Сфотографировать Бориса Межевского на его основном рабочем месте оказалось непросто по двум причинам. Во‑первых, он категорически отверг намерение рассказать о предприятии на страницах газеты.
«Не хочу шумихи вокруг нашего производства, – заявил он. – Ни у кого это не получается, а у нас получилось! Зачем выдавать наши профессиональные секреты?», — подчеркнул белгородец.
Тогда объяснил ему, что ни о какой шумихе или о профессиональных секретах речь не идёт. Просто крайне важно познакомить читателей с инициативными, предприимчивыми людьми. Может, кому‑то ещё захочется встать на тропу предпринимательства, реализовать свой личный бизнес-план.
Он несколько смягчился и повёл в главное производственное помещение – огромный ангар, занятый большущими бассейнами, наполненными водой, в глубине которой просматриваются внушительных размеров рыбины.
Рабочий с помощью сачка вытащил одну из рыбин и опустил её на бетонный пол. Я тут же расчехлил фотокамеру, взглянул в видоискатель и увидел… сплошной туман – объектив мгновенно запотел.
«Удивляться здесь нечему, в закрытом помещении влажность воздуха близка к 100 процентам. Таково требование технологии», — сказал Борис.
Пришлось прибегнуть к нестандартному приёму, чтобы снимок получился худо-бедно приемлемым.
Мы – на ферме по выращиванию африканского клариевого сома в окрестностях села Беловское. Это предприятие возникло здесь пять лет назад. Созданные производственные мощности рассчитаны на выращивание 100 тонн готовой рыбной продукции в год. Готовая рыбная продукция – это не только филе сома в замороженном виде, но и всевозможные кулинарные изделия, пригодные к подаче прямо на стол.
Обслуживают производство 13 человек – энтузиастов, оптимистов, не страшащихся трудностей начального этапа.
«Мы уже сегодня готовы выйти на плановый объём производства – 100 тонн рыбной продукции в год. Возникли трудности с реализацией. Наши люди традиционно используют в пищу другие, более привычные, виды рыбы – в определённом смысле хромает культура потребления. Не готова к работе с сомом и торговля. В магазинах созданы условия для охлаждения рыбы. Но уже при температуре в районе плюс 10 градусов сом погибает, ему требуется температура 20–27 градусов», — рассказал Межевский.
Впрочем, здесь намечается серьёзный прорыв. К сожалению, не в пользу белгородцев. Выйдя из ангара с ёмкостями для выращивания сома, Борис указал на группу людей, поджидающих его на площадке у входа.
«Это предприниматели из Подмосковья, они приехали договариваться о заключении контракта на поставки нашей рыбы. Они готовы получать весь объём нашей продукции. Если договоримся об условиях, контракт, конечно, заключим. Но не на весь объём – помаленьку будем приучать к культуре потребления наших земляков. Убеждён, это тоже у нас получится. Мы ведь оптимисты по сути своей», — прокомментировал Борис.
Справка «Знамени». Африканский клариевый сом – это очень вкусная, деликатесная и диетическая рыба. В нём почти нет мелких косточек, нет чешуи, мясо нежное, плотное, без ярко выраженного рыбного запаха. По питательности сом африканский приравнивается к рыбам осетровых пород. Практически безотходная рыба, голову и хвост можно использовать для приготовления ухи.