Жительницы села Петропавловка Любовь Губарева и Надежда Ващенко поделились историей своей семьи. Сёстры жалеют о том, что раньше подробно не расспрашивали родных о военном времени, о том, какие испытания выпали на их долю, что пришлось пережить. В детстве жили солнечными счастливыми минутами мирной жизни.
У Фионы Ефимовны и Максима Яковлевича Калининых родилось 11 детей. Самая старшая – Валентина – 1906 года рождения, Михаил появился на свет в 1909 году, Евгений – в 1911, Виктор – в 1913, Агриппина – в 1915 году, Палладий родился в 1922 году, Иван – в 1923, Нина – в 1925, Алексей – в 1927, Василий – в 1931, Станислав – в 1933 году. Фионе Ефимовне присвоили высокое звание «Мать-героиня», наградили орденом «Мать-героиня». В советское время «золотую звезду» вручали матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей. Род Фионы и Максима Калининых продолжили 30 внуков и почти 50 правнуков.
«Бабушка управлялась по хозяйству, занималась детьми. Дедушка работал кузнецом. В годы войны Петропавловку (тогда Саженского района Курской области), оккупировали фашисты. В 1943 году шли сильные бои, село оказалась под перекрёстным огнём. Вместе с другими жителями семью эвакуировали в Коломыцево, дедушка заболел и умер, его там и похоронили. Бабушка с детьми вернулась домой, в свой маленький домик, который до сих пор сохранился. Жили тяжело, особенно во время войны и послевоенные годы. Наварят чугун картошки, поставят на стол. Хоть и своя картошечка, каждый возьмёт по картошине, полчугунка нет, семья-то большая. И самое главное, дружная, старшие нянчились с младшими, помогали матери. В дальнейшем создали свои семьи, достойные, благополучные. У старшей дочери пятеро детей, у остальных по трое», – поделилась Любовь Алексеевна.
Когда началась Великая Отечественная война, трое старших сыновей Фионы Ефимовны и Максима Яковлевича ушли на фронт, достойно сражались, прошли всю войну и с Победой, в медалях и орденах, живые и невредимые вернулись в отчий дом. Михаил Максимович Калинин пришёл из братьев первым. Награждён он медалью «За боевые заслуги».
Гвардии ефрейтор Виктор Калинин служил в гвардейском стрелковом полку, воевал на Волховском фронте. Дошёл до Берлина. Награждён медалью «За отвагу». В приказе командование отметило, что «Виктор Максимович Калинин в бою с немецкими захватчиками под огнём противника на своей боевой полуторке вовремя и в достаточном количестве доставлял на огневые позиции боеприпасы». Заслужил медаль «За боевые заслуги», когда в январе 1944 года в районе высоты 112,0 одновременно работал в должности ездового и кузнеца. Возил на огневые позиции боеприпасы, к работе относился честно и добросовестно. С поля боя вынес пять раненых бойцов. Виктор Максимович удостоен также медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и ордена Отечественной войны 1 степени.
Иван Максимович Калинин был ранен в Одессе, попал в плен, бежал. Дошёл до Берлина. Служил в звании младшего сержанта. Награждён двумя медалями «За отвагу». Вот что сказано в наградных документах: «В августе 1941 года, действуя в составе Кавалерийского полка, рядовой Калинин при отражении контратаки немцев в районе села Кодемо тяжело ранен в обе ноги»; «На территории Венгрии 6 января 1945 года в составе 119 стрелкового полка в должности наводчика противотанкового ружья при наступлении подбил четыре грузовых автомашины, легко ранен в живот». За ратные подвиги Ивану Калинину вручили две медали «За боевые заслуги». Одну из них – в начале войны, другую – в преддверии Победы. Из официальной информации командования: «В бою за высоту 1411 в Австрии 17 апреля 1945 года выстрелом своего ружья уничтожил огневую точку противника, мешавшую продвижению стрелкового взвода, и двух немецких лётчиков». В 1985 году фронтовику вручили медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Ещё один брат, Евгений Максимович Калинин, имел бронь. Ему дали отсрочку по мобилизации, потому что он работал на железной дороге, помогал фронту в тылу.
«Наш папа Алексей Максимович Калинин – несовершеннолетний узник концлагеря, в 16 лет его угнали в Германию. На железнодорожной станции Белгород разбомбили эшелон с зерном. Народ побежал собирать зерно, отправился и папа с другом. На станции фашисты как раз формировали эшелон для отправки советских людей в Германию. Наших ребят схватили и покидали в вагон. Даже не успели сообщить родным. Вот так он оказался в гетто, пытался убежать, сначала с товарищем, второй раз сам. Далеко уйти не удалось. Фашисты искали с собаками, псы папу изорвали, очень сильно прокусили ногу, из-за чего он всю жизнь хромал. В результате фашисты загнали беглеца, поймали и вернули за колючую проволоку. Что спасло от смерти? Зажиточные немцы пришли нанимать батраков. Заключённых выстроили в ряд. Папа, рослый и крепкий, подошёл одному из хозяев. Ухаживал за свиньями, варил животным еду, ел вместе с ними. Немцы относились к пленному более-менее лояльно. В 1945 году узников освободили американцы. Добирался домой почти целый год на товарняках, попутных машинах, но больше пешком. Пришёл в Петропавловку в 1946 году», – вспоминают Любовь и Надежда.
Братья вернулись с фронта, построили дома, создали семьи, трудились и воспитывали детей. На белгородский хлебозавод «Колос» Иван устроился водителем, Виктор – слесарем. Алексей сначала поработал в кузнице при железной дороге, а потом до самой пенсии – грузчиком на хлебозаводе. «Папа был крепкий, словно богатырь, ладонь у него огромная, как две моих, – пояснила Любовь Губарева. – Нас в семье трое – мы с Надей и брат Николай (депутат Земского собрания Беломестненского поселения). Папа постоянно брал нас в Белгород на демонстрации 1 Мая и 7 ноября и время от времени рассказывал нам истории военной поры».
Вот некоторые из них. Назначили немцы трёх полицаев следить в Петропавловке за порядком. Многих жительниц села фашисты угнали в Германию. Как-то в дом напротив Калининых зашёл один из полицаев и предупредил соседку о планах немцев, чтобы она спряталась. После войны люди заступились за этого человека, привели факты, что тот помогал сельчанам. Он прожил в Петропавловке до самой старости. Двое других приспешников фашистской власти исчезли, их судьба неизвестна. Даже дети этих полицаев поклонялись фашистам, когда летели немецкие самолёты, выбегали на улицу, показывали на кресты и кричали: «Вон, наши летят». А самолёты сбрасывали бомбы на мирное село.
Как-то немец нагрузил на повозку огромную гору сена, уселся на самый верх, едет и играет на гармошке. Алексею дал палку, чтобы тот придерживал копну. Пока повозка по ровной дороге ехала, справлялся парень, но тут на пути оказался бугорок с наклоном. Держал, держал он сено и не удержал: силы иссякли. Бросил палку и побежал прочь, немец покатился кубарем, запутался в сене. Это произошло рядом с местом, где сейчас располагается предприятие «Мелстром». Алексей промчался мимо ряда домов в огороды и укрылся в сарае. Если бы у немца при себе оказался автомат, застрелил бы паренька, не раздумывая. Рядом с местом происшествия собрались женщины, сложили сено на повозку, пообещали отвезти, слёзно просили немца пощадить мальчишку, мол, не хотел, произошло случайно. Фашисты всё равно искали Алексея, шарили по чердакам, со злостью строчили очереди из автоматов. Простреливали и тот сарай, где прятался Алёша, чудом остался жив, в уголочек забился, не задели пули.
Рассказали сёстры о непростой судьбе своей мамы: «Родом мама из села Непхаево Яковлевского района. Семью Ивана и Галины Зайцевых в 1933 году репрессировали по ложному доносу, выслали в республику Коми. Нине (нашей маме) три года, её брату Коле пять лет. В три часа ночи подъехала к дому повозка, даже собраться не дали. Жили в бараках, сплавляли лес. Голодовка была страшная… Ивана Андриановича оттуда забрали на войну. Бабушка Галя работала на сплаве леса. Однажды она уехала на десять дней, а у детей украли продовольственные карточки. Всё это время они совсем ничего не ели, опухли от голода. Слава богу, удалось спасти детвору. Нашей маме пришлось в 12 лет разносить почту, работать нянькой. Николай приписал себе год и в 17 лет ушёл воевать. Служил в кавалерии, в 18 лет погиб. Бабушка решила вернуться на родину в 1946 году, целый месяц с двумя дочерьми (в ссылке Клава родилась) плыли на пароходе. Уже потом Зайцевых реабилитировали. Бабушка и мама устроились на «Мелком», так тогда «Мелстром» назывался, вручную пилили мелки».
Алексей Калинин и Нина Зайцева познакомились в клубе. В 1953 году сыграли свадьбу. В 1961 году семья переехала в новый красивый дом, который построил глава семейства. Сёстры поделились, что прожили счастливое детство. «Папа особенно любил детей. Родители никогда голос на нас не повышали. Держали большое хозяйство: корову, телят, поросят, гусей, кур, уток. Папа работящий, утром ему на электричку в шесть часов, а он встанет пораньше, в четыре часа. Летом покосит траву, зимой печку растопит. Вечером после работы накосит сена, нам прикажет на следующий день поворошить или собрать траву. Папа посадил большой сад – полсотни деревьев. Они до сих пор плодоносят. И нас к труду приучали: мы пасли коров, с речки пригоняли гусей и уток, заготавливали сено, в огороде работали», – продолжила Любовь Алексеевна.
Главный закон жизни большой семьи – трудиться, любить родных и близких, помогать друг другу. В дружной семье – мир и лад. «Семья для нас всегда на первом месте, а Петропавловка – самое красивое село, особенно наша улица Заречная», – завершили рассказ сёстры Любовь и Надежда.