Корреспондент «Знамени 31» побеседовал о перспективах развития образовательных учреждений Белгородского района до 2025 года с заместителем руководителя комитета социальной политики — начальником управления образования администрации Белгородского района Мариной Малышевой.
В системе образования ожидаются значительные перемены в связи с реализацией национального проекта «Образование». Он был утверждён «майским указом» Президента России Владимира Путина в 2018 году. Глобальные цели проекта – вхождение России в число мировых лидеров по качеству общего образования и обеспечение глобальной конкурентоспособности образования в России.
— Марина Дмитриевна, общая благородная цель понятна. Конкретизируйте, пожалуйста, этапы и направления предстоящей непростой работы.
— Национальный проект «Образование» в муниципальной системе образования будет реализован в шести направлениях: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность». У каждого из них свои задачи, при этом они дополняют друг друга. Все проекты востребованы и необходимы для модернизации системы российского образования.
Для нас сейчас важными направлениями работы являются реализация региональных составляющих федеральных национальных проектов и достижение ключевых показателей муниципальных веерных проектов. Все проекты рассчитаны на шесть лет – до 2025 года.
— Вы сказали «веерные проекты» – поясните, что это значит?
— Федеральные проекты проецируются на регион, муниципалитет. Допустим, федеральный проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ. Все это будет и в нашем районе.
В рамках регионального «веерного» проекта «Современная школа» осуществляется создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Школьники смогут изучать технологию, информатику и основы безопасности жизнедеятельности на базе организаций, имеющих высокооснащённые ученические места и обновлённую материально-техническую базу, в том числе на базе технопарков для детей «Кванториум». В Белгородском районе в этом году центры образования цифрового и гуманитарного профилей созданы на базе трёх учреждений: Стрелецкая школа, Майская гимназия и Дубовская школа с углублённым изучением отдельных предметов. Средства федерального бюджета (1,6 млн. руб. на каждую школу) направлены на обновление учебного оборудования. Помещения центров будут зонированы и оформлены в соответствии с единым брендбуком. Открытие центров планируется в сентябре 2019 года. К 2025 году таких центров в районе будет 16.
— Станет ли меньше бумажной документации, которая, кажется, уже захлестнула образовательные учреждения и отвлекает от главного – от самого обучения?
— В ходе реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» планируется отказаться от школьной бумажной документации и обеспечить все школы безопасным доступом в Интернет со скоростью не ниже 50 Мб/c в сёлах и не менее 100 Мб/c – в городской местности.
Сейчас во всех школах района обеспечен доступ к глобальной сети Интернет, имеется локальная сеть. В 2018 году в общеобразовательных организациях скорость доступа к сети Интернет составляла от 40 Мб/с в средних школах до 10 Мб/с в начальных. Уже нормой стало ведение электронных дневников учащихся, журналов успеваемости в системе «Виртуальная школа».
Федеральный проект «Учитель будущего» включает организацию переподготовки для учителей, введение новой системы карьерного роста.
Не менее половины учителей должны пройти переподготовку в ходе проекта. Национальная система учительского роста предполагает переход от вертикальной системы карьерного роста (учитель – директор – завуч) к горизонтальной.
— Горизонтальной? Это как? Поясните, пожалуйста.
— Минпросвещения России планирует ввести новые должности для педагогов школы – «старшего учителя» (методиста) и «ведущего учителя» (наставника). Карьера учителя будет развиваться как по горизонтали (первая и высшая квалификационные категории), так и по принципу, устанавливаемому с введением новых должностей. Таким образом, будет происходить последовательный рост квалификации педагога (при сохранении должности учителя), выполнение одной и той же трудовой функции, но с усложняющимся составом трудовых действий, позволяющих обеспечить более высокий уровень обучения, воспитания и развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
— Предусматриваются ли конкретные меры для повышения уровня компетенции учительского сообщества?
— В рамках формирования и внедрения национальной системы учительского роста идет апробация новой модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), которые позволят дифференцировать уровень профессиональных компетенций педагогов по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям. Данную модель аттестации планируют ввести в 2020-м году. В октябре 2018 года на базе МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» проведено исследование компетенций учителей. В исследовании приняли участие 70 педагогов из 16 школ района.
В образовательной среде также обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, – о них уже было сказано выше: учитель-методист, учитель-наставник. В рамках реализации регионального проекта «Формирование института наставничества в сфере образования региона» к концу 2019 года 75% педагогов школ области будут охвачены наставничеством.
Приоритетными задачами системы образования района остаются повышение качества образования на всех уровнях, обеспечение соответствия образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и меняющимся запросам участников образовательных отношений.
— А какие новшества планируются для участников образовательных отношений? Детей, родителей?
— Цель проекта «Успех каждого ребенка» – помощь в гармоничном развитии и социальной ответственности личности. В частности, в школах разработают особые программы по индивидуальным планам и дополнительному образованию. Также по всей стране будут созданы центры поддержки талантливых детей.
Чтобы реализовать проект «Современные родители», в правительстве предлагают разработать единый федеральный портал, где родители смогут получить консультации по вопросам образования и воспитания детей и психологическую помощь, связаться с педагогами. К тому же в 2024 году во всех субъектах РФ откроются центры скорой психолого-педагогической помощи родителям.
— Белгородский район является самым густонаселенным и быстрорастущим в регионе за счёт стремительного развития индивидуального жилищного строительства. Есть ли в связи с этим какие‑то особенности?
— Естественно, интенсивный прирост населения, в том числе и детского, влечёт за собой нехватку мест в детских садах и школах района. На сегодняшний день детские сады посещают более 7 тыс. воспитанников, в школах района обучаются 14,5 тыс. учащихся, из них во вторую смену учатся 1148 человек из шести общеобразовательных организаций. Ежегодный прирост обучающихся в школах составляет в среднем 7%, а это полторы тыс. человек на каждые 1 сентября.
Проблема переполненности школ и детских садов решается путём строительства новых объектов образования. В прошлом 2018 году была введена в эксплуатацию большая школа на 1100 мест в п. Дубовое, мкр. Улитка. 1 сентября текущего года откроет свои двери школа-новостройка на 1000 мест в мкр. Разумное-54.
Согласно существующим областной и муниципальной программам развития сети общеобразовательных организаций до 2025 года запланировано строительство еще 5 новых школ. Уже началось строительство пристройки блока начальных классов к МОУ «Майская гимназия» на 500 мест.
В 2020 году в с. Таврово будет осуществляться строительство школы на 1100 мест в мкр. Таврово-4. Далее запланировано строительство школ на 1000 мест в мкр. Новосадовый-41 и в п. Северный, в мкр. Стрелецкое-23 на 725 мест, в с. Крутой Лог на 225 мест.
При планировании строительства новых объектов образования учитывается их шаговая доступность для обучающихся, потому в микрорайонах ИЖС строятся начальные школы с дошкольными группами. Так в текущем году осуществляется строительство объектов «начальная школа – детский сад» в мкрорайонах Улитка-2 и Таврово-10. В перспективе строительство таких же объектов в мкр. Разумное-71, Майский-8, Стрелецкое-59, Таврово-6, Улитка-3. В планах на 2021–2022 годы строительство детских садов в мкр. Новосадовый-26, в Таврово-6, в мкр. Парус п. Дубовое.
Не остаются без должного внимания действующие детские сады и школы. Каждый год регулярно проходит обследование и ремонт кровли во всех учреждениях, проводятся необходимые текущие косметические ремонты.
За последние 2 года капитально отремонтированы 9 учреждений. В настоящее время капитальный ремонт осуществляется в МОУ «Северная СОШ №1», МОУ «Северная СОШ №2», Журавлёвской, Весёлолопанской и Краснооктябрьской школах, а также в МДОУ №25 п. Ясные Зори и МДОУ №11 п. Комсомольский, станция юных натуралистов.
Сделано много, но много ещё и предстоит и в ближайшие два года. Будет осуществлен капитальный ремонт в ДОУ №9 и №21 п. Северный, №19 и 20 п. Разумное, №13 п. Политотдельский, №16 с. Весёлая Лопань., Разуменской школе №1, Ближнеигуменской, Хохловской школах.
Как видите, нас ожидает очень много изменений и нововведений в сфере образования. Однако все изменения планируется проводить постепенно, гармонично внедряя их в образовательную систему. И мы уверены, что реализация нацпроектов и работа на всех уровнях послужат во благо наших детей и станут значительным позитивным вкладом в их будущее. А мы сделаем для этого всё.
— Спасибо, Марина Дмитриевна, за обстоятельную и откровенную беседу. И – удачи в реализации больших планов!