Local Logo
Новости Белгородского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, дождь
Белгород

Учитель-логопед поделилась с жителями Белгородского района секретами развития речи детей

26 января 2020, 12:00Общество
Фото: Дина Абрамова

Ирина Зарубина в дошкольном образовании 20 лет.

Согласно статистике, число детей, нуждающихся в помощи логопеда, растёт с каждым годом. С чем это связано? Как понять, что у ребёнка речевые проблемы? Как ему помочь? Об этом мы поговорили с учителем-логопедом детского сада № 10 села Таврово Ириной Зарубиной, она более двадцати летработает в сфере образования. Работала помощником воспитателя, затем воспитателем, психологом в Тавровском детском саду. Окончила Белгородский государственный университет по специальности «Преподаватель дошкольной педагогики, психологии и учитель-логопед». Стаж учителя-логопеда – одиннадцать лет. Имеет высшую квалификационную категорию.
 

Фото: Дина Абрамова

Ирина Леонидовна подтверждает: увеличивается число детей с речевыми проблемами. Из всех детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение, 96% имеют речевые нарушения.

— Ирина Леонидовна, почему у детей возникают речевые проблемы?

— Причин много. И если быть последовательными, то начинать необходимо задолго до рождения малыша. Это хронические заболевания мамы, профессиональные вредности, вибрационные нагрузки, ионизирующие лучи, приём наркотиков, алкоголя, курение.
Опасны на ранних сроках беременности перенесённые краснуха, грипп, эндокринные нарушения, проблемы печени и почек, резус-конфликт, травмы живота, применение медикаментов, влияющих на слух и нервную систему, прерывание беременности, физическое и нервное истощение, патология на генетическом уровне. Причинами возникновения речевых нарушений, в том числе и задержки речевого развития, могут стать стимуляция родов в связи со слабой родовой деятельностью, кесарево сечение, кислородное голодание ребёнка, затяжные или, наоборот, стремительные роды, рождение недоношенного или переношенного ребёнка и другие.

После рождения влияние негативных факторов на формирующиеся речевые центры всё так же актуально. Я имею в виду травмы головы как результат падений, воспалительные поражения мозга, заболевания, резко ослабляющие организм и тормозящие общее развитие. Добавлю проблемы с ушами, так как слух непосредственно влияет на речевые функции, и некоторые нерационально применяемые лекарства. Также могут нарушить речь аномалии зубочелюстного аппарата из‑за травм, сосание пальца или соски, постоянное общение с людьми, у которых есть выраженные дефекты речи. И, конечно, речь ребёнка зависит от его воспитания. 

— Остановимся на этом подробнее. Расскажите, как на речь ребёнка влияют условия его жизни и воспитания.

— Начнём с простого общения. Задумываются ли родители над тем, как часто они говорят со своими детьми? Нередко у ребёнка формируется дефицит личного общения. Говорить с ним нужно с самого его рождения. Когда умываете, одеваете, играете, используйте песенки, потешки, стишки. Слова должны быть простыми, доступными для малыша. Для нас, взрослых, это кажется настолько примитивным, что многие не хотят этим заниматься, но для ребёнка – это необходимость, соответствующая его уровню развития. Не пренебрегайте общением с детьми с самого раннего возраста.

В своей работе я сталкиваюсь со случаями чрезмерной опеки и отсутствием у ребёнка мотивации к разговору. Знаете, почему некоторые дети молчат и совершенно не хотят говорить дома, но в детском саду быстро приспосабливаются к ситуации и начинают без умолку болтать? Потому что там их не понимают! При отсутствии мотивации ребёнок не будет стараться говорить раньше. А зачем? Если его и так дома очень хорошо понимают, все ему подают-приносят и задают десятки уточняющих вопросов, чего бы ему хотелось, что малышу остается только отвечать «да» или «нет». Провоцируйте ваше чадо на диалог, и он вам ответит тем же!

— Нередко сейчас живое общение заменяют телефоны и телевидение…

— Гаджеты и телевизоры – болезненная тема. Длительное сидение перед телефоном, компьютером, телевизором, планшетом имеет множество негативных последствий и для речи, и вообще для здоровья. На просмотр мультфильмов должно уходить 20 минут в день. Да и смотреть всё подряд не стоит, надо фильтровать информацию с экранов. Ищите полезную и интересную альтернативу гаджетам и телевидению – совместные речевые игры, экскурсии, подвижные игры, чтение книг, разучивание песен, рисование, лепка… Подавайте детям положительный пример. Если вы постоянно с телефоном в руках, то и ребёнку захочется его взять.

— Как понять, что у ребёнка проблемы с речью? И в каком возрасте малыша нужно бить тревогу?

— На «речь» ребёнка нужно обращать внимание с самого его рождения – на его первый крик, гуление, лепет. Существуют приблизительные критерии нормального развития детей разного возраста, в том числе и речевого развития. Если есть несоответствие, значит есть и проблемы. Повод обратиться к врачу, если к концу первого месяца ребёнок не кричит перед кормлением, к концу четвёртого – не улыбается, не гулит, к концу пятого – не прислушивается к музыке, к концу седьмого – не узнаёт голоса близких, не реагирует на интонации, к концу девятого – не лепечет и не может повторять за взрослым звукосочетаемые слоги, к концу десятого – малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания, к году – не произносит ни слова и не выполняет простейшие просьбы.

К одному году в словаре малыша должно быть 10–15 осознанно произносимых лепетных слов. К полутора-двум годам в речи должны появляться простые предложения, первые прилагательные. К трём годам из речи ребёнка уходят так называемые физиологические смягчения, он правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки, строит сложные предложения, легко запоминает и рассказывает простые стихи и сказки, называет свои имя, фамилию. В четыре года ребёнок должен правильно произносить свистящие звуки, использует в речи сложноподчинённые предложения. Кстати, не стоит настаивать на том, чтобы в этом возрасте ребёнок правильно произносил звук «р». К пяти-шести годам ребёнок произносит все звуки, активно употребляет обобщающие слова, называет широкий круг явлений и предметов, в словах уже не встречаются пропуски и перестановки звуков и слогов. Исключения – трудные и незнакомые слов.

— То есть если, скажем, в три года малыш не говорит «р», не стоит беспокоиться?

— Конечно, не стоит. Это касается не только «р». Нормально, если в этом возрасте он не произносит «р», «л», путает «с» и «ш», «з» и «ж». В три года ребёнок должен просто говорить. Пусть и с ошибками. Но его речь должна быть понятна окружающим.

— Бывает такое, что ребёнку три года, он пришёл в детский сад и молчит…

— Бывает. Это может быть связано с адаптацией. То есть дома, до сада, он говорил, а в саду ему нужно присмотреться ко всему, привыкнуть. А если он вообще до трёх лет молчал, то родители должны были обратиться к логопеду в поликлинику. Чем раньше мама и папа обратят внимание на несоответствие речи ребёнка его возрасту, тем лучше. Тем более что речевые проблемы – это не просто неправильное звукопроизношение. Зачастую они связаны с патологиями, которые требуют медицинского вмешательства.

— Если родители поздно спохватились и обнаружили у своего ребёнка проблемы с речью, ситуацию можно исправить?

— Можно. При активном участии родителей, учителя-логопеда и, если требуется, психолога, дефектолога и врачей. Конечно, лучше, когда родители вовремя обращаются за помощью к специалистам.

— Какими будут последствия, если вовремя не обратить внимания на речевые нарушения?

— Начнутся проблемы в школе. Дети с нарушениями речи стесняются отвечать, даже если знают правильный ответ, наблюдается нарушение чтения, нарушения письма. Могут быть проблемы с самооценкой и соответственно истерики: «Не хочу в школу! С меня смеются! Я не справляюсь! У меня много ошибок!». Поэтому рекомендую решать речевые проблемы детей ещё в дошкольном возрасте.

Фото: Дина Абрамова
Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Сюжеты: Интервью
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 15:51
Сильный ветер и осадки в виде мокрого снега ожидаются в Белгородской области 23 ноября
Материал
ПроисшествияСегодня, 14:11
Вячеслав Гладков: «Дроны ВСУ продолжают атаки по нашей территории»
Материал
ОбществоСегодня, 14:10
Будущим врачам Белгородского района вручили символику медклассов и фирменную одежду