января 2025 года в Новосибирск.

Какие рейсы запомнились как самые продолжительные? Может быть, были самые сложные?

Самый продолжительный рейс в моей карьере – Хабаровск–Бангкок. Время в полёте составило 7 часов 16 минут. А самый сложный выделить не могу, потому что в разное время года встречался с не очень лётной погодой, когда приходилось выкладываться на всю. Летом это грозы, зимой – метели, а осень и весна характеризуются сменой климата и предельными ветрами.

Вы сказали, что первые полёты были волнительными для вас. Сейчас, спустя пять лет работы пилотом, чувствуете волнение перед полётом или во время?

Сейчас, как только шасси отрывается от земли, волнение, проблемы, любые другие мысли остаются внизу. А я наслаждаюсь полётом, даже если погода оставляет желать лучшего. Думаю только о полёте и ни о чём другом.

Пилоты – суеверные люди? Есть в вашей профессиональной среде свои приметы и традиции?

Я знаю, что кто-то не фотографируется перед рейсом, кто-то боится чёрной кошки, если она перешла дорогу. Я тоже избегаю чёрных кошек. Если что-то забыл дома и вернулся, то обязательно посмотрю в зеркало. На этом мои суеверия заканчиваются. Что касается традиций, то у нас командиру, выполнившему первый самостоятельный полёт, коллеги дарят фонарик и ручку. Почему именно такой набор? Всё просто. Перед и после каждого полёта командир осматривает воздушное судно, и днём, и ночью, и в снег, и в дождь. А ручка необходима для подписания документов. Бывает, дарят модель самолёта с датой и маршрутом первого самостоятельного полёта.

А у пассажиров есть традиция хлопать пилоту после посадки самолёта. Вам в кабине слышны аплодисменты?

К сожалению, нет, аплодисментов мы не слышим, потому что очень сильно вовлечены в процесс посадки и пробега, это критический этап полёта. Кроме того дверь в кабине пилотов бронированная, что создаёт дополнительную шумоизоляцию. Но нам всегда об этом говорят бортпроводники, и это очень приятно. И бортпроводникам приятно от аплодисментов тоже, потому что мы единый экипаж. Они профессионалы своего дела, которые также обеспечивают безопасность полёта. Большое спасибо пассажирам за аплодисменты.

Расскажите о вашей жизни вне самолёта, на земле.

Дома меня ждёт семья. Я женат на своей однокласснице. С будущей супругой мы учились вместе в Казахстане, пока я не уехал в Россию. После окончания 11 класса я подал документы в вуз и приехал к родителям. Мы встретились с Юлей в общей компании и поняли, что не можем друг без друга. Но я поступил в Питер, Юля – в Омск. Через два года она перевелась в СПбГУ. На этом любовь на расстоянии не закончилась. Я окончил университет и стал обживаться в Москве. Юля уехала навестить родителей. В один день из-за пандемии COVID19 государственные границы закрылись, авиаперевозки прекратились. Мы прожили ещё один год на расстоянии. В 2021 году после пандемии мы поженились, а чуть меньше двух месяцев назад у нас родился сыночек.

Фото: архив И. Бурдейного

Нашу авиационную династию продолжает мой младший брат Роман. Сейчас он занимается разработками авиационных карт и схем, по которым мы летаем.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ПравосудиеСегодня, 15:42
Полицейские задержали подозреваемого в краже товаров из магазинов в Разумном мужчину
Материал
ОбществоСегодня, 15:33
Туман ожидается в Белгородской области 2 апреля
Материал
ПравосудиеСегодня, 15:30
Бывший гендиректор ГУП «Белоблводоканал» заключён под домашний арест