По итогам 2019 года Белгородский район стал лидером в рейтинге инвестиционной активности муниципальных образований региона. На сегодняшний день в портфеле инвестиционных проектов их 174, а сумма за счёт всех источников финансирования инвестиций составила 20 млрд. рублей.
О том, как Белгородский район уже не первый год среди лидеров в данной работе, и о дальнейшей перспективе развития инвестиционной политики наш корреспондент беседует с заместителем главы администрации района – руководителем комитета экономического развития Викторией Шеенко.
Виктория Витальевна, на сайте АО «Корпорация «Развитие» размещена информация об итогах проведения в декабре 2019 года контрольной закупки в муниципальных образованиях Белгородской области.
АО «Корпорацией «Развитие» в декабре 2019 года в рамках реализации Плана мероприятий по улучшению показателей Белгородской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации проведена «контрольная закупка» состояния инвестиционного климата на территории муниципальных образований Белгородской области.
Рейтинг проводился в отношении всех муниципальных образований региона, которые для обеспечения объективной оценки разделены на 4 группы, обладающие схожими инвестиционными и экономическими потенциалами. Белгородский район отнесён ко второй группе муниципальных образований вместе с Алексеевским, Валуйским, Новооскольским, Шебекинским и Яковлевским городскими округами.
По итогам рейтинга Белгородский район занял 1 место в своей группе и также оказался в лидерах среди муниципалитетов по набранным баллам (73 балла) наравне с Губкинским городским округом и Вейделевским районом из первой и четвертой групп соответственно.
Что такое инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат территории и что отличает Белгородский район от других муниципальных образований области?
Инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат территории – весьма многогранные понятия. Инвестиционная привлекательность формируется с учётом инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков. И с этой точки зрения задача органов исполнительной власти – повышать инвестиционный потенциал, снижая инвестиционные риски.
К безусловным преимуществам нашего района относится то, что мы не просто близко находимся к административному центру области, Белгородский район буквально опоясывает город Белгород, постоянно развивая социальную, жилищно-коммунальную и промышленную инфраструктуры. Мы обладаем серьёзным кадровым и экономическим потенциалами, у нас есть свободные площадки для размещения производств во многих сферах деятельности, в районе реализуются мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности, а также благодаря внедрённому проектному управлению, а сейчас и бережливому сопровождению проектов по принципу «одного окна», накоплен серьёзный опыт реализации и сопровождения инвестиционных проектов. Оценка проводимой работы как раз и формирует рейтинг инвестиционной активности страны, региона или муниципального образования, основанных и на географических, и ресурсных условиях, и на условиях, создаваемых органами власти территории во взаимодействии с предпринимательским сообществом.
Подготовленный АО «Корпорация «Развитие» рейтинг муниципальных образований области в сфере инвестиционной деятельности – это первая оценка работы муниципалитетов области с потенциальными инвесторами?
По механизму проведения, безусловно, первая. Начиная с 2014 года департаментом экономического развития области формируется ежеквартальный рейтинг инвестиционной активности муниципальных образований области, который включает оценку активности муниципального образования в инициативах и инвестиционных проектах; движение финансовых ресурсов (привлечение инвестиций) при реализации инвестиционных проектов; качество проектов и «инвестиционного портфеля», а также данные Белгородстата по объёму инвестиций в основной капитал.
С 2016 года, по итогам годовых оценок департамента экономического развития области, Белгородский район занимает лидирующие позиции в своей группе муниципальных образований.
Виктория Витальевна, а как связаны «контрольная закупка», инвестиционный климат и инвестиционная активность применительно к муниципальному образованию?
В обычном понимании контрольная закупка – это один из способов контроля: например, правил реализации товаров, работ, оказания услуг, а также их качества или цены. В Белгородской области это ещё и способ оценки состояния инвестиционного климата на территории муниципальных образований.
Её целью является оценка работы муниципалитета с потенциальными инвесторами на основе следующих критериев: оперативность предоставления и качество документов, регламентирующих порядок взаимодействия с инвесторами; количество инвестиционных проектов, находящихся на сопровождении в муниципалитетах; оценка удовлетворённости инвесторов взаимодействием с муниципалитетом, сформированная на основе телефонного опроса; владение информацией об инфраструктурных возможностях муниципального образования; наличие на муниципальных ресурсах информации о мерах поддержки инвесторов.
Иначе говоря, наряду с оценкой, проводимой на муниципальном уровне работы по повышению инвестиционной привлекательности, значительно большее внимание уделяется тому, как складывается диалог власти и бизнес-сообщества, насколько быстро решаются возникающие в ходе взаимодействия вопросы, насколько власть слышит инвестора.
Контрольная закупка проводилась в форме анкетирования муниципалитетов на основе сформированного чек-листа и телефонного опроса предпринимателей на предмет удовлетворённости работой с муниципалитетом по 16 показателям, по 14 из которых работа Белгородского района оценена на высший балл.
В чём заключается преимущество Белгородского района по сравнению с другими муниципальными образованиями в своей группе в рамках проведённой «контрольной закупки»?
По мнению АО «Корпорация «Развитие», сильные позиции Белгородского района обусловлены наличием развитой инфраструктуры для реализации проектов (наличие промпарков «Северный», «Фабрика» и «Южный»), большим количеством реализующихся проектов и высокой оценкой предпринимателей района. Кроме того, в Белгородском районе активно внедряются лучшие муниципальные практики из «Атласа муниципальных практик», сформированного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).
Насколько, по Вашему мнению, востребован формат «контрольной закупки» в сфере инвестиционной деятельности?
На наш взгляд, именно такой формат «тестирования» системы востребован как хозяйствующими субъектами, так и администрациями муниципальных образований для объективной характеристики качества, доступности оказываемых услуг и взаимодействия с инвестором в целом, а также определения дальнейших шагов по улучшению инвестиционного климата, тем более, когда экспертом выступает институт развития, непосредственно участвующий в реализации инвестиционной политики на территории области, и имеющий в своём активе большое количество реализуемых и реализованных проектов.
Хозяйствующие субъекты понимают, что их мнение важно не только на уровне муниципалитета, но и области в целом, кроме того, они осознают, насколько серьёзно они влияют на позицию муниципального образования в рейтинге.
Какие выводы по итогам закупки Вы сделали для себя и для своей дальнейшей работы?
Самый главный вывод – мы двигаемся в правильном направлении, но «контрольная закупка» позволила определить ряд моментов, которым мы уделим особое внимание в ближайшем будущем: дальнейшая реализация плана мероприятий по комплексному развитию Белгородской агломерации на 2016–2025 годы; реализация мероприятий Стратегии развития промышленности Белгородского района на 2017–2021 годы и развитие промышленных парков, промышленных и индустриальных зон, консолидирующих промышленные предприятия района, дальнейшее внедрение механизмов муниципально-частного партнёрства, позволяющие привлечь частные инвестиции в реализацию инфраструктурных инвестиционных проектов; дальнейшая повсеместная поддержка предпринимательских инициатив и популяризация мер государственной поддержки и поддержки, оказываемой институтами развития; а также мероприятия по брендированию территории. И всё это мы планируем проводить в постоянном диалоге с предпринимательским сообществом, позволяющим в режиме реального времени отслеживать возможные сдерживающие факторы, работать на достижение успеха.
Ведь для нас лидерство – это не только достижение, это, в первую очередь, ответственность – быть эффективнее, быть лучше, быть достойнее!